Развитие связной речи
консультация по развитию речи

Захарова Оксана Юрьевна

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_seminar_na_sayt.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи

Виды занятий по развитию связной речи:

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника

- рассказ по серии сюжетных картинок

- описательный рассказ по предмету

- драматизация

- творческий рассказ.

Виды пересказов.

  1. Последовательный, полный (подробный).

Цель: учить детей передавать содержание последовательно.

  1. Выборочный.

Цель: научить чувствовать сюжетные линии (умение отделить одну узкую тему от всего текста, - возможно только в том случае, если ребёнок в состоянии проанализировать всё произведение.

  1. Краткий.

Цель: передать услышанное коротко, тезисно (умение обобщать).

  1. Творческий.

Цель: самостоятельное додумывание сюжета (ситуации):

- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;

- составление рассказов на основе личного опыта по аналогии с услышанным.

Требования к текстам для пересказа.

- интересный

- доступный

- с учётом возраста

- с учётом структуры.

Виды текстов.

- повествовательный

- описательный

- описательно-повествовательный.

Виды рассказов.

  1. По серии предметных картинок в действии.
  2. По серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности.
  3. По сюжетной картинке с опорой на план.

Примерная структура занятия

по обучению рассказыванию.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика, дыхательные и/или голосовые упражнения.
  3. Введение в тему: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога.) Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно.
  4.  Физкультурная минутка.
  5. Составление предложений с соответствующей словарной работой.
  6. Составление рассказов самостоятельно.
  7. Итог занятия.

Примерная структура занятия

по обучению пересказу.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика, дыхательные и/или голосовые упражнения.
  3. Введение в тему: чтение рассказа один раз (с опорой на картинку или предмет).
  4. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
  5. Физкультурная минутка.
  6. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
  7. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора ( цепочкой, по частям, одним ребёнком.)
  8. Итог занятия.

Приёмы обучения рассказыванию

  1. Совместное рассказывание.  Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Воспитатель планирует высказывание, задаёт его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи.
  2. Образец  рассказа. 
  • Краткое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
  • Используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.
  • Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа.
  1. Анализ образца рассказа. Направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает план будущих рассказов.
  2. План рассказа  – это 2-3 вопроса,  определяющих его содержание и последовательность. Сначала применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приёмом обучения.

При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта помогает вспомнить и воспроизвести события в определённом порядке. В подготовительной группе дети могут воспроизвести план.

  1. Коллективное составление рассказа. Позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
  • Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми.
  • Составляют рассказ подгруппами – «командами».
  • Составляют рассказ по частям (когда легко выделить отдельные объекты, подтемы). К каждой части составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребёнком.
  1. Моделирование.   Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Это наглядный план построения монологов разных типов. Хороший результат даёт использование схем описательных монологов Т.А.Ткаченко:

Цвет

Форма

Размер

Материал

Детали

Манипуляции

Модели повествовательных текстов:

                       (Начало,                         середина,                                конец)

          Картинно-схематическая модель повествования – Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.

         Модель, отражающая межфразовую последовательную связь – В.К.Воробьёва.

        Модели речи-рассуждения –Н.В.Семёнова.

  1. Оценка детских рассказов (анализ раскрытия темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка).

В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему ещё им предстоит научиться.

Требования:

  • Оценка даётся каждому рассказу.
  • Нужно найти в каждом монологе что-то, заслуживающее похвалы.
  • В заключительной оценке можно отметить наиболее удавшиеся рассказы.
  • В старшем возрасте можно привлекать детей к взаимной оценке.
  • В обучении оценке следует использовать образец оценки и план.
  • Приучать детей к тактичности в оценке монологов сверстников, к доброжелательности.

                           

                              Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»

Ткаченко Т.А. «Схемы описательных рассказов»

Лылова Л.С. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Картинно-схематическая модель повествования»

Воробьёва В.К. «Модели, отражающие межфразовую последовательную связь»

Семёнова Н.В. «Модели речи-рассуждения»

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Картинно-графические планы рассказов»

Волкова Г.А. «Исследования фонематической и фонематической сторон речи дошкольников»

Филичева Т.Б., Соболева А.В. «Развитие речи дошкольника»

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...