"Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"
статья по развитию речи

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slogovoy_struktury_slova.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода  в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов
(охота, малина).
3. Односложные слова
(дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом
(диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
 (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов
(тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом
(бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных
(комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
(ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных
(таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова
(стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова
(лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных
(плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов
(черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Данную работу необходимо  строить  в два этапа:

  1. Подготовительный.  Цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
  2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса ( Слуховой гнозис  – узнавание предмета по характерному для него звуку и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.      Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5.      Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.      Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Работа на вербальном материале

1.      Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

2. На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

·         Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

·         Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

·         Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

·         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

·         Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

·         Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

·         Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

·         Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

  Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

·         Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

·         Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

·         Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

·         Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

·         Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

·         Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

·         Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-со, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

·         Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

·         Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;

о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;

у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

·         Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

·         структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

·         формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

·         в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)

·         переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины).

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Главное не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова.

На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи.

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

 

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

 

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

 Ребенок должен уметь:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

 После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

 Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

- чтение слов сложной слоговой структуры;

- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

-  чтение скороговорок;

- списывание сложных слов и предложений.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенк...

"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Психолого-педагогическая  классификация речевых нарушений выделяет  категории детей с общим недоразвитием речи.  Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее ко...