Проект "По страницам любимых сказок и стихов"
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект "По страницам любимых сказок и стихов". Развитие совместного творчества детей и родителей, воспитание у детей интереса к книге и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_lyubimyh_skazok.docx | 635.59 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Проект
«По страницам любимых сказок и стихов».
Автор:
Горай Елена Владимировна
Воспитатель
Московская область
г.о. Клин
2017г.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «По страницам любимых сказок и стихов».
Автор проекта: Горай Елена Владимировна.
Команда проекта: Коллектив МДОУ ДС №23 «АЛЕНУШКА».
Обоснование актуальности проекта. Недостаточное внимание взрослых (родителей, педагогов) к важности использования сказок в воспитании дошкольников.
Цель и задачи проекта. Раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
для детей:
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей;
познакомить детей с русским декоративно- прикладным искусством посредством сказок и легенд;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
воспитывать культуру речи,
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Краткое содержание проекта. Проект «По страницам любимых сказок и стихов» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Целевая аудитория. Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Кадровое обеспечение проекта. Администрация МДОУ, педагогический коллектив МДОУ
Ресурсное обеспечение. Материально - техническое оснащение МДОУ
География проекта. Московская область, г.о. Клин, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № «АЛЕНУШКА»
Сроки реализации проекта. Сентябрь- октябрь 2017г.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ВВЕДЕНИЕ
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А. Сухомлинский
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Проект «По страницам любимых сказок и стихов» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должное значение важной роли сказкам в воспитании детей.
Актуальность проекта определяется тем, что его реализация включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей): семейный творческий конкурс сказок собственного сочинения «По страницам любимых сказок и стихов», театрализованные творческие постановки силами педагогов ДОО «В гостях у сказки».
Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Целевой ориентир проекта: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта:
для детей:
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
познакомить детей с русским декоративно- прикладным искусством посредством сказок и легенд;
развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
воспитывать культуру речи,
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Проект краткосрочный, его реализация рассчитана на 1.5 месяца (сентябрь- октябрь)
Участники проекта: обучающиеся (воспитанники ДОО), родители (законные представители), педагогические работники ДОО.
Проект построен на следующих общедидактических принципах: доступности, соответствия возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участия заинтересованных сторон.
2.2. ПРОЕКТ.
2.3. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА.
Календарный план проекта строится в 3 этапа: подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы; основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану, и заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дата: сентябрь- октябрь.
Мероприятие:
творческий семейный конкурс сказок собственного сочинения «Наши любимые сказки»
Цель:
- развитие совместного творчества детей и родителей, воспитания у детей интереса к книге и чтению;
- раскрытие творческого потенциала семьи;
- развитие эстетических качеств и формирование творческих способностей детей;
- создание условий для взаимодействия детского сада и семьи.
- ознакомление с декоративно- прикладным творчеством посредством сказок и легенд. Расширение и развитие творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством посредством сказок и легенд.
Мониторинг проекта.
Перед началом проектной деятельности был проведен мониторинг образовательной области.
Показатели достижений детей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей старшего возраста на начало проектной деятельности.
Сформирован навык – ребенок самостоятельно называет 2-3 произведения, пересказывает самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывает стихотворение; может не выговаривать четко только 1-2 звука, у ребенка имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно богатый словарь; подбирает предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; использует цветовую символику для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки; самостоятельно распределяют все заместители, правильно и уверенно показывает их по ходу рассказывания сказки взрослым; правильно и самостоятельно размечает игровую площадку; замечает практически все ошибки в спектакле (все, о которых его спрашивают) и который самостоятельно может рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос педагога; самостоятельно придумывает окончание истории хотя бы из 2-3 предложений.
На стадии формирования – ребенок называет хотя бы 1-2 произведения с помощью взрослого, но не пересказывает сказку и не читает стихотворение; у ребенка могут быть дефекты в звукопроизношении, но уже имеется фразовая речь, может строить предложения с помощью взрослого; дает 2-3 ответа на подбор заместителей к какому-либо признаку, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов взрослого; при распределении заместителей ребенок делает немногочисленные ошибки, которые, после наводящих вопросов, может исправить; по ходу рассказывания взрослым ребенок колеблется в выборе заместителей, но при помощи взрослого приходит к правильному выполнению заданий; не всегда правильно размечает игровую площадку для игры-драматизации; замечает 1-2 ошибки в показанном эпизоде сказки; с помощью вопросов взрослого придумывает собственное завершение истории хотя бы из 1-2 предложений; невнятно и нечетко произносит характерные звукосочетания персонажа.
Не формирован – ребенок не может даже с помощью взрослого назвать ни одного литературного произведения; не владеет действием замещения персонажей сказки; не может подобрать предмет к признаку (цветному кружку), либо отказывается отвечать или повторяет ответы других детей; не может назвать персонажей – жителей белого и черного домов; допускает много ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого не приводит к улучшению выполнения задания; не соотносит цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей; не может разместить игровое пространство с учетом пространственно-временных отношений; в игровом спектакле не замечает ни одной ошибки, не рассказывает, что происходит, только односложно отвечает на вопросы педагога; не может даже с помощью взрослого придумать окончание истории, состоящего хотя бы из одного предложения.
