Развитие связной речи
консультация по развитию речи
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_seminar_na_sayt.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи
Виды занятий по развитию связной речи:
- пересказ
- рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника
- рассказ по серии сюжетных картинок
- описательный рассказ по предмету
- драматизация
- творческий рассказ.
Виды пересказов.
- Последовательный, полный (подробный).
Цель: учить детей передавать содержание последовательно.
- Выборочный.
Цель: научить чувствовать сюжетные линии (умение отделить одну узкую тему от всего текста, - возможно только в том случае, если ребёнок в состоянии проанализировать всё произведение.
- Краткий.
Цель: передать услышанное коротко, тезисно (умение обобщать).
- Творческий.
Цель: самостоятельное додумывание сюжета (ситуации):
- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;
- составление рассказов на основе личного опыта по аналогии с услышанным.
Требования к текстам для пересказа.
- интересный
- доступный
- с учётом возраста
- с учётом структуры.
Виды текстов.
- повествовательный
- описательный
- описательно-повествовательный.
Виды рассказов.
- По серии предметных картинок в действии.
- По серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности.
- По сюжетной картинке с опорой на план.
Примерная структура занятия
по обучению рассказыванию.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика, дыхательные и/или голосовые упражнения.
- Введение в тему: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога.) Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно.
- Физкультурная минутка.
- Составление предложений с соответствующей словарной работой.
- Составление рассказов самостоятельно.
- Итог занятия.
Примерная структура занятия
по обучению пересказу.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика, дыхательные и/или голосовые упражнения.
- Введение в тему: чтение рассказа один раз (с опорой на картинку или предмет).
- Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
- Физкультурная минутка.
- Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
- Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора ( цепочкой, по частям, одним ребёнком.)
- Итог занятия.
Приёмы обучения рассказыванию
- Совместное рассказывание. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Воспитатель планирует высказывание, задаёт его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи.
- Образец рассказа.
- Краткое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
- Используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.
- Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа.
- Анализ образца рассказа. Направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает план будущих рассказов.
- План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющих его содержание и последовательность. Сначала применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приёмом обучения.
При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта помогает вспомнить и воспроизвести события в определённом порядке. В подготовительной группе дети могут воспроизвести план.
- Коллективное составление рассказа. Позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
- Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми.
- Составляют рассказ подгруппами – «командами».
- Составляют рассказ по частям (когда легко выделить отдельные объекты, подтемы). К каждой части составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребёнком.
- Моделирование. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Это наглядный план построения монологов разных типов. Хороший результат даёт использование схем описательных монологов Т.А.Ткаченко:
Цвет | Форма | Размер |
Материал | Детали | Манипуляции |
Модели повествовательных текстов:
(Начало, середина, конец)
Картинно-схематическая модель повествования – Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.
Модель, отражающая межфразовую последовательную связь – В.К.Воробьёва.
Модели речи-рассуждения –Н.В.Семёнова.
- Оценка детских рассказов (анализ раскрытия темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка).
В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему ещё им предстоит научиться.
Требования:
- Оценка даётся каждому рассказу.
- Нужно найти в каждом монологе что-то, заслуживающее похвалы.
- В заключительной оценке можно отметить наиболее удавшиеся рассказы.
- В старшем возрасте можно привлекать детей к взаимной оценке.
- В обучении оценке следует использовать образец оценки и план.
- Приучать детей к тактичности в оценке монологов сверстников, к доброжелательности.
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
Ткаченко Т.А. «Схемы описательных рассказов»
Лылова Л.С. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Картинно-схематическая модель повествования»
Воробьёва В.К. «Модели, отражающие межфразовую последовательную связь»
Семёнова Н.В. «Модели речи-рассуждения»
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Картинно-графические планы рассказов»
Волкова Г.А. «Исследования фонематической и фонематической сторон речи дошкольников»
Филичева Т.Б., Соболева А.В. «Развитие речи дошкольника»
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
- Мне нравится (1)