Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_lz.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста»
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
Развитие речи малыша – это длинный путь с ежедневными играми и занятиями. Игра для ребенка – не просто развлечение. Играя, маленький человек учится познавать мир.
В развитии активного словаря у деток нам поможет артикуляционная гимнастика. Она представляет собой занятия с ребенком, в ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы. Основная цель проведения занятий по артикуляционной гимнастике состоит в том, чтобы научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного аппарата. Приведу несколько примеров:
танцующая матрешка.
До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.
Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.
Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Ветер и ветерок.
Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.
Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».
Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.
Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.
Часы и часики.
Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».
Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.
Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук», «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).
Игра способствует развитию силы голоса ребенка.
Дидактические игры
Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.
В дидактической игре «Найдем игрушку» ребенок отыскивает знакомую игрушку, заранее спрятанную воспитателем, а когда находит, то называет ее и рассказывает, какого она цвета, формы, величины.
В игре «Что делает Мишка» дети упражняются в составлении простых предложений. Взрослый проводит с Мишкой несложные действия, а дети рассказывают: «Мишка спит», Мишка умывается», «Мишка пошел гулять» (мячик прыгает, собака бежит).
Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в игре «Купание куклы», где дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность детей.
В игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д., осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить».
Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стишков или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
А еще с помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажете вы, а уж потом и малыш сможет сочинить свои «пальчиковые истории»
Вот несколько примеров таких стишков:
Моя семья.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).
Гвозди.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
(Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.)
Развитие мелкой моторики.
Это игры с мелкими предметами: все, что может развить маленькие пальчики малыша. С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация. Можно снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире, очищать крутые яйца, чистить мандарины, собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок, вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка). Помогать отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п. Закрывать задвижки на дверях, рвать, мять бумагу. Включать и выключать свет. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. Перелистывать страницы книги.
Подвижные игры с звукоподражанием.
Эти игры чем-то напоминают пальчиковую гимнастику, только предназначены для всего тела. Таких игр в интернете очень много, выбирайте подходящую для вашего малыша
Например:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.
Хлоп-Хлоп, хлоп-хлоп нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять нужно зайке поскакать
Прыг-скок, прыг-скок, нужно зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал, Зайка прыг и ускакал.
Чтение и обыгрывание потешек.
Потешки- это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание и т. д., которых тоже во всемирной паутине бесчисленное множество: на любой вкус и возраст.
Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Они позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка мишке прямо в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ.
Идет коза рогатая! Идет коза бодатая! За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп- хлоп.
Кто кашку не ел, кто молочка не пил,
Забодает! Забодает! Забодает!
Играйте и развивайтесь! Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие навыков рисования у детей раннего возраста".
Методическая разработка "Обучение детей раннего возраста рисованию"...
Консультация «Развитие активности и творчества детей раннего возраста в процессе двигательной активности»
Консультация для воспитателей младших групп...
Методическая разработка «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Описание становления навыков общения у детей раннего возраста со сверстниками и взрослыми. Принципы формирования навыков общения со сверстниками на первых этапах. Коммуникативные игры как средство раз...
Методическая разработка " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием, речью ребёнка.Чтобы совершенствовать мелкую моторику малыша, нужно играть с ним в развивающие игры....
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
Картотека игр на развитие активного словаря у детей дошкольного возраста
Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов)....
Сообщение для воспитателей. Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ
Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ...