Дидактический игры - развиваем речь ребёнка.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_k_teme.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры к теме « Слова - предметы»
« Найди лишнее слово»
Цель: учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.
Примерный речевой материал:
кошка,портфель,девочка,желтый,солнце;
ручка,помидор,гуляет,ковер,собака;
лошадь,муха,учится,велосипед,журнал;
рыба,дети,веселый,лягушка,кукла.
«Кто это? Что это?»
Цель: учить правильной постановке вопросов к словам,обозначающим предметы.
Оборудование: два листа формата А3 с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?», «Что это?»; картинки с изображением предметов.
«Найди предмет, поставь вопрос»
Цель: учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Оборудование:сюжетные картинки; магнитные фишки
На доске укрепляется сюжетная картина. Надо ее хорошо рассмотреть. Может быть 3 варианта игры:
- дети называют предмет, ставят к нему вопрос;
- сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос»Кто это»,
затем на вопрос « Ч то это?»
- для предметов,обозначающих слова, отвечающие на вопрос «Кто это?» - красная фишка, на вопрос «Что это?» - синяя магнитная фишка.
Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос и на его изображение укрепляют нужную фишку. выигрывает тот, кто набрал больше фишек- очков.
«Лото»
Цель: закреплять умение правильно ставить вопрос.
Оборудование: карточки с изображением предметов, фишки.
Детям раздаются карточки, поделенные на четыре квадрата, и фишки.В квадратах изображены предметы.
1 вариант. На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос «Кто это?» и один предмет, отвечающий на вопрос»Что это?» .
Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку.
2 вариант. На карточке изображены три предмета,отвечающие на вопрос:
«Что это?» и один предмет – «Кто это?»
Играющие должны закрыть лишнюю картинку.
Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.
« Один – много»
Цель: учить образовывать форму мн. ч. существительного от ед. ч. и наоборот.
Оборудование: мяч.
Играющие становятся в круг. В центре круга – ведущий
« Большой – маленький»
Цель: учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Оборудывание: предметные картинки.
1 вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На столах у играющих предметные картинки с изображением маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом.
2 вариант. Наоборот.
3 вариант.На доске предметные картинки. У играющих картинки с изображением больших и маленьких предметов. Они выходят к доске и укрепляют свои картинки слева и справа от основной картинки и называют их.
Лапка –лапа лапища.
Второй способ.
Оборудование: пары карточек :ковер – коврик и т.д.
Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд.У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
«Мой? Моя? Мое?»
Цель: уметь определять род им. сущ.Соотносить слово с вопросом.
Оборудование: предметные картинки м. ж. и ср.рода.
Играющим раздаются предметные картинки м. ж. и ср. рода. Ведущий говорит:»Он мой» Играющие по порядку поднимают карточку с предметом муж. рода и называют ее и т. д. Показанную карточку откладывают. Если в конце игры карточек не осталось, то играющий показал все карточки правильно.
«Вредина»
Цели: расширять словарь, учить подбирать слова противоположные по значению.
Оборудование: «волшебная палочка».
Ведущий называет слово и передает в. палочку играющему.Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению, и отдать палочку ведущему.Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрывают те, кто остался к концу игры.
«Наоборот»
Цели: расширять словарь,учить подбирать слова, противоположные по значению.
Оборудование: предметные картинки со словами- антонимами.
На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у ведущего перевернутые картинки, Играющие по очереди берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют свою картинку.
«Загадку отгадай- два слова – угадай»
Цели: активизировать словарь; обучать анализу и синтезу в работе над словом.
Ведущий предлагает угадать загадки и определить, какие два слова спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант.
Примерный речевой материал
Важно по морю плывет
Трехэтажный…( теплоход)
Он с хвостом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Он глотает пыль и сор.( Пылесос)
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)
«Закончи слово»
Цели: активизировать словарь, обучать анализу и синтезу в работе над словом.
Ведущий называет два слова, а дети - слово , которое должно получится.
Правильно ответивший получает фишку.
Примерный речевой материал
Лес рубит – лесоруб; лед колет – ледокол; сам катит – самокат; сам варит – самовар; сам летит – самолет; мясо рубит – мясорубка.
«Лишнее слово найди, почему – объясни»
Цели: активизировать словарь; учить объяснять значение родственных слов.
Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие определяют лишнее.
Примерный речевой материал
Гора, гористый, горе, горка.
Сад, садовый, сода, садовник .Осина, оса, подосиновик, осинка.
«Самое длинное слово»
Цели: расширять словарь; развивать навык самообразования.
Оборудование: предметные картинки.
На доске предм. картинки ( например – дом, сад, лес) Дети должны превратить эти короткие слова в длинные. выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово.
Примерный речевой материал
Сад – садик – садовый – садовник – приусадебный.
Дом – домик – домашний.
Лес – лесок – лесной – лесник – лесничество.
«Найди пару»
Цель: обогощать словарный запас многозначными существительными.
Оборудование: предметные картинки.
На доске укрепляются предметные картинки. На столе находятся парные картинки. Играющие по очереди берут картинку, укрепляют рядом с парной картинкой с таким же названием.
Примерный речевой материал
Труба: музыкальный инструмент, печная; шляпка: женский головной убор,часть гриба;ящик: почтовый, посылочный; спинка: часть стула, часть тела.
«Лесная школа»
Цель: учить согласовывать имена сущ. с числительными, активизировать словарь.
Оборудование: фигурки с изображением детенышей диких животных.
На наборном полотне или на магнитной доске расставляются фигурки с иображением детенышей диких животных. Играющим нужно посчитать и назвать животных, например: пять медвежат, два бельчонка и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры «Развиваем речь детей»
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...
«Играя, развиваем речь ребёнка
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет ра...
Играя, развиваем речь ребёнка
картотека игр для развития речи детей от 3-х до 5-ти лет...
Родительское собрание по теме "Играя развиваем речь ребёнка»
Практикум с применением игротренинга....
Родительское собрание по теме "Играя развиваем речь ребёнка» (с фотосопровождением)
Родительское собрание ф форме игротренинга....
Консультация для педагогов «Учимся играя, развиваем речь ребёнка»
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всег...
Мастер-класс "Играя, развиваем речь ребёнка"
На мастер-классе расскажу и покажу взаимосвязь физической культуры и развития речи детей в процессе игры. Также познакомитесь с игровой методикой Е.С. Железновой «Логоритмика»...