Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Кудрявцева Марина Анатольевна

подготовительная логопедическая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска

Обсуждено                                                                                                 Утверждаю

Принято методическим советом                                                Заведующий МБДОУ д/с №21

МБДОУ д/с №21                                                          

«Аленький цветочек»                                                                              «Аленький цветочек»

г. Саяногорск                                                                                              г. Саяногорск

«___»  ______20   г.                                                                              

Протокол №_______                                                                               «____»________20   г.

Председатель методического совета

_____________________                                                                          ____О.В.Пигальцева

Рабочая программа

по образовательной области

«Речевое развитие»

(подготовительная логопедическая группа)

             Авторы составители:        Кудрявцева М.А.,

                                                                               воспитатель 1.к.к.

Пономарева Т.А.,

                                                                               воспитатель 1.к.к.

Саяногорск,  2018

Пояснительная записка

 Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой,  М.: Мозаика – Синтез -2016, которая комплексно представляет все содержательные линии воспитания и образования ребёнка от 2 до 7 лет.

   Адаптированная образовательная программа – программа коррекционно – развивающей работы, реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В.; С-П.;  Детство-Пресс, 2015.

   Программы сформированы в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.

  Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Речевое развитие, включает, владение речью, как средством общения и культуры:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи детей тесно связано со всеми видами их деятельности, здесь решаются задачи всестороннего развития личности.  В процессе  занятий, игр, труда следует тренировать детей в умении объяснять друг другу или воспитателю ход работы, последовательность выполнения действий, замысел и правила игры, обосновать распределение обязанностей.        

   Разделы формирование звукопроизношения и обучение грамоте ведёт учитель – логопед, из-за специфики обучения детей с ОНР.

 На втором году обучения в логопедической группе обследованию подлежат все стороны речи, но узловым моментом является выявление навыка свободного пользования развёрнутой связной речью. При этом оценка результатов проводится с учётом программных требований данной возрастной группы.

Основной целью представленной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.         Ведущей задачей представленной рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

В подготовительной группе находятся дети с общим недоразвитием речи (второй год обучения), успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие ещё определённое отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 6 лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии. Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом.

Сроки реализации программы:  

Программа разработана педагогами подготовительной логопедической  группы МБДОУ детский сад № 21 «Аленький цветочек» на 2018-2019 учебный год. Программа обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным направлениям.

Формы работы:

Упражнения - имитации, пластические этюды. Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).  Совместная продуктивная деятельность. Работа в книжном уголке. Экскурсии. Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры.  Игры - драматизации. Проектная деятельность.  Деловое общение. Познавательное общение . Личностное общение. Разучивание стихотворений, потешек, загадок, скороговорок. Пересказ литературных произведений по ролям, по частям (для 7-летних детей – близко к тексту, от лица литературного героя). Составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы. Сочинение сюжетных рассказов по картине, по набору игрушек, из личного (для 7-летних детей  - коллективного опыта) с соблюдением логики повествования, особенностей жанра сказки или рассказа. Сочинение творческих рассказов  (по плану, по модели, по аналогии, придумывание продолжения, окончания (для 7-летних детей - на тему)).

Сочинение загадок, сказок. Составление речи-доказательства, объяснительной речи.

.Планируемые результаты освоения программы:

Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

 • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

 • Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Система оценки индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику.

По методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова

Содержание воспитательно – образовательной работы

Продолжительность образовательной деятельности 30 минут один раз в неделю  в год 36 занятий.

Раздел (тематика)

Количество часов

Пересказ

9

Составление рассказа об игрушках и предметах

9

Рассказывание по картине

9

Творческое рассказывание

4

Составление рассказов из личного опыта

9

Итого:

36

Комплексно -  тематический план  по развитию всех компонентов устной речи детей в подготовительной группе

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

сентябрь

1.

День знаний - Развлечение

2.

Детский сад

Активизация предметного словаря.

Общие понятия.

Название профессий.

Обращение: имена и отчества работников детского сада.

Глагольный словарь.

Заниматься, лепить, рисовать, вырезать, клеить, конструировать, петь.

Образование однокоренных слов.

Друг – дружба, дружить, дружеский, подружиться.

Согласование существительных с числительными в роде и числе.

Один друг, два друга, пять друзей.

Составление рассказа из личного опыта

« День в детском саду».

3.

