ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К КНИГЕ.
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 12
г.о. Орехово-Зуево
Составители | |
воспитатель | |
МДОУ ЦРР д/с №12 | |
Горькова | |
Надежда Викторовна. Старший воспитатель Удачина Наталья Вячеславовна |
2014 - 2015г
Содержание.
1.Введение в проект
2.Этапы реализации проекта
3.Приложения
4.Фотоприложение
5.Список литературы
Аннотация.
Проект «Наш лучший друг - книга» направлен на создание социально-педагогических условий для воспитания у детей любви и интереса к книге. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию и развитию у ребенка интереса к книге.
В ходе реализации проекта разрабатываются:
- игры сюжетно-ролевые: «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья»; дидактические: «Угадай сказку», «Расскажи сказку», «Собери сказку», «Из какой сказки пришёл сказочный персонаж»;
- совместные мероприятия родителей с детьми: анкетирование родителей, конкурс «Мы - читающая семья»;
- комплексы за
нятий для дошкольников по темам: «Где живут книги», «Экскурсия в библиотеку», «Книжка в гости заходи», «Сочиняем нелепицы (сказки)».
- консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ: «Семейные чтения», «Какие книги читать детям».
Данный материал поможет педагогам ДОУ осуществлять воспитание ребенка дошкольного, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Введение.
Актуальность проекта.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как к процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым образом воздействующая на людей. ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Книга же требует систематического чтения, напряжения мысли. Именно поэтому современные дети предпочитают просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личносном развитии человека. входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создаёт круг нравственных суждений и представлений.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Велико её и воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Это расширение знаний ребёнка об окружающем мире, развитие личности, формирование умения чувствовать образность и ритм родной речи. Дошкольный возраст закладывает тот фундамент, на котором будет в дальнейшем проходить литературное образование младших школьников.
В решении проблемы детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений. В соответствии с требованиями ФГОС впервые в образовательных программах ДОУ чтение художественной литературы выделено в самостоятельную образовательную область. Содержание её "должно быть направленно на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении". В современных программах художественная литература рассматривается как универсальное развивающее средство, позволяющее формировать у детей целостную картину мира, как особая образовательная область, содержание которой дополняет и обогащает разнообразные виды детской деятельности.
Данный проект позволит обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учётом интеграции образовательных областей.
Вид проекта. Познавательный.
Участники проекта. Дети дошкольного возраста, родители, педагоги, библиотекари.
Цель проекта. Развить устойчивый интерес к книге как к самостоятельному наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка;
- Развитие речевого навыка слушания и понимания речи;
- Формирование и сохранение у ребёнка на весь период его дошкольного детства мифической картины мира;
- Сформировать у ребёнка потребность в чтении и развивать её на протяжении всего дошкольного детства;
- Формирование мотивации и психологической готовности к обучению самостоятельному чтению
Гипотеза реализации проекта
Проект «Наш лучший друг - книга» позволяет:
- сформировать у ребёнка ценностное отношение к книге;
- сформировать у ребёнка "Я-концепции" по отношению к ситуации "мне читают";
- осуществить преемственность между чтением детям в детском саду и в семье.
Проблема проекта: Формирование интереса и потребности в чтении.
Реализация содержания проекта.
1 этап - Организационный
Реализация проекта «Наш лучший друг - книга» началась с изучения научно-методической литературы:
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М.: Просвещение, 2003.
Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. - М.: Просвещение, 2003.
Смирнова О.Д. Мир наполнен чудесами. - М.: Просвещение, 2005.
2 этап - Вводный (подготовительный)
1.Анкетирование родителей.
2.Проведение родительского собрания "Воспитываем будущего читателя".
3.Консультация "Как читать с ребёнком книги".
4.Подготовка информационных стендов, папок передвижек
5.Привлечение родителей к созданию книги "Фантазируем вместе"
6.Участие родителей в литературных конкурсах.
7.Составление плана работы совместно с библиотекарями.
3 этап - Апробация (практический)
Оформление консультативно-практического материала, направленного оказать помощь родителям по данной проблеме.
Постановка проблемной ситуации для детей "Откуда пришла книга". Серия познавательных вечеров об истории создания книги.
Показ презентации на тему: "От гусиного пера до современной авторучки".
Экскурсия в библиотеку и беседа на тему "Где живут книги", организация выставок и специальных "библиотечных занятий", помогут сформировать у детей умения пользоваться библиотечным фондом, а также усвоить определённый объём библиотечных сведений.
Комплексные занятия по теме «Где живут книги», «Книжка в гости заходи», «Сочиняем нелепицы (сказки)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволят детям больше познакомится с книгой, приучиться к бережному обращению с ней.
Акция "Пришли мне чтения доброго" позволит пополнить групповой книжный уголок силами родителей новыми детскими книгами.
Проведение конкурса "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготавливают книги. Заодно дети знакомятся с такими составными частями книги. как обложка, страница, текст, иллюстрация.
4 этап - Итоговый:
Изучив научно-методическую литературу по вопросу «Наш лучший друг - книга», был намечен перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми на год.
В воспитательно-образовательной деятельности с детьми большое внимание отведено работе с книгой. Намечен большой цикл занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, постоянно пополняется уголок новыми книгами.
Проведён цикл занятий: «Всякий труд почётен», по теме: «Кому что нужно для работы», занятие по составлению рассказов на тему «Все работы хороши», заучивание стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», комплексы занятий для дошкольников по темам: «Где живут книги», «Экскурсия в библиотеку», «Книжка в гости заходи», «Сочиняем нелепицы (сказки)».и, как итоговое занятие – экскурсия в библиотеку, где дети знакомятся с правилами хранения книг, какие книги есть в библиотеке, по какому принципу они располагаются на стеллажах.
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья»; дидактические: «Угадай сказку», «Расскажи сказку», «Собери сказку», «Из какой сказки пришёл сказочный персонаж»; совместные мероприятия родителей с детьми: конкурс «Мы - читающая семья», создание книги "Фантазируем вместе" - всё это способствует в воспитании у детей интереса к книге и бережному обращению с ней, воспитывает будущего читателя.
Совместная сотрудничество детского сада и родителей отражает современные тенденции в построении образовательного процесса в ДОУ, положительно влияет на воспитание детей, даёт хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи.
Проект требует дальнейшего развития и проработки, ставя перед педагогическим составом ДОУ продолжение развития данного направления воспитательного процесса.
Презентация проекта.
Список литературы
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М.: Просвещение, 2003.
- Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. - М.: Просвещение, 2003.
- Смирнова О.Д. Мир наполнен чудесами. - М.: Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей любви и интереса к книге
консультация для родителей...
Педагогические условия способствующие воспитанию у детей любви бережного и заботливого отношения и к природе.
( выступление на педсовете)...
"Воспитание у детей любви и интереса к книге"
Консультация для родителей. Дата публикации - ноябрь 2017 года. Подготовила и провела педагог - Кедрова Е.К....
Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".
Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....
Воспитание у детей любви и интереса к книге.
Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...
«Педагогические условия способствующие воспитанию у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе»
презентация...
Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...