Совместная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушениями речи компенсирующей направленности. Тема: « Прогулка по осеннему лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титова Олёна Олеговна

Игра-путешествие: "Прогулка по осеннему лесу" с использования нетрадиционных приёмов рисования (отпечатками сухих листьев). Совместная деятельность воспитателя и учителя - логопеда по расширению представлений у детей о красоте золотой осени, закреплении образования множественного числа существительных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_progulka_po_osennemu_lesu.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                              детский сад « Малышок» комбинированного вида муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Совместная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушениями речи  компенсирующей направленности.

Тема: « Прогулка по осеннему лесу».

        

        Подготовили:                                                                                          

                                                                                            Воспитатель:

         старшей группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

 «Ромашка»

 Титова О.О.

учитель – логопед                                  

                                                                                           Степанова Е. Д.

Нерехта, 2017

Тема: Прогулка по осеннему лесу.

Форма проведения: игра-путешествие.

Место проведения: групповое помещение.

Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования, расширять представления детей о красоте золотой осени, закреплять образование множественного числа существительных.
Программные задачи: 

Образовательные:
- познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками сухих листьев).
- формировать интерес к занятиям по рисованию;
- формировать элементарные экологические представления;
- Расширение представлений об изменениях, происходящих  в природе осенью.

- Закрепление понятий: ранняя, середина, поздняя.

- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

 - Совершенствование навыков словообразования.

 - Совершенствование грамматического строя речи:  образование      множественного числа существительных  в родительном падеже.

 -Закрепление предлога - под.

- Закрепление согласования существительных с числительными.

- Развитие связной речи

Развивающие:
- развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук;

- развивать интонацию, дикцию,

- развивать зрительное внимание, мышление,

- активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

- вызвать эмоциональный отклик.

Интегрируемые образовательные области:

 1.Познавательное развитие.

2. Социально- коммуникативное развитие.

3. Художественно - эстетическое развитие.

4. Физическое развитие.

5. Речевое развитие.

Технологии, используемые педагогом в мероприятии:

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• Технология сотрудничества «Взрослый - ребенок».

2. Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

3. Технологии исследовательской деятельности:

• создание проблемной ситуации.

4. Здоровьесберегающие технологии:

• физикультминутки;

• коррегирующая гимнастика для глаз.

•пальчиковые гимнастики.

5. Мультимедийные технологии:

• показ презентации.


Материалы и оборудование:
лист бумаги формата А3,
акварельные краски, кисточки,
влажные салфетки, 
баночка для воды,
небольшая ёмкость для разведения краски.

 Методы и приёмы: 

Практические - упражнять детей в рисовании, используя при этом нетрадиционные приемы, сюрпризный момент, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Наглядные - демонстрация осенних картин.
Словесные - беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения, слушание музыки.


 Предварительная работа: прогулка по осеннему парку, рассматривание разноцветных осенних листочков (кленовых, березовых, дубовых), рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья в пору золотой осени.

Словарная работа:  разноцветные, листопад, название овощей, грибов, листьев, осенних месяцев.

ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Этапы

Время

1 этап

Вводная часть.

Организационный момент.

Цель: Создание мотивации на предстоящую деятельность.

1-3 мин

2 этап

Основная и практическая часть.

Цель: закрепление умений и навыков, приобретенных детьми ранее в совместной деятельности.

 - Уточнение и систематизация знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с воспитателем;

- Работа с картинкам;

- Выполнение практических и словесных заданий. 

20 мин

3 этап

Подведение итогов деятельности.

Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной деятельности.

- игровой анализ занятия (итог);

- плавный выход детей из организованно-образовательной деятельности в игровую деятельность.

2 мин

Ход образовательной деятельности.

Вводная часть.

Показ осенних слайдов, как приглашение  разговора об осени.

Дети внимательно смотрят и слушают.

Основная часть.

Педагог: Вы только посмотрите, осень ни сколько не уступает,  ни одному времени года по своей красоте, сколько пословиц и поговорок, сколько загадок придумано про осень.

Знаем ли мы их:

Педагог: А сколько тайн не разгаданных скрывает осень.

Давайте попытаемся разгадать.

Игра: « Подбери осенние признаки».

Педагог: Не оставим сороку в беде?  Отправимся в осенний лес и поможем ответить на все эти вопросы. И отыщем, все, что она потеряла.

Физ. минутка «Оденемся тепло».

Педагог:

Быстро из-за стола встаем,

Куртки и шапки из шкафа берем,

Шапки на голову мы надеваем,

Перчатки на пальчики натягиваем, (дети надевают на пальчики  колечки – массажные)

Ножки в  сапожках согреваем, (дети надевают на пальчики сапожки из материала)

Время не теряем и на поезде в лес приезжаем.

Игра:«Подбери осенние признаки».

Педагог: Чтобы  время не терять и все сразу отыскать. Быстро вряд все становись и с ответами определись. Педагог предлагает детям отыскать среди множества картинок, картинки с изображением осенних признаков. Дети прикрепляют правильно отобранные картинки на доску.

Найдем сороке солнце, найдем сороке листья,

Найдем сороке дождь,

Но где мы их найдем?

Что – найдем в ранней осени, что – то найдем в золотой осени, а что – то и в поздней найдем.

По очереди, дети прикрепляют картинки, сопровождая рассказом о приметах.

Упражнение: «Согласование прилагательных с существительными».

Педагог показывает картинки с изображением одежды.

Педагог: Сапоги, какие?

Педагог: Берет, какой?

Педагог: Пальто, какое?

Упражнение: «Назови много».

Педагог: показывает плакат с изображением перелетных птиц.

Физкультминутка.

Педагог:

Ребята, давайте с вами превратимся в перелетных птиц и поиграем.

Упражнение «Образование сложных слов».

