Проект: «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста»»
проект по развитию речи (младшая группа)
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)
представляют собой прекрасный речевой материал, который можно
использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nar._tvor.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» г. Сурска
Проект:
«Роль фольклора в воспитании
детей раннего возраста»»
Подготовила:
воспитатель
Меньщикова Е.С.
- Концепция проекта
Пояснительная записка
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)
представляют собой прекрасный речевой материал, который можно
использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются
богатейшим материалом для развития культуры речи».
1.1.Актуальность. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. В то время, как развивается наука, в жизни внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишён окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
1.2.Цель.
Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.
1.3.Задачи.
*Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
*Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
*Обогащать чувства детей воображение и речь.
*Развивать слуховое внимание, понимание речи, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, активизацию словаря.
*Воспитывать интерес к художественной литературе, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него, чуткое отношение к народному творчеству.
*Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к режимным моментам.
1.4.Формы и методы работы.
- занятия;
-чтение художественной литературы;
-театрализованная деятельность и праздники;
-подбор потешек, песенок, стихов, загадок, сказок;
-использование игровых ситуаций в режимных моментах;
-взаимодействие с семьёй;
-тематические выставки;
-рассматривание иллюстраций.
- Планирование проекта
Содержание работы над проектом по этапам:
1 этап - подготовительный (сбор информации)
-анализ предметной среды группы;
-изучение методической литературы;
-формулирование целей и задач проекта;
-составление плана по реализации проекта.
2 этап - деятельный
-организация адаптационного периода с использованием различных
форм фольклора;
-организация игрового взаимодействия;
-выставка книг с различными жанрами фольклора;
-рассматривание иллюстраций;
-инсценирование произведений фольклора;
-организация режимных моментов с использованием фольклорных
произведений;
-создание игровой среды в группе на основе фольклорных
произведений;
-индивидуальная и подгрупповая работа с детьми;
-анализ, обобщение и распространение результатов проекта: участие в методических мероприятиях детского сада. Подготовлена консультация для воспитателей: «Использование детского фольклора в развитии речи». Подготовлена презентация для воспитателей: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
сентябрь | Подбор материала необходимого для работы на тему: « Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста». | Использование произведений устного народного творчества с целью облегчения процесса адаптации: «Доброе утро, зайка мой. Доброе утро, (имя) дорогой. Я (имя) люблю, Ему песенку спою»; «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? (имя) хороший, (имя) пригожий». | |
октябрь | Тема: «Роль потешек в развитии речи ребёнка». Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. | Разучивание и проговаривание потешек: «Ладушки»; «Сорока белобока»; «Петушок»; «Кошкин дом» и т.д. | Консультации для родителей: -«Роль фольклора в развитии детей»; -«Справиться с детским непослушанием помогут потешки». |
ноябрь | Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Применение потешек в режимных моментах. | Помощь в создании библиотеки книг для детей. |
декабрь | Тема: «Использование фольклора в работе с детьми». Изготовление и приобретение дидактических игр. | Д/и «Узнай потешку»; «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». Настольные игры по мотивам потешек- разрезные картинки, лото. | Ознакомить родителей с картотекой: «Потешки в режимных моментах».(Цель: возможность применения в домашних условиях). |
январь | Тема: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка». | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам». |
февраль | Тема: «Роль сказки в воспитании детей». Обустройство уголка ряженья. | Использование настольно-печатных игр по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). Проведение игры- драматизации по потешке «Сорока- ворона». | Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей. Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». |
март | Тема: «Влияние сказки на психику ребёнка». Приобретение раскрасок по русским народным сказкам. | Д/и «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?». | Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». |
апрель | Тема: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Приобретение и изготовление различных видов театра. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Проведение игры- драматизации русской народной сказки «Теремок». | Подготовка информации для родителей: «Прибаутки для малышей»; «Русские народные колыбельные песни» (тексты). |
май | Анализ, обобщение и распространение результатов проекта. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации). | Круглый стол для родителей: «Фольклор в игре ребёнка». |
- При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились.
1. Сформировался первоначальный интерес к устному народному
творчеству, художественной литературе;
2. Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
3. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в воспитании детей;
4. Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и
сверстниками;
5. Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами,
Выражениями.
Литература:
1.Журналы «Дошкольное воспитание» Москва. № 9, 2004 г.
2.Журналы «Ребёнок в детском саду»
3Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 1990.
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 1986.
5. Картушина М.Ю. Издательство: ТЦ Сфера Год: 2009 ... Театрализованные представления для детей школьного возраста.
6. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...
«Русский народный фольклор в группе раннего возраста»
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей я решила использоват...
Консультация для родителей Фольклор для детей раннего возраста
Консультация для родителей Фольклор для детей раннего возраста...
Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию с элементами фольклора в группе раннего возраста.
материал рекомендуется воспитателям групп раннего возраста. Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию с элементами фольклора в группе раннего возраста. Тема: « Петушок...
Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...
"Русский фольклор для детей раннего возраста"
Оказание педагогической помощи по вопросу вляния фольклора на раннее развитие ребенка...
Проект «Роль русского фольклора в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»
Развитие экологических представлений детей раннего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклор....