Народные игры, как эффективное развитие диалогической речи и коммуникативных качеств
материал по развитию речи
Выступление на педсовете из опыта работы с детьми дошкольного возраста.
Удивителен феномен игры... В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития - от древности до современности. Понятие игры многопланово. Ею пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», до свадьбы -своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу и другие праздники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные игры, как эффективное развитие диалогической речи и коммуникативных качеств | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные игры, как эффективное средство развития диалогической речи и коммуникативных
качеств»
Варкентин Анна Ивановна
МБДОУ №56
город Солнечногорск, 23.11.2018 г.
Удивителен феномен игры... В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития - от древности до современности. Понятие игры многопланово. Ею пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», до свадьбы -своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу и другие праздники.
Когда-то была не просто досужим развлечением, а
способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Слово игра в нашем сознании неразрывно связано с детством. Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле. Когда дитя еще мало, с ним играют бабушки, мамушки-нянюшки: Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький. Или: Ротик - клюковка, носик - пуговка,
Глазки-луковка, дочка моя куколка. Или: Это кто уже проснулся, кто так славно потянулся? Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки! Мы потянемся, потянемся, маленькими не останемся.
Когда малыш подрастает, его круг общения расширяется. Он вступает в различные отношения со сверстниками, с теми, кто младше или старше. Эти отношения во многом строятся игровыми способами, касается ли это разрешения конфликтных ситуаций или создания общего дружеского досуга. Например, чтобы погасить ссору, очень хороша «мирилка» «Мирись, мирись и больше не дерись». Для выяснения, кто есть кто, может подойти дразнилка «»Жадина-говядина, соленый огурец», «Дразнилка» или игра «В горшки», в которой своим соревновательным азартом обнаруживается самый находчивый, проворный, решительный.
С возрастом расширяется «жизненное пространство» ребенка - и физическое, и эмоциональное, и социальное. Здесь тоже незаменима игра: «Дочки-матери», «Казаки-разбойники», «В магазин», «В больницу», «В парикмахерскую» и др. У каждого времени свои игры, помогающие ребенку осваивать окружающий мир, а богатое наследие русского народа дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии, импровизации. У детей формируется устойчивый интерес к русскому крестьянскому быту, активизируется память, внимание, снимаются страхи, агрессия, замкнутость, развивается диалогическая речь, обогащается словарный
запас, проявляются способности и коммуникативные качества ребенка.
Наша жизнь коренным Ьбразом изменилась за последние 80-90 лет, но природа детства осталась прежней. Как и сто, и двести, и тысячу лет назад, дети хотят играть, только сейчас отношение к детской игре стало другим, она все больше отходит на задний план, уступая место обучению. Может быть, это и хорошо? Ведь современному ребенку приходится усваивать огромный объем информации? Многие родители так и поступают. Но мало кто задумывается о том, не теряется ли при этом нечто важное для развития малыша, то, что потом не удастся восполнить уже ничем. Тысячу раз прав М.Горький, написавший: «Ребенок до 10-летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего -и легче всего в игре, игрой». Игра является для него естественным и необходимым средством физического развития, т.к. содержит едва ли не все естественные движения человека, которые сочетаются в самых различных и постоянно изменяющихся комбинациях (ребенок побежал, присел, перекувырнулся через голову, подпрыгнул и т.п.). Отсутствие монотонности в движениях не только препятствует утомлению каких-то одних групп мышц, но и развивает быстроту реакции, ловкость, вырабатывается умение взаимодействовать со своими игровыми партнерами, соотносить свои желания с чужими, вырабатываются навыки самоконтроля и самодисциплины. Однако гораздо более важны игры для формирования личностных качеств характера ребенка, как: выдержка,
упорство, инициативность, стремление к победе и др. Не менее важна роль игры для развития воображения, образного мышления, без которого невозможна никакая творческая деятельность. В игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях, делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры. Эта способность находится в непосредственной связи с развитием коммуникативных качеств, диалогической речи, с умением манипулировать словами и понятиями.
Типы народных игр чрезвычайно многообразны: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгание, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, с завязанными глазами, с мячом, с веревочкой, с палками и деревяшками, камешками, игры с песнями и хороводами, игры-драматизации и пр. Я остановлюсь на народных музыкальных играх.