Овощи

Активизация предметного словаря.

Урожай, овощи, фрукты, ягоды, огород, грядки, садовод.

   Активизация словаря признаков.

Цвета, формы, размеры, вкус.

  Уточнение и активизация словаря наречий.

Во рту (как?) – кисло, сладко,

Горько, пресно.

Образование относительных прилагательных.

Сок из моркови – морковный.

Варенье из слив – сливовое.

Употребление предлогов.

Сорвать с грядки.

Упало с дерева.

Лежит на земле.

Драматизация

«Помидор»

Б. Заходера

4.

Фрукты Ягоды

Активизация предметного словаря.

Урожай, овощи, фрукты, ягоды,

Активизация словаря признаков.

Цвета, формы, размеры, вкус

Уточнение и активизация словаря наречий.

Во рту (как?) – кисло, сладко,

горько, пресно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Р.п. Много ягод, фруктов

2.Д.п. подойти к фруктам в магазине.

3. Тюп. можно наесться персиками, абрикосами

Составление рассказа по картине

«Собираем урожай фруктов и ягод»

октябрь

1.

Осень

Активизация и обогащение словаря.

1.Прилагательные, обогащающие цветовые оттенки. Багровый, желто-коричневый.

2.Качественные прилагательные.

Ветер – пронзительный, холодный; птицы – перелётные.

   Активизация глагольного словаря.

Наступить, лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Р.п. Много солнца, много туч.

2.Т.п. Иду под дождём (дождями).

3.П.п. Дети рассказали о дождливой погоде, о серых тучах.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Лист – листик, листочек.

Составление предложений по демонстрации действий.

Рассказывание стихотворений.

2.

Одежда

1.Классификация одежды.

Мужская, женская, детская, летняя, зимняя, верхняя, нижнее бельё, домашняя, праздничная, рабочая.

2.Детали одежды.

Манжеты, воротник, петли, пояс.

3.Антонимы.

Жакет тесный, а пиджак свободный.

Образование существительных единственного и множественного числа в Р.п. Рукав, манжет, воротник – у платьев.

Образование относительных прилагательных.

Ситцевая, шерстяная, драповое, норковая, джинсовая.

Составление рассказа по серии картинок «Как я одевался летом (зимой, осенью).

3.

Обувь, головные уборы

Профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Ткачиха, художник – модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница.

Глагольный словарь.

Надевать (что?), одевать (кого?).

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.П.п. Я пойду гулять в сапогах, кедах.

2.Т.п. Я пойду на рынок за сапогами.

Составление рассказа – сравнения  о сапогах и ботинках (чем похожи, чем отличаются?).

4.

Россия

Активизация предметного словаря:

Синонимы: часы-куранты, кремль-крепость, мавзолей-памятник.

Образование существительных в Т.п. В Москве любуемся кремлём, курантами , площадями.

Рассматривание картины «Красная площадь»

ноябрь

1.

Москва. День народного единства.

Образование притяжательных прилагательных. Русь-русская старина. Россия-российское гражданство и т.д.

Составление рассказа Россия –Родина моя по опорным словам.

2.

Игрушки

Активизация предметного словаря: игрушки, мячи, кубики, кукла, мишка…

Словаря признаков

Внешние:  мяч - резиновый, круглый, маленький, прыгучий, полосатый, зелёный.

Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

 Много машин, мячей, кукол, кубиков…

Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Мячик, машинка, колясочка.

Составление рассказа-описания о своей любимой игрушке по плану.

Что это за игрушка?

Какая она?

Как с ней играть?

Почему она любимая?

3.

Посуда

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Общие понятия.

Сервиз, кофейник, самовар, гончар.

2.Классификация.

Чайная посуда, кухонная посуда, приборы.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Один нож, два ножа, пять ножей.

Образование относительных прилагательных.

Фарфоровая, стеклянная, деревянная. Металлическая и др.

Пересказ рассказа

«Откуда к нам пришла тарелка»

4.

Продукты

Активизация и обогащение предметного словаря: бутерброд, кофе, карамель.

Активизация глагольного словаря. Продукты пьют, варят, едят, жарят, готовят, заготавливают.

Качественные прилагательные. Каша (какая?) – молочная, пшенная, масляная, сладкая, горячая.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Хлеб-хлебушек, пирог-пирожок,

Образование относительных прилагательных.

Продукты из муки-мучные.

