Проект "Биоэнергопластика, как средство развития речи у дошкольников с ОНР"
проект по развитию речи (младшая группа)

Фирсова Алена Михайловна

Представляю Вашему вниманию инновационную деятельность в работе с детьми с ОНР. Данный проект будет полезен логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических групп.«Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bioenergoplastika.docx526.42 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Проект «Биоэнергопластика, как средство развития речи у дошкольников с ОНР»

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2019/01/25/proektnaya_deyatelnost./rybka.jpg?itok=ECIv5ADy

Урай, 2018

Проект: «Биоэнергопластика, как средство развития речи у дошкольников с ОНР» Образовательная область: Речевое развитие.

 Вид  проекта: исследовательский, практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный 

Начало проекта: ноябрь2018 года

Окончание проекта:  ноябрь 2019 года.

Авторы проекта воспитатели: Фирсова А.М. Белозёрова  И.А.

Участники: дети разновозрастной группы с ОНР, педагоги группы.

Риск проекта: (частые пропуски детей  по причине болезни, карантин).

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.  Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности.  Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями

Цель проекта :

-внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики»

Задачи:

1.Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;

2.Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластикив коррекции речевых нарушений;

3.Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.

4.Создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок; перчатки: Квики и Кваки)

5.Провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями  

6. Привлечь воспитателей   к работе по применению данного метода в работе с детьми;

7.Проанализировать результативность работы.

Правила биоэнергопластики:

1.Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным;

2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5.Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

7.Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

 План проекта:

     I.Диагностический:

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

2. Диагностика звукопроизношения.

II.Подготовительный:

1. Формулирование проблемы.

2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»

3. Разработка проекта.

4.  Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.

III.Основной:

1. Проведение занятий:

-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;

-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;

-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

2. Проведение  консультаций для педагогов.

3. Создание картотеки упражнений, сказок.

IV. Итоговый

1. Показ театра пальчиков и языка.

2. Диагностика звукопроизношений детей.

Ожидаемые результаты:  Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

Список литературы:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 3.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

5. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

6..Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/.

Перспективное планирование по биоэнергопластике во второй группе раннего возраста


месяц

содержание

артикуляционные упражнения

дозировка

Ноябрь (1-2 неделя)

 «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

  «Окошко»

под счет от 1 до 5

«Улыбочка» 

  укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке.

Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Улыбочка» 

под счет от 1 до 5

«Надувание щек» 

  развитие речедвигательного аппарата.

Надувание обеих щек одновременно (3-4 раза).

«Надувание щек» 

под счет от 1 до 5

Ноябрь (3-4 неделя)

 «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Заборчик»

под счет от 1 до 5

«Вкусное варенье» 

укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (3-4 раза).

«Вкусное варенье» 

3-4 раза

«Качели».  вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам (3 - 4 раза). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными

«Качели».  

3-4 раза

4 неделя

Закрепить упражнения 

За ноябрь.

«Окошко», «Улыбочка», «Надувание щек» 

«Заборчик» «Вкусное варенье

Качели.  

Декабрь (1-2 неделя)

«Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки..

«Хоботок»

под счет от 1 до 5

Упражнение повторяется 3-4 раза

«Бублик» 

 

 укреплять круговую мышцу рта.

Рот открыт. Губы принимают положение, как при произнесении звука о. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5.

«Бублик» 

В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5.

«Пение гласного звука у »

вырабатывать умение управлять языком.

Рот открыт. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, добавить голос (произнесение гласного звука у) (3-4раза).

«Пение гласного звука у »

(произнесение гласного звука у) (3-4раза).

Декабрь (3-4 неделя)

«Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Лопаточка»

под счет от 1 до 5

Упражнение повторяется 3-4 раза

«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Чашечка»

под счет от 1 до 5

Упражнение повторяется 3-4 раза

«Индюк»  выработать подъем языка и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл (3-4 раза).

«Индюк»

3-4 раза

4 неделя

Закрепить упражнения 

За декабрь

«Хоботок», « Бублик» 

«Пение гласного звука у »

«Лопаточка»

«Чашечка»

«Индюк»

Январь (1-2 неделя)

«Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

«Качели»

3-4 раза

«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

«Часики»

3-4 раза

«Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой.

«Вкусное варенье»

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Январь (3-4 неделя)

 «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

«Конфетка»

3-4 раза.

«Иголочка »

 

выработать умение делать язык узким и удерживать его в определенном положении.

Рот открыт. Узкий, напряженный язык высунут вперед, и удерживать в таком положении подсчет от 1 до 5.

«Иголочка »

подсчет от 1 до 5.

«Дятел »

 укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д

«Блинчик» 

 выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

«Дятел» 

«Блинчик»

(3-4 раза).

под счет от 1до 5.

4 неделя

Закрепить упражнения 

За Январь

«Качели»«Часики»«Вкусное варенье»

«Конфетка«Иголочка »

«Дятел» «Блинчик»

Февраль (1-4 неделю)

Произнесение слога на выдохе вырабатывать плавную воздушную струю. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот , довить голос ( пение слога пи, медленно)

пение слога пи, медленно

3-4 раза

Стук зубами

 укрепить круговую мышцу рта.

Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать верхними и нижними зубами одновременно

Стук зубами

3-4 раза

Трубочка

 укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы.

С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время.

Трубочка

под счет от 1до 5.

Хомяк

 развитие речедвигательного аппарата.

Рот закрыт. Надувание обеих щек одновременно, изображая жевательные действия

Хомяк

(3-4 раза).

Чищу зубы

 вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз

Чищу зубы

(3-4 раза).

Широко открытый рот

 укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а.

Рот открыт широко. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

при произнесении звука а

под счет от 1 до 5

4 неделя

Закрепить упражнения за февраль

пение слога пи, медленно, Стук зубами,  Трубочка

Хомяк, Чищу зубы, при произнесении звука а

Март(1-4 неделя

«Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.

«Маляр»

3-4 раза

 «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

«Лошадка»

3-4 раза

 «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Толстячок»

под счет от 1 до 5

«Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

«Парус»

под счет от 1 до 5

Язык за верхние зубы

укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Рот открыт. Губы в улыбке. Поднять кончик языка к верхним зубам, удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

 

Язык за верхние зубы

счет от 1до 5.

«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

«Часики»

счет от 1до 5.

4 неделя

Закрепить упражнения за март

«Маляр» «Часики»

Язык за верхние зубы

«Парус»

«Толстячок»

«Лошадка»

Комплекс упражнений биоэнергопластике.

перчатки: Квики и Кваки

Проект: «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики»

1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологиейhttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667397.jpg

2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667504.jpg

3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667587.jpg

4. Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5. Чередование «Заборчик» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667689.jpg

7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668276.jpg

8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668587.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461664050.jpg

9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

10. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.

11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668183.jpg

12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668496.jpg

13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.

14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание как средство развития речи у дошкольников

Этот материал может использоваться в качестве выступления на семинаре или консультации для воспитателей....

Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР

Общение играет очень большую роль в современной деятельности любого человека, а особенно важно для дошкольников, так как их речь только формируется и наша задача расширять кругозор детей и их словарны...

Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.

Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.           Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания мал...

Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей.     Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....