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра -самый уникальный вид деятельности дошколят. Во-первых, музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Во-вторых, музыкальная игра -самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности, т.е. дети пол уча ют удовольствие от процесса игры. В-третьих, музыкальная игра - очень серьезный вид музыкальной деятельности, т.к. содержит в себе элементы
других видов деятельности: умение считать, писать, анализировать, а также двигаться и петь одновременно. В-четвертых, музыкальная игра - самый демократичный из
всех видов музыкальной деятельности: это общение
I равных.
Традиционная детская устная культура донесла до нас игры с припевами и приговорами. Многие детские игры перекликаются схороводно-игровыми песнями, которые исполнялись на святки, в весенние гулянья. Это игра «Бояре», в которую до сих пор играют дети, или «Ваня-казачок», который «На город идет, копьем стену бьет, хочет город воевать, за себя царевну взять». Игра «Хмель»: кудрявое растение садили, поливали, растили, сносили в «белые мешочки, в дубовые сундучочки» для того, чтобы, когда придет пора, женить Иванушку. Трудно переоценить значение таких игр для детей. Ведь они воспитывают уважение к обычаям, правилам поведения в одной из важнейших сфер жизни человека - семейной. Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова игра «Утена»: «По лугам гуляла, гнездо совивала, деток выводила, деток собирала». Доброй, надежной матерью станет она своим деткам. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии. На вечерках, посиделках, весной на гуляньях играла молодежь в игры: «Я по горенке шла, клубок ниток нашла», «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», в которых радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о
том, что, например, репку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньица», т.е. не повредить.
Замечательна всем известная игра «В горшки». Это ролевая имитация купли-продажи на ярмарке с развернутым диалогом покупателя и продавца, с ритуалом приценивания - в начале, битья по рукам - при заключении сделки.
А вот игры «Вам барыня прислала», «Я садовником родился» - совсем другую жизнь открывают. В них - балы, наряды, условности: «Губки бантиком не делать»; влюбленности: «Ой, влюблена! -В кого?-В розу! -Ой!...» Эти игры также пришлись детям по душе, т.к. построены на динамике, диалоге, на комичности воображаемых ситуаций, в которые можно попасть из-за неправильного ответа, необходимости быстрой и верной реакции на вопросы.
А вот игры, как маленькие драматизации-скказки. Одна из них-игра в догонялки-ловишки, которые предваряет такой диалог: «Что у тебя, волчик, ноги как корчаги? - Это чтобы жар загребать. -Что у тебя, волчик, язык, как лопата? - Пироги в печь садить. - Что у тебя, волчик, когти, как серпы? - Вас хватать на захватки!»
Разнообразна, пестра многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания: «Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!; четкий ритм, динамичность сюжетного действия и эффектная предметность изображения, подчеркнутая простой игровой
атрибутикой: жгуты, повязки, шапка, надвинутая на глаза, ленты, палочки, венки, платочки, деревяшки, мячи, скакалки и др. Так же разнообразна и драматургия игры по месту, пространству, хореографии, игровой задаче, а именно: игры цепочкой, общий круг, круг в круге, два круга рядом, змейка, две шеренги, воротца. В них можно играть как в помещении, так и на улице. В «Жмурки», «Прятки», «Догонялки», «Ловишки», «Один лишний» можно играть с различными припевами, дополняя игру эмоционально полноценным драматическим действием.
Нам, взрослым, за детьми не угнаться. Но никогда мы не передадим детям несметного богатства народной игры, не введем их в эту прекрасную, умную, нисколько не занудливую школу приуготовления к жизни, если будем стоять в стороне, блюсти свое воспитательское достоинство, менторски излагая условия увлекательного и необходимого детям занятия. Нам всем надо чуточку вернуться в детство, играть с детьми вместе, тогда игра не останется сценическим воплощением зафиксированных фольклористами на бумаге уважаемых, но мертвых раритетов, а заживет новой жизнью, развиваясь, варьируясь, меняясь, как и полагается ей в естественных условиях бытования. Играйте на здоровье и вы не ошибетесь, дорогие воспитатели!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...
Игра как средство развития диалогической речи
В данной работе дано понятие "игры", раскрыт принцип последовательности и систематичности развития диалогической речи по возрастам, представленый некоторые примеры игр....
Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...
Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.
Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....