Требования к организации речевого уголка в группе детского сада
консультация по развитию речи
Требования к организации речевого уголка в группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_ugolku_rechevogo_razvitiya_po_fgos_dou_na_sayi.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования
к организации речевого уголка в группе детского сада
От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Рассмотрим один из центров развивающей среды – речевой уголок. Это специально оборудованное пространство для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
- важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.
- игровой материал должен быть доступным для ребёнка;
- неотъемлемый атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональной: она может двигаться с помощь. Взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
- не следует перегружать речевой уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
Артикуляционной моторики | Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки. |
Развитие дыхания | Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д. |
Развитие мелкой моторики | Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д. |
Звукоподражание | Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова. |
Автоматизация звуков | Мелкие игрушки, предметные и сюжетные картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова. |
Лексики и грамматика | Предметные картинки по лексическим темам. |
Развитие связной речи | Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию. |
Подготовка к обучению грамоте | Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов. |
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и речевого материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно.
Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах
Младшая группа | - Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов. - Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель», - Картинки с простыми сюжетами и действиями. - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи. - Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». - Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия». - Игрушки-телефоны. - Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?». - Картинки с простым сюжетом для составления рассказов. - Подборка загадок, песенок, потешек, стихов. - Трафареты, шаблоны. - Игры для развития ручной ловкости. - Картотека речевых игр. - Открытки о родном городе. |
Средняя группа | - Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. - Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года. - Открытки для рассматривания. - Портреты писателей в соответствии с программой. - Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». - Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?» - Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?» - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи. - Игрушки-телефоны, занимательные головоломки. - Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов. - Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму. - Игры для развития ручной ловкости. - Картотека словесных речевых игр. - Открытки о родном городе, крае. - Предметы быта и старины. |
Старшая группа | - Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему. - Портреты писателей в соответствии с программой. - Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике. - Портреты художников-иллюстраторов. - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте. - Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия». - Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ». - Азбука букв различной фактуры. - Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов. - Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму. - Игры для развития ручной ловкости. - Картотека словесных речевых игр. - Коллекции марок, значков, календариков, этикеток. - Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.) - Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму. - Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты. - Иллюстрации о памятниках и музеях. - Карта России и родного края. |
Подготовительная к школе группа | - Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей. - Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей. - Альбомы загадок, скороговорок, стихов. - Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости. - Картотека словесных речевых игр. - Коллекции марок, значков, календариков, этикеток. - Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.) - Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры. - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте. - Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия». - Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ». - Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями. - Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"
Консультация для воспитателей детского сада....
Организация книжного уголка в группах детского сада
Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...
"Устройство и организация театрального уголка в группах детского сада"
Методические рекомендации для педагогов всех возрастных групп для детей от 2 до 7 лет - по организации театральных уголков, в соответствии с современными требовнаиями....
Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада
Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности...
Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.
Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада....
Организация речевого уголка в группе детского сада
От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из осно...
Представление опыта работы по теме: "Организация патриотического уголка в группе детского сада"
Презентация патриотического уголка...