«Играя, развиваем речь ребёнка
консультация по развитию речи

Салаватова Татьяна Александровнна

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Предлагаем родителям игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков. Учитывая большую загруженность родителей, среди прочих игр дома рекомендуется «играть на кухне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_razvivaem_rech.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, развиваем речь ребёнка»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, т. к. письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, т. к. именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Предлагаем родителям игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков. Учитывая большую загруженность родителей, среди прочих игр дома рекомендуется «играть на кухне».

Игры на обогащение словаря ребенка.

1. «Давайте искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и пр.

2. «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «Съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «горькие», «солёные» слова.

Игра на развитие грамматического строя речи.

1. «Приготовим сок».

«Из яблок сок (яблочный) ; из груш (грушевый) ; из слив (сливовый, из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. »

По дороге из детского сада (в детский сад) .

1.«Я заметил».

«Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Объекты называются по очереди».

2.«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. ».

Упражнения на слоговую структуру слов.

«Перепутаница».

«Жили – были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, то перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака).

Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Ребёнку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. Крепкий и подвижный ребёнок увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество).

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Как это делается? Как бы вы ни проводили время с ним на улице, куда бы ни завела вас прогулка - старайтесь обо всем рассказывать ребёнку. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.

Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки?

На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с  ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков.

Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития ребёнка, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой.

Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются.

Сначала ваш кроха познакомится с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, например, и задумчивые - вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое малышу пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь (может, и книжки специальные стоит почитать) - скоро ваш юннат станет задавать вопросы.

Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, повстречаются вам во дворе. Нет ничего приятнее, чем встретить забавного лохматого пса в то время, когда ваше чадо наотрез отказывается спокойно сидеть в коляске и ехать домой обедать. А если этому истинному другу и его хозяину с вами по пути! Скольких мам спасала от нервного срыва дворовая киска, которая позволяла отвлечь малыша от скандала по поводу… а неважно, по какому поводу. Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, зверюги, коты, котяры, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки, белоснежность или черномордность), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные "диалоги" с полюбившимся четвероногим.

Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что:

- яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме;

- впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;

- речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для крохи, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка! На прогулке дети играют в подвижные игры, которые развивают двигательную активность, разговорную речь, память, внимание. Наблюдают за происходящими событиями, рассказывают о своих впечатлениях.

Угадай, кто…»

         «Я буду произносить фразу соответствующим тоном и с соответствующими жестами, а ты отгадай, кто это говорит».
Возможен вариант, когда ребёнок загадывает такие загадки взрослому.
Примерные реплики:
- Налить вам ещё чаю?
- Ты опять не убрал свои игрушки!
- А он меня обидел!
- Это нам не задавали! Это мы не проходили!

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Играя, развиваем речь ребёнка

картотека игр для развития речи детей от 3-х до 5-ти лет...

Консультация для педагогов «Учимся играя, развиваем речь ребёнка»

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всег...

Дидактический игры - развиваем речь ребёнка.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значени...