Метод наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». |
Высказывание Константина Дмитриевича Ушинского отражает всю суть наглядного моделирования.
Детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Заучивание стихотворений, пересказ текста вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Они не владеют приёмами и методами запоминания.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В непосредственно образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Наглядное моделирование помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Метод наглядного моделирования можно использовать в разных видах речевой деятельности:
❖ при заучивании стихов
❖ при пересказах художественной литературы
❖ при обучении составлению описательных рассказов
❖ составление рассказов по картине
Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.
Заучивание стихов с помощью мнемотаблиц.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.
Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы по запоминанию стихотворений
1.Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК
По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руке его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!
2.Разобрать непонятные слова и определения.
4.Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
5.Рассказать стихотворение, опираясь на придуманные образы
Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Составление описательных рассказов по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. На практике «рассказы» самостоятельно составленные детьми-это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. В своей работе с детьми я использую систему работы Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н. Авторы отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики и технологии развития связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов. Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем.
С помощью данного пособия дошкольники учатся анализировать предложение из двух, трех и более слов; осознают предлог как отдельное слово; формируется умение составлять алгоритм рассказа, значительно расширяется словарный запас.
На начальном этапе для изучения символов предлогов можно поиграть в игру «Найди по схеме» или лото «Предлоги»
Так-же успешному овладению детьми закономерностей, необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям (кукла сидит, мальчик рисует и т. д.). Для этого мы играли в дидактическую игру
«Составь предложение»
Дидактическая игра «Составь предложение»
Цель: Развивать у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь с помощью наглядных моделей.
Задачи:
1. Закрепить умение составлять предложения по картинке;
2. Учить составлять схемы предложений;
3. Учить определять количество и последовательность слов в предложении.
Ход игры.
Взрослый выкладывает перед ребёнком 3-5 карточек. Ребёнок должен составить по данным картинкам предложение (я), используя глагол (ы), предлоги и союзы. Например: 3 карточки, на одной из которых изображён заяц, на второй – волк, на третьей – лиса. (Предложения: Заяц боится волка и лису. Заяц убегает от волка и лисы.)
Этапы работы по составлению рассказа и пересказа с помощью картинно-графических схем:
1)Предложить детям рассмотреть картинку.
2) Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
Что делает трактор? (Трактор выкапывает картофель.)
-Что делает тракторист? (Тракторист управляет трактором.)
-Что делают овощеводы? (Овощеводы собирают урожай.)
-Что делают рабочие? (Рабочие грузят мешки.)
-Что сделает грузовик? (Грузовик увезет картофель.)
3) Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая внимание детей. Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ.
4) Дать задание придумать название рассказу.
5) Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.
Наглядные модели помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;
• цвет
• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Для составления описательного рассказа об овощах и фруктах можно использовать сенсорно графические схемы В.К.Воробьевой, которые отражают сенсорные каналы получения информации о признаках предметов.
При описании других объектов (игрушки, одежда, посуда, животные, времена года и пр.) модели, рекомендуемые Т.А. Ткаченко .
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию,
- проводить исследование,
- делать сравнения,
- составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада .
Рекомендуемая литература:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
2.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет». Картинно-графические планы рассказов. Москва. «Скрипторий 2003» 3013г.
3.Кодолбенко Е.А. «Зашифрованные скороговорки». М:ТЦ сфера 2011.-32с.(Конфетка)
4.Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников
Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников»
Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...