«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви познавательного интереса к книге»
статья (старшая группа)

Дарья Гнилова

       Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное нужно с младшего возраста, когда происходит формирование личности, закладываются основы мировоззрения. Дело не только в том, чтобы научить детей чувствовать и понимать прекрасное: необходимо формировать умение его творить в повседневной жизни.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни радикально меняется.  Педагоги, родители,  с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.  Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви познавательного интереса к книге»

Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное нужно с младшего возраста, когда происходит формирование личности, закладываются основы мировоззрения. Дело не только в том, чтобы научить детей чувствовать и понимать прекрасное: необходимо формировать умение его творить в повседневной жизни.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни радикально меняется. Педагоги, родители, с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.

Чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

  • возросло число детей, читающих только по школьной программе;
  • все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
  • замедляется вхождение ребенка-дошкольника в книжную культуру;
  • по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
  • усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);
  • большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. У детей становятся все более популярными журналы комиксов, посвященные различным героям мультфильмов - медвежонку Бамси, черепашкам-ниндзя, маленьким пони и т.п. Таким образом, слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир ребенка.

Чтение художественной литературы и, в первую очередь, лучших ее образцов — важнейшая предпосылка всестороннего развития ребенка. Приобщить юного читателя с ранних лет к духовным сокровищам человечества — значит, обогатить его эмоционально и нравственно, научить средствами искусства понимать людей и жизнь. Материалы исследований, периодическая печать, наблюдения педагогов и библиотекарей говорят об отсутствии должного интереса у юных читателей к литературе, о низком качестве ее восприятия. И эту ситуацию нужно исправлять.

Дошкольный возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творчества и фантазии ребенка. Дети воспринимают полюбившихся им героев не как литературные образы, а как живых людей.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Приобщение дошкольников к книге формирует любовь к чтению, развивает любознательность, творческую инициативу и самостоятельность, учит детей вдумчиво относиться к содержанию произведений. Детская литература дает юным читателям радость приобщения к прекрасному, помогает ощутить красоту окружающего мира.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

В изученной литературе интересующая нас проблема представлена недостаточно. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания интереса к книге у дошкольников, как условие формирования будущего читателя. Наша работа направлена на привитие познавательного интереса и любви к книге.

Основные задачи:

— прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

— дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

— помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке;

— научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, разыгрыванием по ролям.

При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы:

- целенаправленность процесса воспитания познавательного интереса к книге на основе учета возрастных особенностей детей;

- научно – обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятие);

- единство содержания форм и методов работы по воспитанию познавательного интереса к книге;

- личностно – ориентированный подход в процессе воспитания интереса к книге;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе;

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности.

Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.

Методы достижения поставленных задач:

• экскурсии в библиотеку

• игры - драматизации

• конкурсы, викторины

• творческие занятия

• книжные выставки

• иллюстрирование произведений

• театрализованная деятельность

• чтение книг в свободное от занятий время

• рассматривание книг

• работа в книжном уголке

Реализация поставленных задач проходила по трем направлениям: «Развивающая среда», «Дети», «Взрослые».

Первое направление – формирование развивающей среды.

Для формирования у дошкольников интереса и любви к книге в группе создан книжный уголок. Это специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть – «перечитать» ее.

В группе создана разнообразная предметно-развивающая среда, способствующая разностороннему развитию детей. Дидактический и игровой материал систематизирован и распределен по зонам деятельности: создан уголок книги, полочка «Умных книг», уголок экспериментирования, «Книжкика больница», мини-театр «В гостях у сказки». Создан уголок «Лукоморье». В группе также создан уголок для сюжетно-ролевой игры «Библиотечка», «Книжный магазин». Совместно с детьми оформлены альбомы: пословиц, поговорок, загадок о книге; «Берегите книги!» (правила пользования книгой, изготовление закладок).

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть – «перечитать» её. Здесь ребенок видит её не в руках воспитателя, а остается с нею один на один. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой, с иллюстрациями. В книжном уголке у нас есть:

• Выставки книг по теме и книги для чтения и рассматривания.

• Мастерская книги – «Книжкина больница» (в ней есть все для ремонта книг и изготовления книжек-самоделок).

• Портреты писателей.

• Альбом "Книга - лучший друг" (пословицы, поговорки, загадки о книге);

• "Берегите книги!" (изготовление закладок)',

• Альбом "Сладкая сказка" (сбор фантиков, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок);

• Библиотечка для детского сада;

• Альбом «Любимые сказки нашей семьи»;

• Книжки – самоделки;

Работа по созданию предметно – развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

Консультация для педагогов и родителей "Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине"...

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге»

     Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное нужно с младшего возраста, ...

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

«Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

laquo;Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»....

Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному Белгородскому краю»

Важно знакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, богатством Белгородской области, её истоками. Это поможет взрастить в детях семена любви к своему дому, семье, малой Роди...