ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 12
г.о. Орехово-Зуево
ПРОЕКТ
(практико-ориентированный, долгосрочный)
Подготовили: старший воспитатель Удачина Наталья Вячеславовна, | ||
воспитатель | ||
МДОУ ЦРР д/с №12 | ||
Горькова | ||
Надежда Викторовна. |
Участники проекта:
- воспитатель;
- дети;
- родители.
Цель: развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в младшем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в младшем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Этапы проекта:
Этапы | Формы работы | |
Деятельность педагога с детьми | Сотрудничество с родителями | |
Первый этап организационный (подготовительный) | Выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта. Изучение необходимой литературы подбор методического материала. Разработка тематического плана для реализации проекта. Диагностирование детей, целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой. |
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям? да – 75%; наверно – 14%; нет –1% Имеются ли дидактические игрушки по возрасту? У всех имеются 100% Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников? У одного родителя речевые нарушения. Как часто занимаются ребенком дома? Каждый день – 6 детей (43%) По возможности – 5 детей (36%). По выходным – 3 детей (21 %) |
Второй этап практический (реализация намеченных планов) |
| Родительское собрание на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша». Анкетирование: «Развитие речи детей». Проведение просветительской работы: консультации, рекомендации, посещение семьи, индивидуальные беседы Оформление наглядного информационного материала: памятки, папка-передвижка на тему: «Играя, развиваем речь». |
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
| Виды деятельности 1. Дидактические игры:
2. Сюжетно – ролевые игры:
3. Подвижные игры:
| Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Памятка для родителей "Развитие речи ребёнка". Семинар-практикум "Учите детей говорить правильно". |
Театрализованная деятельность | Настольный театр, пальчиковый театр. Инсценировка русских народных сказок:
Театрализованное представление сказок:
|
|
Художественная литература
| Чтение потешек:
В.Берестова «Котенок» «Ты, собачка не лай» Рассказывание стихотворения А.Барто:
Чтение р.н.сказки:
| Рекомендации родителям по художественному чтению для детей. |
Третий этап заключительный
|
|
|
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,
Отмечается норма в развитии активной речи 17 детей (73,9%); отставание – 6 человек (26,1%); Списочный состав - 23 ребёнка.
Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды. Создаю условия для проведения дидактических игр.
В группе оформила пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие и наличие всевозможного игрового и дидактического материала: для сенсорного развития, для развития мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми младшего возраста. В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.). Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Приложение:
1. Информационный материал «Играя – развиваем речь детей».
2. Памятки родителям.
3. Консультации.
4. Беседа.
5. Дидактические игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК».
Цель: 1. Закрепление знания цвета.
2. Научить выделять основные цвета, правильно их называть.
Ход игры. Воспитатель показывает детям фишки – краски, называет цвет, в который они окрашены, и просит играющих отыскать на картах – палитрах предметы того же цвета, что и фишки - краски.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОЖИ ФИГУРУ».
Цель: 1. Закрепление знания геометрических фигур.
2. Формирование умения моделировать.
Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми геометрические фигуры, называет их. Предлагает детям из геометрических фигур выложить любой предмет.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦВЕТНЫЕ ТЕЛЕЖКИ».
Цель: 1. Закрепление знаний детей об основных цветах и их оттенках.
2. Знать и правильно называть геометрические фигуры, на какие составные части их
можно поделить.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одной карте с контурным изображением тележки. Все фигуры он раскладывает на столе цветной стороной вверх. Дети рассматривают фигуры, затем берут по одной и выкладывают их на контурной карте.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРУШКИ НА ДОРОЖКАХ».
Цель: 1. Научить детей пользоваться заместителями.
2. Научить соотносить картинки с определёнными значками.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки со значками (геометрическими фигурами). Затем показывает карточку-образец и вместе с детьми её рассматривает. После этого дети на своих карточках должны все значки закрыть определёнными фигурами животных.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВЬ БУКЕТ».
Цель: Закрепление знаний основных цветов и их оттенков.
Ход игры: Картинки с вазами расположены посередине стола, рядом цветы. Каждый играющий берёт одинаковое количество цветков и по сигналу воспитателя начинает определять, в какую вазу следует поместить тот или иной цветок.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БАНКА В БАНКЕ».
Цель: Развитие представлений о величине предметов, умения сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру.
Ход игры. Воспитатель показывает детям набор баночек для специй и предлагает каждую банку накрыть крышкой, а затем поставить в следующую.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО БОЛЬШЕ».
Цель: Формирование умения определять величину объектов.
Ход игры. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто больше: маленький слон или большая мышка? Живой медведь или игрушечный? Большой кот или маленький бегемот? и т.д.». После ответов на все вопросы воспитатель вместе с детьми придумывает новые вопросы.
Список литературы
- Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с..
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей. ТЦ "Учитель", Воронеж, 2007.
- Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.
- Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с
- Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей, Воронеж, 2007.
- Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с
- Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
- Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения, Т.Ц, Москва, 2009.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников, Т.Ц, Москва, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы
В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»
Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....