В результате чего были выявлены следующие результаты:
В группе было продиагностировано 28 детей, из них сформированный навык имело 9 детей, что составило 32%, на стадии формирования – 14 детей, что составило 50%, не сформирован – 5 детей – 18%.
На заключительном этапе реализации проекта также был проведен мониторинг.
Показатели достижений детей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей старшего возраста на заключительном этапе проекта.
Сформирован навык – ребенок самостоятельно называет 4-6 произведений, пересказывает самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывает стихотворение; может не выговаривать четко только 1-2 звука, у ребенка имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно богатый словарь; подбирает предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; использует цветовую символику для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки; самостоятельно распределяют все заместители, правильно и уверенно показывает их по ходу рассказывания сказки взрослым; правильно и самостоятельно размечает игровую площадку; замечает практически все ошибки в спектакле (все, о которых его спрашивают) и который самостоятельно может рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос педагога; самостоятельно придумывает окончание истории хотя бы из 4-6 предложений.
На стадии формирования – ребенок называет хотя бы 2-4 произведения с помощью взрослого, но не пересказывает сказку и не читает стихотворение; у ребенка могут быть дефекты в звукопроизношении, но уже имеется фразовая речь, может строить предложения с помощью взрослого; дает 3-4 ответа на подбор заместителей к какому-либо признаку, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов взрослого; при распределении заместителей ребенок делает немногочисленные ошибки, которые, после наводящих вопросов, может исправить; по ходу рассказывания взрослым ребенок колеблется в выборе заместителей, но при помощи взрослого приходит к правильному выполнению заданий; не всегда правильно размечает игровую площадку для игры-драматизации; замечает 2-3 ошибки в показанном эпизоде сказки; с помощью вопросов взрослого придумывает собственное завершение истории хотя бы из 2-3 предложений; невнятно и нечетко произносит характерные звукосочетания персонажа.
Не сформирован – ребенок не может даже с помощью взрослого назвать ни одного литературного произведения; не владеет действием замещения персонажей сказки; не может подобрать предмет к признаку (цветному кружку), либо отказывается отвечать или повторяет ответы других детей; не может назвать персонажей – жителей белого и черного домов; допускает много ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого не приводит к улучшению выполнения задания; не соотносит цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей; не может разместить игровое пространство с учетом пространственно-временных отношений; в игровом спектакле не замечает ни одной ошибки, не рассказывает, что происходит, только односложно отвечает на вопросы педагога; не может даже с помощью взрослого придумать окончание истории, состоящего хотя бы из одного предложения.
В результате проведенного мониторинга были выявлены следующие результаты:
В группе было продиагностировано 29 детей, из них сформированный навык стало иметь 18 детей, что составило 62%, на стадии формирования – 11 детей, что составило 38%, низкий – 0 детей – 0%.
Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод о том, что работа по реализации проекта принесла видимые результаты развития детей в области ознакомления детей с художественной литературой и развития речи дошкольников: дети научились быстро узнавать и называть знакомые сказки; пересказывать сказки и небольшие эпизоды; подбирать заместители к персонажам сказки и разыгрывать ее; подготавливать игровую площадку для проведения игры-драматизации; использовать элементы символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.
Ожидаемые результаты:
для детей:
развитие интереса детей к сказкам;
закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
воспитание чувства дружбы и коллективизма;
получить эмоциональный отклик от своей работы.
для педагогов:
оформление общей книги сказок по итогам творческого семейного конкурса сказок собственного сочинения «Наши любимые сказки»
изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
презентация проекта;
формирование желание продолжить проектную деятельность;
оформление проекта.
для родителей:
содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
укрепление детско-родительских отношений.
3. ВЫВОДЫ.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённый проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
2. Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
3. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
СПб.: «Паритет», 2014.
4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
6. Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, Москва 2013г.
7. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
8. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015
9. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2006
10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006
13. Шешукова О.Е. Образовательная программа дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях «Город мастеров», 2007
ФОТООТЧЁТ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
МОНИТОРИНГ
На начало проекта «По страницам любимых сказок и стихов».
На конец проекта «По страницам любимых сказок и стихов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По страницам любимых сказок" Сценарий праздника к 8 Марта.
Сценарий праздника к 8 Марта с детьми подготовительной к школе группы с активным участием родителей....
Викторина«По страницам любимых сказок»
Викторина -путешествие по русским народным сказкам....
Учебно-методическое пособие: "По страницам любимых сказок"
Картотека скороговорок, загадок, игр по любимым сказкамДети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная...
Развлечение"По страницам любимых сказок"
Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возвраста.Используются пословицы о книгах, повторение правил обращения с книгой. В развлечении присутствуют герои: "Книжка", "Федора".Использую...
Презентация по теме "По страницам любимых сказок"
презентация создана в рамках проекта по теме "Путешествие по сказкам"...
Литературная игра. Животные на страницах любимых сказок.
Викторина по сказкам с использованием ИКТ. Предложить детям отгадать сказку по загадкам, отрывкам из произведений; узнать героев сказок; вспмнить авторов известных сказок и другие интересные задания....