Коррегирующая гимнастика для глаз.

Педагог: Осмотритесь, оглядитесь

Вправо, влево   глазами поводите,

Что вы видите сейчас?

Дети: деревья.

Дети: березы.

 много чего берез.

- осин, кленов, елей, тополей и т.д.

Упражнение «Посчитай».

Чтение стихотворений.

Педагог: Ребята, а сколько стихотворений написано про осень, знаем ли мы их?

Педагог: Когда это бывает?

Педагог: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Дети выполняют физкультминутку. 

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Педагог: Ребята, посмотрите, сорока поблагодарила нас с вами и принесла вам последние, осенние дары – осенние листики.Давайте посмотрим, что это за листочки и на что они похожи.

Педагог: Ребята, давайте послушаем, как поэты описывают в своих стихах это время года.

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:

Пришла к нам опять Чудо-Осень. (М. Сидорова) 

Педагог: Ребята, о какой осени говорится в стихотворении? 
Дети: Золотой.

Педагог: Молодцы! И мы с вами сейчас нарисуем золотую осень. Но рисовать будем необычным способом: ладошкой. Повторяем правила работы с красками.
Педагог: Но для начала нам нужно размять наши пальчики, и мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого).

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («шагают» пальчиками Н. Нищева).

Дети рисуют осеннее дерево под музыку Шопена «Осенний вальс».

 

Дети рассказывают пословицы про осень.

Ребенок: Осенняя муха больнее кусает.

Ребенок: Осень время собирать урожай.

Ребенок:– Цыплят по осени считают.

Ребенок:- В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Ребенок: В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Дети загадывают  загадки.

Ребенок: Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

Дети: Осенний лист.

Ребенок: Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это…

Дети: Дождь.

Ребенок: Тучи нагоняет,

Воет, задувает,

По свету рыщет,

Поет да свищет…

Ребенок: Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла….

Что? Скажите наугад!

Ну конечно ….

Дети: Листопад.

Педагог: Ребята, давайте - прохлопаем.

Дети хлопают вместе с педагогом.

Звучит настороженная музыка,  влетает  сорока и несет на хвосте  последнюю новость из осеннего леса. У педагога на руке кукла – сорока.

Вы  слыхали, вы видали, куда пропало солнце?

Вы  слыхали, вы видали, что – то зачастили дожди?

Вы слыхала,  вы видали,   куда исчезли листья?

Куда? Куда?

Дети выполняют вместе с педагогом.

1 реб. Туча – на небе появляются серые тучи, часто идут дожди.

2 реб. Солнце – осенью солнце маленькое, оно не обогревает землю, только греет.

3 реб. Желтая, красная листва - листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.

4реб. Лужи – от частого дождя на земле появляются лужи.

5 реб. Ветер – осенью дует холодный ветер.

6 реб. Насекомые- осенью насекомые прячутся под листья.

1.реб. Животные- осенью животные готовятся к спячке.

2 реб. Дети – осенью люди одеваются теплее.

3реб.Люди собирают урожай .

4реб Люди осенью собирают грибы.

5 реб. Птицы улетают на юг.

Ребята, давайте поиграем в игру со словом -  осенний.

Куртка, какая?

Дети: Осенняя.

Дети: Осенние.

Дети: Осенний.

Дети: Осеннее.

Дети кто это?

Дети: ласточки.

Педагог: Это?

Дети: Грачи.

Педагог: Это?

Дети: Трясогузки.

Педагог: Это кто?

Дети: соловьи.

Педагог: Много в небе кого?

Дети отвечают.

Птицы в небе тают, тают-

Птицы к югу улетают.

(Дети идут по кругу, машут руками)

Все, растаяли вдали

( Ладонь « козырьком» ко лбу)

Аист, цапли, журавли.

( Дети прыгают)

Педагог: Дети, посмотрите у лебедя белое крыло. Лебедь,  какой?

Дети: Белокрылый.

Педагог: У грача острый клюв. Грач,  какой?

Дети: Остроклювый.

Педагог: У скворца желтый клюв. Скворец, какой?

Дети: Желтоклювый.

Педагог: У утки красные лапы. Утка, какая?

Дети: Краснолапая.

Педагог: У соловья звонкий голос. Соловей, какой?

Дети: Звонкоголосый.

Подойдите - ка поближе,

Наклонитесь – ка пониже,

Что там под березой?

Что там под осиной?

Дети: Подберезовик,

подосиновик,

Сыроежка и волнушка,

Просятся в лукошко.

Дети собирают грибы.

А сейчас мы посчитаем,

Сколько грибов собираем.

Дети считают: одна сыроежка, две…., три…..

Ребенок: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Ребенок:

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

Педагог: В каком месяце это бывает?

Дети:   в сентябре.

Педагог: Читает стихотворение

Ребенок:

В октябре, в октябре

Чистый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Ребенок:

Мелькает желтый лист

На зелени дерев.

Работу кончил серп на нивах золотистых.

И покраснел уже вдали

Ковер лугов,

И зрелые плоды висят

Педагог: Когда это бывает?

Дети: В октябре.

 Ребенок:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Дети выполняют.

Ответы детей.

Дети выполняют.

Дети рисуют осеннее дерево.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребятки, вы только посмотрите, какое красивое и разноцветное, осеннее дерево у нас сегодня получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Юные покорители космоса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТема: «Юные покорители космоса»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".

В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности Тема «Приключения в зимнем лесу»

Конспект  непосредственно - образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля группы детей 5-6 лет компенсирующей направленностиТема «Приключения в зи...

конспект ООД (оо «художественно-эстетического развития») Для детей младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности Тема:«Прогулка в осенний лес»

Станем рядышком по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться не лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»Если каждый улыбнетсяУтро доброе начнется.(дети ра...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...