Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников
консультация

Алюменева Ирина Николаевна

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_rab_s_rdit_02.24.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется  взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
    Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом  является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения сотрудников детского сада с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, повышение компетентности в области речевого развития детей.

     Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность

Родительская конференция. Её задача — пропагандировать лучший семейный опыт по развитию речи ребенка в семье. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам "Речь на кончиках пальцев", "Артикуляция и речь" и т.д. Родители делятся своим личным опытом по организации речевого развития детей. На конференцию приглашаются специалисты (логопеды, дефектологи, психологи). В ходе конференции заслушиваются выступления родителей, задаются вопросы специалисту. Также используются наглядные материалы, презентации. Во время конференции работает выставка детских работ, педагогической литературы.

Особой популярностью у родителей пользуются мастер классы. Задачами данной формы с родителями являются — знакомство с нетрадиционными технологиями, используемыми в речевом развитии, привлечение родителей к взаимодействию с ДОУ, повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития дошкольника. Родители являются непосредственными участниками мероприятия, они делятся своими «достижениями» по развитию речи ребенка дома.

     Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» является проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Например, проект «Сказка в нашей семье» можно создать альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются.

   Следующую коллективную форму сотрудничества с родителями можно провести в виде "Аукциона", главной задачей которого является повышение информированности родителей по речевому развитию детей. Родителям предлагается назвать наиболее эффективные игровые приемы, которые они используют для развития детей. Каждый совет-"Лот" записывается на доске и выставляется на "аукцион"- продажу. Лот, набравший наибольшее количество родительских голосов, отправляется в "копилку родительских советов".

    «Брейнсторминг» - это одна из форм мозгового штурма, которая заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени.

Этот метод позволяет оптимизировать мышление и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в работу и в жизнь.

     Методом коллективной мыслительной деятельности родители решают ряд насущных вопросов. Наиболее эффективной формой обмена мнениями среди родителей - "Семинар — практикум". На нём определяется тема, а ведущим может быть, как педагог, так и родитель. Совместно с родителями обыгрывается проблемная ситуация. Педагоги подготавливают теоретическое сообщение по теме семинара, например, "Роль семьи в речевом в развитии детей". Затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети могут играть совместно с родителями дома. Подумать, как данные игры помогают детям в развитии речи. Научить родителей в совместной игровой деятельности устранять те или иные недостатки в речи своего ребенка.

   "Литературные вечера» могут быть посвящённые, например, творчеству М. Горького. Подготавливаем вопросы для родителей по произведениям и биографии писателя. Родители выбирают любое произведение (или отрывок) писателя для чтения по ролям или драматизации совместно с детьми. Важно чтобы, дети принимали участие совместно с родителями, обсуждали дома тему вечера, выбирали произведение, тем самым активизировали речевое развитие.

   В настоящее время широкое распространение получили "Дни открытых дверей», на которых родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок играет, общается со сверстниками и взрослыми. Родители могут сами поучаствовать в играх, в образовательной или другой совместной деятельности с ребенком. Наблюдая за ребенком вне дома, родители видят проблемы в общении ребенка и стараются решить их совместно с педагогами.

   Но не все родители воспитанников хотят обсуждать проблемы своего ребенка в коллективе, им можно предложить "Почтовый ящик». Проблемы ребенка родители записывают на листочке и опускают в "Почтовый ящик". Через время получают ответ на интересующий их вопрос от специалиста или педагогов.

   Чтобы вопросы развития речи были актуальны для родителей можно организовать «Вечера вопросов и ответов." На них родители могут уточнить свои знания и применить их на практике, узнать о чем- то новом, обсудить проблемы развития речи детей, пополнить знаниями и опытом других.

   Также можно использовать новую форму взаимодействия — "Электронная информационная почта", представленная на CD дисках, USB — накопителях в виде обучающих презентаций и электронных буклетах по развитию речи дошкольников.

     В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников"

Презентация иллюстрирует современные формы работы с родителями : выставки,совместные мероприятия,консультаци и другие. Данная презентация поможет воспитателям разнообразить работу по взаимодействию с ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема «Взаимодействие в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения»

В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников...

Система организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников "Роль игры в речевом развитии ребёнка"

В презентации представлены цели и задачи работы ДОУ с семьёй, направления по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ, а также используемые формы работы с родителями как традиционные, так и ...

Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

В современном обществе ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строи...

Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду.

Инновационные формы работы с семьями воспитанниковПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Семья...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...