Проект "Биоэнергопластика, как средство развития речи у дошкольников с ОНР"
проект по развитию речи (младшая группа)
Представляю Вашему вниманию инновационную деятельность в работе с детьми с ОНР. Данный проект будет полезен логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических групп.«Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bioenergoplastika.docx | 526.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Проект «Биоэнергопластика, как средство развития речи у дошкольников с ОНР»
Урай, 2018
Проект: «Биоэнергопластика, как средство развития речи у дошкольников с ОНР» Образовательная область: Речевое развитие.
Вид проекта: исследовательский, практический.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Начало проекта: ноябрь2018 года
Окончание проекта: ноябрь 2019 года.
Авторы проекта воспитатели: Фирсова А.М. Белозёрова И.А.
Участники: дети разновозрастной группы с ОНР, педагоги группы.
Риск проекта: (частые пропуски детей по причине болезни, карантин).
Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями
Цель проекта :
-внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики»
Задачи:
1.Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;
2.Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластикив коррекции речевых нарушений;
3.Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.
4.Создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок; перчатки: Квики и Кваки)
5.Провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями
6. Привлечь воспитателей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
7.Проанализировать результативность работы.
Правила биоэнергопластики:
1.Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным;
2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4.Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5.Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7.Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
План проекта:
I.Диагностический:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
2. Диагностика звукопроизношения.
II.Подготовительный:
1. Формулирование проблемы.
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»
3. Разработка проекта.
4. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
III.Основной:
1. Проведение занятий:
-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;
-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
2. Проведение консультаций для педагогов.
3. Создание картотеки упражнений, сказок.
IV. Итоговый
1. Показ театра пальчиков и языка.
2. Диагностика звукопроизношений детей.
Ожидаемые результаты: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
Список литературы:
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 3.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
5. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
6..Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/.
Перспективное планирование по биоэнергопластике во второй группе раннего возраста
| «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки.. | «Хоботок» | под счет от 1 до 5 Упражнение повторяется 3-4 раза | |
«Бублик»
укреплять круговую мышцу рта. Рот открыт. Губы принимают положение, как при произнесении звука о. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5. | «Бублик» | В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5. | ||
«Пение гласного звука у » вырабатывать умение управлять языком. Рот открыт. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, добавить голос (произнесение гласного звука у) (3-4раза). | «Пение гласного звука у » | (произнесение гласного звука у) (3-4раза). | ||
Декабрь (3-4 неделя) | «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза. | «Лопаточка» | под счет от 1 до 5 Упражнение повторяется 3-4 раза | |
«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза. | «Чашечка» | под счет от 1 до 5 Упражнение повторяется 3-4 раза | ||
«Индюк» выработать подъем языка и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл (3-4 раза). | «Индюк» | 3-4 раза | ||
4 неделя | Закрепить упражнения За декабрь | «Хоботок», « Бублик» «Пение гласного звука у » «Лопаточка» «Чашечка» «Индюк» |
| «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение. | «Качели» | 3-4 раза | |
«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение. | «Часики» | 3-4 раза | ||
«Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. | «Вкусное варенье» | Упражнение повторяется 3-4 раза. | ||
Январь (3-4 неделя) | «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева. | «Конфетка» | 3-4 раза. | |
«Иголочка »
выработать умение делать язык узким и удерживать его в определенном положении. Рот открыт. Узкий, напряженный язык высунут вперед, и удерживать в таком положении подсчет от 1 до 5. | «Иголочка » | подсчет от 1 до 5. | ||
«Дятел » укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д «Блинчик» выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении под счет от 1до 5. | «Дятел» «Блинчик» | (3-4 раза). под счет от 1до 5. | ||
4 неделя | Закрепить упражнения За Январь | «Качели»«Часики»«Вкусное варенье» «Конфетка«Иголочка » «Дятел» «Блинчик» |
| Произнесение слога на выдохе вырабатывать плавную воздушную струю. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот , довить голос ( пение слога пи, медленно) | пение слога пи, медленно | 3-4 раза | |
Стук зубами укрепить круговую мышцу рта. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать верхними и нижними зубами одновременно | Стук зубами | 3-4 раза | ||
Трубочка укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. | Трубочка | под счет от 1до 5. | ||
Хомяк развитие речедвигательного аппарата. Рот закрыт. Надувание обеих щек одновременно, изображая жевательные действия | Хомяк | (3-4 раза). | ||
Чищу зубы вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз | Чищу зубы | (3-4 раза). | ||
Широко открытый рот укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. | при произнесении звука а | под счет от 1 до 5 | ||
4 неделя | Закрепить упражнения за февраль | пение слога пи, медленно, Стук зубами, Трубочка Хомяк, Чищу зубы, при произнесении звука а |
Март(1-4 неделя | «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение. | «Маляр» | 3-4 раза |
«Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение. | «Лошадка» | 3-4 раза | |
«Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза. | «Толстячок» | под счет от 1 до 5 | |
«Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы. | «Парус» | под счет от 1 до 5 | |
Язык за верхние зубы укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднять кончик языка к верхним зубам, удерживать в таком положении под счет от 1до 5.
| Язык за верхние зубы | счет от 1до 5. | |
«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение. | «Часики» | счет от 1до 5. | |
4 неделя | Закрепить упражнения за март | «Маляр» «Часики» Язык за верхние зубы «Парус» «Толстячок» «Лошадка» |
Комплекс упражнений биоэнергопластике.
перчатки: Квики и Кваки
1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
4. Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
5. Чередование «Заборчик» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.
9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.
10. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.
11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.
12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.
13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.
14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.
15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание как средство развития речи у дошкольников
Этот материал может использоваться в качестве выступления на семинаре или консультации для воспитателей....
Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР
Общение играет очень большую роль в современной деятельности любого человека, а особенно важно для дошкольников, так как их речь только формируется и наша задача расширять кругозор детей и их словарны...
Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.
Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников. Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания мал...
Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников
Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей. Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...
Театрализованная совместная деятельность детей как средство развития речи младших дошкольников.
Отчет по теме самообразования...
Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников
В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....
Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики как средство развития речи младших дошкольников"
Из опыта работы с детьми раннего возаста...