Образование однокоренных слов: масло-масляный, масленка.

Составление рассказа из личного опыта. Что можно подать на завтрак, обед и ужин.

декабрь

1.

Мебель

Обогащение предметного словаря.

1.Детали и составные части: ножка, крышка, подлокотник, дверца.

2. Классификация мебели: детская, спальная, школьная, кухонная.

Глагольный словарь: мастерить, чинить, полировать, вытирать, чинить, расставлять, собирать, ломать.

Употребление сложных предлогов.

Взять книгу с полки.

Достать мяч из-под стола.

Выглядывать из-за шкафа.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Мастерит -  смастерил, пилит - выпилил, прибивает – прибил, сидит – посидел.

Составление рассказа по заданным словам с придумыванием конца рассказа.

2.

Дикие животные

Активизация предметного словаря.

1.Место обитания.

Логово, нора, берлога, дупло.

2.Части тела.

Обогащение словаря признаков.

1.Прилагательные, характеризующие внешний вид.

2.Прилагательные, характеризующие повадки.

Уточнение и активизация словаря наречий.

Как прыгает белка? – Ловко, стремительно, быстро, резво, высоко, далеко, пугливо.

Образование сравнительной степени прилагательных.

У медведя мех длинный, а у лисы ещё длиннее.

Образование притяжательных прилагательных.

Морда  – волчья, лисья, заячья, медвежья.

Образование сложных прилагательных.

Длинноногий, короткохвостый, быстроногий.

Пересказ рассказа

В. Бианки «Купание медвежат»

3.

Домашние животные

Обогащение предметного словаря.

1.Названия животноводческих профессий.

Свинарка, конюх, телятница, доярка.

2.Места обитания.

Ферма, свинарник, коровник, конюшня, конура, овчарня.

Активизация словаря признаков.

Активизация глагольного словаря.

1.Кто как подаёт голос?

2.Способ передвижения.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Притяжательные прилагательные.

Морда  (чья?) – лошадиная, коровья, собачья.

Образование глаголов с помощью приставок.

Собака – прибежала, подбежала, выбежала, забежала.

Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Домашние животные»

4.

Зима

Активизация предметного словаря.

Зима, время года, стужа, метель, заносы, снежинки, лыжи, санки, снежки.

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Активизация словаря признаков.

Качественные признаки.

Снежный, морозный, холодный, скрипучий, мягкий.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Р.п. Зимой много метелей, заносов, снега.

2.Т.п. Дети выходят на улицу с санками, лыжами.

3.П.п. Дети рассказывают о горке, катании, снеге, сугробах.

Употребление сложных предлогов.

(за, из-за, из-под)

Рассказывание из коллективного опыта на тему «Как мы играем на участке зимой»

январь

3.

Новый год

Активизация предметного словаря.

Утренник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, выступление, сказка.

Активизация словаря качественных признаков.

Новогодняя, сказочная, блестящая, волшебная, нарядная, разноцветная.

Активизация глагольного словаря. Наряжать, встречать, водить (хоровод), петь, танцевать.

Образование относительных прилагательных.

Шары из стекла – стеклянные.

Гирлянды из бумаги – бумажные.

Употребление сложных предлогов.

Подарок достать из-под ёлочки.

Мешок достать из-за спины.

Составление рассказа из коллективного опыта «Новогодний праздник»

4.

Зимние забавы

Активизация предметного словаря.

Снеговик, горка, лыжня, лёд.

Активизация глагольного словаря.

Падать, кружиться, кататься, лепить, кидать, строить.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Снежинка – снежинки, комок – комки, шапка – шапки.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Снеговик –  снеговичок, мороз – морозец, санки – саночки.

Составление рассказа по картине «Вот так покатался!»

февраль

1.

Птицы

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Классификация птиц.

Зимующие, перелётные.

2.Части тела.

3.Детёныши птиц.

  Активизация словаря признаков.

1.Внешний вид.

2.Характер.

3.Антонимы.

Активизация и обогащение глагольного словаря.

1.Кто как кричит?

2.Кто как передвигается?

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Образование притяжательных прилагательных.

Воробьиный, соловьиный, голубиный, орлиный, журавлиный, фазаний, перепелиный.

Пересказ   небольшого рассказа «Воробушек»

К. Ушинского

2.

Домашние птицы

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Представители домашних животных.

2.Названия, связанные с птицеводством.

