консультация для родителей по развитию речи в детском саду
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
консультация для родителей по развитию речи в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_sredney_gruppy_v_detskom_sadu_po_razvitiyu_rechi.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей средней группы в детском саду по развитию речи
Описание:Информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям,.
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития речи в данной возрастной группе; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми играми для детей данной возрастной категории.
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
2 Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
3. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
4. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
5. Дети легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления.
6 Речь становится более связной совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи,
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет
Существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Бурно развивается «словотворчество».
3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
5. Называет животных и их детенышей, времена года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т. д., союзы (куда, что, когда, сколько и т. д.).
8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь.
Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
3., Слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ», нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Методы развития
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т. д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.
1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.
3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.
4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.
7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.
8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.
9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.
10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У», задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.
11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.
Речевые игры
«Подскажи словечко»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)
Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)
Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)
Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)
Змея шипит, а еж? (фыркает)
У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)
Придумывайте самые разнообразные предложения.
«Кто где живет?»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.
-– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и. д.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.
Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высоки – низкий
Темный – светлый
Тонкий – толстый
Маленький – большой и т. д.
«Каждый знает…»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т. д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.
Каждый знает, что синим бывает – море, небо.
Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.
Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.
Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.
Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе.
Дом – дома,
Стол – столы,
Стул – стулья,
Цветок – цветы,
Лист – листья,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята
«Что каким бывает?»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает
Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)
Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)
Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т. д.
«Назови ласково»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль)
«Кто – откуда и куда?»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.
Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.
Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)
Откуда выехала машина? (машина выехала из-за магазина)
Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)
Куда села синицу? (синица села на ветку)
Откуда слетел голубь? (голубь слетел с окна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя , звукопроизношения....
Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"
Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
консультация для родителей в младшем возрасте в детском саду "Адаптация в детском саду"
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...
Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, февраль №1: Беседа на тему «О друзьях и дружбе».
Цель: Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекат...
Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, апрель №3: Обучение рассказыванию по теме: «Мой любимый мультфильм».
Цель: Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. ...