Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- учить детей пересказывать литературный текст;
- познакомить с новыми понятиями;
- развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).
Оборудование:
Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг». Фото или картинки с изображением одуванчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- учить детей пересказывать литературный текст;
- познакомить с новыми понятиями;
- развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).
Оборудование:
Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг». Фото или картинки с изображением одуванчиков.
Ход НОД:
В: обращается к детям:
- Весна красна цветами, а осень пирогами. Почему так говорят? (Весной все цветет, осенью собирают урожай)
- Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух. (Одуванчик)
В: -Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
-Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
-А что вы знаете об этом цветке?
В: В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть.
В: -Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
- «Сережа!» - позову я его деловито.
Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
В: - Что я вам прочитала? Почему вы думаете, что это рассказ? (В нем нет волшебства. Там всё как в жизни.)
- О чем этот рассказ? (О природе, о зеленом, золотом луге).
- Как автор назвал луг? Какой он? (Золотой зеленый).
- С чем Пришвин сравнивает одуванчик? Какие описания в рассказе вам запомнились?
- Какая забава с одуванчиками была у братьев?
- Где жили братья?
- Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
- Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
В: читает рассказ второй раз.
- Ребята, давайте постараемся пересказать этот рассказ.
Заслушиваются три пересказа. Дети могут пересказывать по двое (один начинает, другой заканчивает), тогда будет опрошено шесть человек.
В: - Автор сказал про луг – золотой. А какой еще может быть луг? (Цветастый, разноцветный, веселый).
- А сейчас придумайте определение к слову одуванчик. Какой он? (Желтый, белый, пушистый, легкий).
- С чем вы можете сравнить одуванчик? (Как парашютик, как снежок, как пушинка, как солнышко).
- Про что еще можно сказать золотой? (Золотой дождь, золотой куст, золотой лес). Золотое? (Поле, небо). Золотая?
В:
Беседа об одуванчике
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.
Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"
Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....
Конспект НОД по ЧХЛ "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»"
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:учить детей пересказывать литературный текст;познакомить с новыми понятиями;развиват...
Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
Знакомство с удивительным человеком Михаилом Пришвиным. Больше всего он любил детей и природу....
Рекомендации родителям к занятию по развитию речи для детей 6-7лет (май,2020) Тема: пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг».
Рекомендации родителям к занятиям с детьми(6-7лет) дома по развитию речи. (май,2020) Презентация к рассказу М. Пришвина « Золотой луг», рекомендации к знакомству и пересказ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. "Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Знакомство детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"....
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"
Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...