Птичник, птицеферма, птицефабрика.

3.Части тела.

Активизация глагольного словаря.

Кто как кричит? – гогочет, болбочет, кудахчет, кукарекает, крякает.

  Обогащение словаря признаков.

Образование существительных в разных падежах.

1.Р.п. мн.ч.  на ферме много кур, цыплят, гусят.

Т.п. ед. и мн. Ч. Курица  защищает своих цыплят клювом и крыльями.

3.П.п. ед. и мн.ч. я расскажу об индюке, гусе и утках.

Употребление сложных предлогов.

Цыплёнок вылупился из яйца.

Утёнок вышел из-за утки.

Гусь вынырнул из-под воды.

   Образование относительных прилагательных.

Индюк – индюшачий…

Составление рассказа – сравнения двух птиц (петух и гусь).

3.

Наша Армия

Активизация  и обогащение предметного словаря.

Отечество, Родина, армия, войска.

Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы.

Образование и активизация словаря качественных признаков.

Бесстрашные, героические, смелые, отважные.

Активизация словаря наречий.

Смело, метко, быстро, решительно, настойчиво.

Образование существительных Р.п. ед.  и мн. Ч.

Много (кого?) – моряков, солдат, лётчиков, штурманов.

Много (чего?) – оружия, ракет, снарядов, обмундирования.

Образование глаголов с помощью приставок.

Побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал.

Составление рассказа по набору игрушек (военная тематика).

Заучивание стихотворений к праздничному вечеру.

4.

Транспорт

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Составные части.

Руль. Педали, рычаг передач.

2.Профессии связанные с транспортом.

Пилот, стюардесса, механик, водитель, контролёр, капитан, радист.

Обогащение словаря признаков.

Классификация транспорта: автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

Образование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Один катер, два катера, пять катеров.

Образование однокоренных слов.

Летать – полёт, лётчик, взлётная полоса.

Образование глаголов с помощью приставок.

Переплыть, заплыть, выплыть, уплыть, отплыть, подплыть.

Драматизация небольшого рассказа «Маленькая машинка»

март

1.

Семья Активизация предметного словаря.

Женщина, мама, бабушка, весна, праздник.

   Активизация словаря признаков.

1.Качественные прилагательные. Милая, красивая, добрая.

2.Относительные прилагательные. Мамины, бабушкины, сестрины.

3.Антонимы.

Молодая – старая, больная –здоровая, добрая – злая

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Р.п. бабушка печёт много пирогов и т.д.

Т.п. мама согреет сердцем, душой.

П.п. говорить о мамах, бабушках и т.д.

Составление рассказа по картине «Подарок маме»

Заучивание стихотворений к праздничному вечеру.

2.

Предметы быта

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Основные понятия.

Приборы, предметы, электричество, устройства.

2.Названия приборов.

Магнитофон, телевизор, видеомагнитафон, телефон, холодильник, пылесос и т.д.

3.Части прибора.

Шнур, вилка, лампа, подставка, плафон, выключатель.

Обогащение словаря признаков.

Электрический, бытовой, удобный, механический, кухонный.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Р.п. Дома много электроприборов.

У нас нет телефонов, магнитофона и телевизора.

Т.п. Мама пользуется мясорубкой, миксерами.

П.п. Мама рассказала о новом пылесосе, утюге и других приборах.

Образование сложных слов.

Пылесос – сосёт пыль.

Кофеварка – варит кофе.

Составление творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?».

Заучивание загадок о предметах быта.

3.

Начало весны

Активизация предметного словаря.

Весенние явления: оттепель, капель, проталины, сосульки.

Образование глаголов с помощью приставок: Рос-зарос, вырос, перерос, отрос.

Заучивание стихотворения о весне «Уж тает снег» А. Плещеева

4.

Профессии

Активизация и обогащение предметного словаря.

Сельское хозяйство.

Строительство.

Профессии родителей.

Орудия труда.

Активизация глагольного словаря.

Шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит.

Образование существительных в разных падежах.

1.Р.п. мн.ч. В армии много танкистов, лётчиков, моряков.

2.Т.п. ед. и мн. ч. Плотник работает с молотком, рубанком, пилами и гвоздями.

3.П.п. ед. и мн. ч. Дети рассказали о любимых воспитателях, логопедах, медсёстрах.

