Дидактический игры - развиваем речь ребёнка.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_k_teme.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры к теме « Слова - предметы»

« Найди лишнее слово»  

Цель: учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Примерный речевой материал:

кошка,портфель,девочка,желтый,солнце;

ручка,помидор,гуляет,ковер,собака;

лошадь,муха,учится,велосипед,журнал;

рыба,дети,веселый,лягушка,кукла.

«Кто это? Что это?»

Цель: учить правильной постановке  вопросов к словам,обозначающим предметы.

 

Оборудование: два листа  формата А3 с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?», «Что это?»; картинки с изображением предметов.

«Найди предмет, поставь вопрос»

Цель: учить правильной постановке вопросов   к словам, обозначающим  предметы.

Оборудование:сюжетные картинки; магнитные фишки

На доске укрепляется сюжетная картина. Надо ее хорошо рассмотреть. Может быть 3 варианта   игры:

 

  1. дети называют предмет, ставят к нему вопрос;
  2. сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос»Кто это»,

затем на вопрос « Ч то это?»

  1. для предметов,обозначающих слова, отвечающие на вопрос «Кто это?» - красная фишка, на вопрос «Что это?» - синяя магнитная фишка.

Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос и на его изображение укрепляют нужную фишку. выигрывает тот, кто набрал больше фишек- очков.

«Лото»

Цель: закреплять умение правильно ставить вопрос.

Оборудование: карточки с изображением предметов, фишки.

Детям раздаются карточки, поделенные на четыре квадрата, и фишки.В квадратах изображены предметы.

1 вариант. На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос «Кто это?» и один предмет, отвечающий на вопрос»Что это?» .

Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку.

2 вариант. На карточке изображены три предмета,отвечающие на вопрос:

«Что это?» и один предмет – «Кто это?»

Играющие должны закрыть лишнюю картинку.

Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

« Один – много»

Цель: учить образовывать форму мн. ч. существительного от ед. ч. и наоборот.

Оборудование: мяч.

Играющие становятся в круг. В центре круга – ведущий

« Большой – маленький»

Цель: учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Оборудывание: предметные картинки.

1 вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На столах у играющих предметные картинки с изображением маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом.

2 вариант. Наоборот.

3 вариант.На доске предметные картинки. У играющих картинки с изображением больших и маленьких предметов. Они выходят к доске и укрепляют свои картинки слева и справа от основной картинки и называют их.

Лапка –лапа лапища.

Второй способ.

Оборудование: пары карточек :ковер – коврик и т.д.

   Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд.У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

«Мой? Моя? Мое?»

Цель: уметь определять род им. сущ.Соотносить слово с вопросом.

Оборудование: предметные картинки м. ж. и ср.рода.

Играющим раздаются предметные картинки м. ж. и ср. рода. Ведущий говорит:»Он мой» Играющие по порядку поднимают карточку с предметом муж. рода и называют ее и т. д. Показанную карточку откладывают. Если в конце игры карточек  не осталось, то играющий показал все карточки правильно.

«Вредина»

Цели: расширять словарь, учить подбирать слова противоположные по значению.

Оборудование: «волшебная палочка».

Ведущий называет слово и передает в. палочку играющему.Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению, и отдать палочку ведущему.Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрывают те, кто остался к концу игры.

«Наоборот»

Цели: расширять словарь,учить подбирать слова, противоположные по значению.  

Оборудование: предметные картинки со словами- антонимами.

На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у ведущего перевернутые картинки, Играющие по очереди берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней  укрепляют свою картинку.

«Загадку отгадай- два слова – угадай»   

Цели: активизировать словарь;  обучать анализу и синтезу в работе над словом.

Ведущий предлагает угадать загадки и определить, какие два слова спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант.

Примерный речевой материал

Важно по морю плывет

Трехэтажный…( теплоход)

Он с хвостом резиновым

С желудком  парусиновым.

Как загудит его мотор,

Он глотает пыль и сор.( Пылесос)

 

Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

«Закончи слово»

Цели: активизировать словарь, обучать анализу и синтезу в работе над словом.

Ведущий называет два слова, а дети -  слово , которое должно получится.

Правильно ответивший получает фишку.

Примерный речевой материал

Лес рубит – лесоруб; лед колет – ледокол; сам катит – самокат; сам варит – самовар; сам летит – самолет; мясо рубит – мясорубка.

«Лишнее слово найди, почему – объясни»

Цели: активизировать словарь; учить объяснять значение родственных слов.

Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие  определяют лишнее.

Примерный речевой материал

Гора, гористый, горе, горка.

Сад, садовый, сода, садовник .Осина, оса, подосиновик, осинка.

«Самое длинное слово»

Цели: расширять словарь; развивать навык самообразования.

Оборудование: предметные картинки.

На доске предм. картинки ( например – дом, сад, лес) Дети должны превратить эти короткие слова в длинные. выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово.

Примерный речевой материал

Сад – садик – садовый – садовник – приусадебный.

Дом – домик – домашний.

Лес – лесок – лесной – лесник – лесничество.

«Найди пару»

Цель: обогощать словарный запас многозначными существительными.

Оборудование: предметные картинки.

На доске укрепляются предметные картинки. На столе находятся парные картинки. Играющие по очереди берут картинку, укрепляют рядом с парной картинкой с таким же названием.

Примерный речевой материал

Труба: музыкальный инструмент, печная; шляпка: женский головной убор,часть гриба;ящик: почтовый, посылочный; спинка: часть стула, часть тела.

«Лесная школа»

Цель: учить согласовывать имена сущ. с числительными, активизировать словарь.

Оборудование: фигурки с изображением детенышей диких животных.

На наборном полотне или на магнитной доске расставляются фигурки              с иображением детенышей диких животных. Играющим нужно посчитать и назвать животных, например: пять медвежат, два бельчонка и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры «Развиваем речь детей»

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

«Играя, развиваем речь ребёнка

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет ра...

Играя, развиваем речь ребёнка

картотека игр для развития речи детей от 3-х до 5-ти лет...

Консультация для педагогов «Учимся играя, развиваем речь ребёнка»

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всег...

Мастер-класс "Играя, развиваем речь ребёнка"

На мастер-классе расскажу и покажу взаимосвязь физической культуры и развития речи детей в процессе игры. Также познакомитесь с игровой методикой Е.С. Железновой «Логоритмика»...