ЗИМА
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Программное содержание:
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, по средством игр и составлением небольших рассказов.
Образовательные задачи:
Формировать умение с помощью наводящих вопросов.
Расширять представления детей о свойствах снега и льда.
Развивающие задачи:
Активизировать словарный запас детей.
Развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову.
Развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх.
Развивать умение детей рисовать короткие штрихи и линии концом кисточки.
Воспитательные задачи:
Обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение.
Воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.
Чтение художественной литературы. Наблюдение на прогулке за явлениями природы. Загадывание загадок о зиме. Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа. Разучивание стихотворений о зиме. Игры и игровые упражнения по развитию речи.
Словарная работа:
Лед, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снегопад, сугроб, снеговик, снегурочка, снежинки, снегири, мороз «зимушка – зима», зимовье; пушистый, гладкий, рыхлый, плотный, мягкий, твердый, бесцветный, зимний.
Оборудование:
Магнитофон, диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», конверт с письмом, сундучок, поднос со снегом, поднос со льдом, салфетки бумажные по количеству детей, снежинки с заданиями, пластиковые бутылочки с соломинками, магнитная доска с сюжетными картинками по теме «Зима».
Материал:
Белая гуашь, зеркала, кисточки, подставки для кисточек по количеству детей, салфетки влажные.
Организационный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся им, и поздороваемся! (ответы детей).
Воспитатель: А теперь ребята давайте поздороваемся друг с другом.
Игра «Здравствуй друг»
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд)
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд)
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками)
Я люблю свой детский сад
В нем живет полно ребят
Может сто, а может двести
Хорошо, когда мы вместе.
Воспитатель: Все на месте?.Все ли здесь? (ответы детей). Обернулись, посмотрели и друг другу улыбнулись.
Воспитатель: А теперь все внимание на меня. Ребята, сегодня мы будем говорить о зиме. А чтобы правильно говорить, прочитаем чистоговорку о зиме.
Чистоговорка.
МА - МА - МА - наступила вновь зима
РА - РА - РА – снежная гора
ИЛИ - ИЛИ - ИЛИ - бабу снежную лепили
ВИК - ВИК - ВИК - получился снеговик
РИ - РИ - РИ - прилетели снегири
КИ - КИ - КИ - поиграем мы в снежки
РЫ - РЫ - РЫ - катаемся с горы
ТА - ТА - ТА – зимою красота
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение.
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы,
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня посмотри,
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? Как вы догадались, что говорится о зиме? А какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы? Сколько зимних месяцев? А какой сейчас месяц? Какой сегодня, день недели? Число? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы!
(стихотворение о снежинке)
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся - тихие, нежные,
И тают, тают, тают…
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте ее рассмотрим.
Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края, и нравится ли вам зимушка-зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундучке».
Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры.
Давайте все вместе произнесем заклинание!
«Чек, чек, чек открывайся сундучок!»
(На столе стоят два подноса со снегом и льдом)
(Составление предложений с противопоставлением).
Воспитатель: Вот и первое задание. Ребята, что стоит у вас на столе? (ответы детей). Снег и лед, и их появление связано с наступлением зимы.
Сравните их и расскажите об этом.
1.Игра «Сравни и расскажи».
-Снег мягкий, а лёд твердый.
-Снег пушистый, а лёд гладкий.
-Снег белый, а лёд прозрачный.
-Снег рыхлый, а лед плотный.
-Снег легкий, а лед тяжелый.
А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)
Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
Молодцы.
(Дети вытирают руки салфетками.).
2. Упражнение «Вьюга».
(Формирование направленной воздушной струи.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети: Вьюга.
Воспитатель: - Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.
Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Вы так хорошо потрудились.
Холодно гулять зимой? (дети кивают головой)
Побежим скорей домой (возвращаются на свои места)
Отдохнули. Собрались с мыслями.
Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
3. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки - серебристые ... (Снежинки.)
На поселки, на лужок, все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят - все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка - эта девочка - ... (Снегурочка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (Снег.)
Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)
На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, слово «зима» родственное слову «снег»? (ответы детей)
Воспитатель: Перечислите слова родственные к слову «зима»? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте соберем слово «Зима». Сколько букв? Звуков? Слогов? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь мы будем составлять рассказ по серии сюжетных картин.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему «Зима».Картина «Саша и снеговик», «Не боимся мы мороза».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.
5.Физкультминутка «Мы идем по снегу в зимний лес»
Вышли мы на улицу, (маршируют)
Снегу намело! (руки вверх, в стороны)
Вот лопаты мы возьмем,
Да и снег весь разгребем (Работают лопатами)
Протопаем дорожку
К самому порожку (топают с продвижением вперед – назад)
Слепим круглые снежки (лепят снежки)
И огромные комки (показывают ком руками).
Мы построим снежный дом (руки над головой – крыша дома)
Дружно жить мы будем в нем (Обнимаются все вместе).
Воспитатель: У меня есть волшебный снежок.
Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.
6. Игра. «Какая бывает зимой погода?»
Если идет снег, то погода какая? – снежная;
Если дует ветер, то погода какая? – ветреная;
Если холодно, то погода какая? – холодная;
Если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;
Если хмуро, то погода какая? – хмурая;
Если мороз, то погода какая? – морозная;
Если солнечно, то погода какая? – солнечная;
Если ясно, то погода какая? – ясная.
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Мы сказали о зиме много хороших слов. Вы так хорошо потрудились, все задания выполнили и волшебный сундучок опустел.
Волшебница Зима очень любит рисовать своей волшебной кисточкой. И рисует она не на белых листочках, а на окнах, на своих серебристых, волшебных зеркалах.
А вы хотели бы нарисовать? (ответы детей).
Воспитатель: Тогда давайте нарисуем ей подарки, снежинки, морозные узоры. Проходите в творческую мастерскую. Рисовать мы будем белой гуашью на зеркале. (Показ зеркала, на которых нарисованы образцы снежинок от креста, от галочки и узоров).
7.Пальчиковая гимнастика. «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили. Лепят комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили. Крошат хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались. Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Во время работы детей звучит музыка. Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель: Вы сегодня хорошо занимались.
Рисовали необычные, волшебные снежинки. На этом волшебном чуде мы заканчиваем занятие. Зеркала пусть у вас лежат на столах, подсохнет краска, полюбуются нашими работами гости. А затем мы с вами устроим выставку в группе для родителей, пусть и они увидят ваше волшебное зимнее чудо - снежинки.
Итог занятия
Воспитатель: Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? (ответы детей). Что мы делали? (ответы детей). Что Вам понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте поблагодарим наших гостей, что они к нам в гости пришли и попрощаемся с ними (ответы детей).
Список литературы
1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
2. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с.
4. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/В.В. Гербова//Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1– С.12-24
5. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2010 – 210 с.
6. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....