Формирование слоговой структуры на предложениях типа

Часовщик чинит часы; регулировщик регулирует движение.

Составление рассказа «Кем я хочу стать»

апрель

1.

Весна

Активизация и обогащение предметного словаря.

Месяцы весны: март, апрели, май.

Активизация глагольного  словаря.

Земля (что делает?) – оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает.

Активизация и обогащение словаря наречий.

На улице (как?) – тепло, солнечно, дождливо, погоже, светло, ветрено.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Весной на озере опасно, а на быстрой реке ещё опаснее.

Образование сложных слов.

Сходит лёд – ледоход.

Круглые сутки – круглосуточно.

  Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

2.

Космос

Активизация словаря.

Планеты-марс, юпитер, сатурн…

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже: 1-ракета, 2 ракеты, 5 ракет.

Рассматривание картин и заучивание стихотворения «Мы идем на космодром»

3.

Наш город

Активизация словаря.

Бассейн, музей, стадион, название улиц.

Активизация глагольного словаря.

Строить, убирать, ремонтировать, любить, украшать, охранять.

Образование сложных слов.

Много людей – многолюдно.

Много этажей – многоэтажный.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Улицы широкие, а проспекты ещё шире.

Составление рассказа по видовой открытке по плану.

Что это?

Какая (какой) она (он)?

Что там есть?

Что там делают?

4.

Признаки весны

Активизация словаря признаков: качественные прилагательные бирюзовый, изумрудно-зелёный, солнечная, тёплая, жаркая.

Антонимы: прозрачная-мутная, холодная-тёплая, солнечная-пасмурная.

Образование существительных единственного и множественного числа в т.п. сходить в лес за берёзовыми ветками, берёзовым соком.

Составление рассказа из личного опыта «Поход в весенний лес»

май

1.

Моя страна

Активизация предметного словаря.

Синонимы.

Часы – куранты, кремль – крепость, мавзолей – памятник.

  Активизация словаря признаков.

Независимая, сильная, большая, широкая, российская.

Образование притяжательных прилагательных.

Русь – русская старина.

Россия – российское гражданство.

Москва – московские улицы.

Саяногорск –  саяногорский аэропорт.

Образование глаголов с помощью приставок – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать.

Пересказ рассказа

 К. Ушинского «Четыре желания»

2.

Растения

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Классификация.

Трава, кусты, деревья, цветы.

2.Части растения.

Ствол, корень, ветки, листья, цветы.

3.Деревья, кустарники, трава,

цветы.

 Антонимы.

Высокий – низкий, толстый – тонкий, узкий – широкий.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Р.п. В поле много травы, колокольчиков, одуванчиков, клевера.

Д.п. Стволу и веткам нужно питание.

Т.п. Цветы поливают водой, подкармливают удобрениями.

П.п. Дети рассказывают о любимых цветах: розах, астрах, тюльпанах, вербе.

Составление сравнительного рассказа – описания (дерево и куст)

3.

Насекомые

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Названия.

Оса, комар, шмель, пчела, жук, кузнечик, стрекоза, бабочка, муравей, гусеница.

2.Части тела.

Крылья, туловище, усики, лапки, глаза, хоботок.

Активизация глагольного словаря.

Кто как кричит, передвигается?

Образование существительных в разных падежах.

Р.п. В поле много кузнечиков, бабочек, муравьёв.

Т.п. Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами.

П.п. Энтимолог рассказал о редкой бабочке и больших осах.

Образование притяжательных прилагательных.

Комариный, пчелиный, муравьиный.

Пересказ басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

4.

Школа

Активизация словаря.

Школа, парта, школьные принадлежности.

Глагольный словарь.

Учиться, ходить, заниматься, писать, читать, петь.

Многозначные слова.

Ручка, перо, ножка, ключ.

Образование существительных с увеличительными суффиксами.

Рука – ручище.

Составление рассказа по картине «В школу»

Повторение

Список литературы:

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. – М., 2005
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада, - М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  3. Гербова В.В. Развитию речи в детском саду,-М.; Мозаика-Синтез, 2016.
  4. Гомзак О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. – М., 2007
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников,- М., 1981
  6. Жукова Н.С. Отклонение в развитии речи детей. М, 1994
  7. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М., 2007
  8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010
  9. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Издательство: М.;  Мозаика-Синтез,  2016
  10. Филичева Т.Б.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...