конспект (Развитие речи - лепка) "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
«Осеннее путешествие»
/развитие речи - лепка/
старшая группа
Воспитатель:
Клишина Е.Д.
МБДОУ
«д/с №228
«Теремок»
«Осеннее путешествие».
Интеграция областей: познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Образовательные:
- Закреплять умение составлять рассказ о животном по плану-схеме;
Развивающие:
- Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; понимать и употреблять в речи предлоги (на, над, у, около, за); использовать в речи простые распространенные и сложные предложения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал: письмо-приглашение от Старичка-Лесовичка; Старичок – Лесовичок (игрушка); картинки с изображением видов транспорта и волшебных предметов; корзинка с овощами; картинка с изображением птиц, сидящих в разных местах; листочки от разных деревьев (гербарий); «осколочные» картинки животных; план-схема рассказа о животных; съедобные и несъедобные грибы (картинки); две корзинки; пластилин разного цвета для лепки грибов, дощечки.
Предварительная работа:- д/и «К кому? На чем?»;
- рассматривание энциклопедий «Съедобные и несъедобные грибы», «Дикие животные»;
- беседа «Как мы осень узнаем?»;
- разучивание загадок об овощах, стихотворений об осени;
- игра «Птицы зимующие и перелетные»;
- рассматривание листьев деревьев на прогулке;
- знакомство с осенними приметами;
- чтение В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Ход НОД:
Дети встают в круг.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
- Я вижу, настроение у всех хорошее. А хотите, чтобы оно стало еще лучше?
Посмотрите, какое красивое письмо нам сорока - белобока принесла.. Давайте прочитаем, что здесь написано: « Приглашение. Дорогие ребята! Наступила осень. Как красиво стало у нас в лесу! Мне очень хочется, чтобы вы увидели всю эту красоту! Приглашаю вас в гости к нам в лес! Буду очень рад встрече!». (Подпись размыта).
Воспитатель: Ой, а подпись какая-то непонятная, наверно дождем размыло, пока сорока нам письмо доставляла. Ребята, а как вы думаете, кто бы мог прислать это письмо-приглашение?
-Дети высказывают свои предположения. Воспитатель направляет наводящими вопросами к правильному ответу.
Воспитатель: Да это же Старичок-лесовичок приглашает нас в гости в свой осенний лес! А вы хотите побывать там? Только путешествие наше будет не простое, а волшебное. А на чем мы отправимся в гости к Старичку – лесовичку? Конечно, и транспорт нам нужен волшебный или волшебный предмет, с помощью которого можно отправиться в сказочный лес.
(Дети выбирают вид транспорта или предмет.)
Воспитатель: А что же мы возьмем с собой в дорогу, ведь путь не близкий? Посмотрите, у меня есть корзинка, а что в ней, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Как надела сто рубах
Захрустела на зубах. (Капуста)
2. Сидит дед во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки я волок
На ощупь – гладкая,
На вкус – сладкая. (Морковь)
4. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
5. Долька, долюшка горька
У злого деда… (чеснока)
6. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Хрусткие, соленые. (огурцы)
Воспитатель: Ну вот, овощи мы с собой в дорогу взяли, если вдруг проголодаемся, будет, что поесть. А теперь нужны волшебные слова, чтобы отправиться в путь. Вот и подсказка:
Сорока с вороной спорила,
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.
Ребята, что это за слова такие? На что похожи?
Дети отвечают, что это скороговорка, и ее нужно говорить быстро.
Работа со скороговоркой: проговорить спокойным голосом, громко, шепотом, без звука. Проговорить быстро. (3-4 ребенка).
(Звучит сказочная музыка)
- Дыхательная гимнастика «Ветер» : легкий ветерок, подул сильнее, сильный ветер; подул тише, еще тише, стих совсем.
Воспитатель: Итак, мы в сказочном лесу. Нам нужно отыскать Старичка -Лесовичка.
Первая остановка «Осенняя».
Воспитатель: На этой остановке мы постараемся понять, что происходит с природой, когда приходит осень.
Вопросы к детям:
- С чего начинается осень? ( Становится холоднее, начинают желтеть и облетать листья с деревьев, засыхает трава, цветы…)
- Что происходит с насекомыми? (Они прячутся под кору деревьев, под землю, чтобы спать зимой).
- Что происходит с птицами? (Улетают в теплые края).
- Что происходит с животными? (Одни меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку.)
- Что случается после того, как медведь засыпает у себя в берлоге? (Выпадает первый снег, начинается зима).
Вторая остановка «Птичья».
Воспитатель: Сколько много птиц в лесу! Скажите какая птица где находится? (употребление предлогов на, над, у, за, слева, справа и т. д.)
Д/и «Где кто находится?».
Третья остановка «Солнечная».
Физминутка : На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде – раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде – два!
Четвертая остановка «Лиственная».
А деревья этого волшебного леса приготовили для нас игру. Называется она «Угадай по листьям дерево». Но для этого надо собрать листья.
(Дети собирают листья и называют:
У березы листья березовые.
У тополя листья тополиные.
У осинки листья осиновые.
У липы листья липовые.
У клена листья кленовые.
У дуба листья дубовые. И т.д.
Пятая остановка «Животный мир».
На этих картинках изображены животные, которые живут в этом лесу, но, чтобы узнать их, нужно сначала собрать картинки. Сложите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. Кого ты сложил?
Сейчас мы будем составлять рассказы об этих животных, о том, как они приготовились к зиме по плану-схеме:1. Кто? 2. Где живет?3. Какой ( лапы, хвост, уши, нос)?4. Какая шерсть?5. Какой домик строит?6. Чем питается?
А теперь каждый из вас расскажет о своем животном от имени этого животного.
Дети по очереди рассказывают.
Шестая остановка «Грибная».
Воспитатель: Посмотрите, сколько грибов растет. А все ли эти грибы можно есть? Давайте соберем в одну корзинку все съедобные грибы, а несъедобные сложим в другую корзинку.
Дети собирают и называют грибы.
Воспитатель: А вот и Старичок – Лесовичок. (игрушка, появляется из-за пенька)
Старичок – Лесовичок здоровается с детьми и спрашивает, понравилось ли им в осеннем лесу? И что больше всего запомнилось? Дети отвечают. На память об этом путешествии он предлагает детям слепить из пластилина понравившиеся грибы.
Дети выбирают пластилин по цвету, необходимый для лепки того или иного гриба. Старичок – Лесовичок предлагает положить грибы в лукошко и взять их с собой в детский сад. Но, чтобы снова оказаться в группе нужно рассказать стихотворение об осени. 1-2 ребенка рассказывают и дети оказываются в группе.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? (Дети оценивают. Вместе с детьми воспитатель делает выводы об успехах детей на занятии.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"
Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.
Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзы...
Конспект занятия НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы
НОД подготовительная группа...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Путешествие в космос»
Цель: развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей.Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о космосе, космонавтах;- учить образовывать существительные множественного числа...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Развитие речи») на тему «Путешествие по родному краю»
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,...