Формирование звуковой культуры речи в онтогенезе
статья по развитию речи

Коротышева Светлана Григорьевна

  Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, родителей, так как раскрывает этапы формирования звуковой стороны речи в процессе онтогенеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_v_ontogeneze.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой стороны речи на разных этапах онтогенеза

С. Г. Коротышева

МБДОУ Детский сад №54 «Золушка»

Аннотация: данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, родителей, так как раскрывает этапы формирования звуковой стороны речи в процессе онтогенеза.

          Ключевые слова: звуковая культура речи, речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппараты, фонетико-фонематические процессы.

Summary: this work has the importance for practical activities of teachers-logopedists, tutors of preschool educational institution, parents as opens stages of formation of the sound party of the speech in the course of ontogenesis.

          Key words: sound standard of speech, speech hearing, speech attention, speech breath, voice and speech devices, fonetiko-phonemic processes

           В настоящее время мы часто встречаем либо плохо говорящих, либо совсем не говорящих детей. Поэтому есть необходимость обратить внимание на воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Прямо с рождения ребенка окружает множество самых разных звуков, но слова - речевые звуки в этой массе наиболее значимые. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми и сверстниками, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

          Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Без специальной «тренировки» каждого компонента нужный уровень развития часто не достигается.

          При нормальном речевом общении ребёнка с окружающими людьми, речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения. Первый год жизни, несмотря на то, что ребёнок ещё не говорит, очень важен для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. Устная речь предполагает наличие голоса, крик ребёнка в первые недели и месяцы жизни характеризует состояние тех врождённых нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребёнка - звонкий и продолжительный, сопровождается коротким вдохом и удлиненным выдохом. Интонационное обогащение крика, свидетельствует о том, что у ребёнка начала формироваться функция общения.

Следовательно, ведущую роль в развитии речи в первый год жизни, играет активность окружающих, всё лучше понимающих ребёнка, а главное - "разговор" матери с ещё не говорящим ребёнком, когда она на всякие его движения реагирует речью, учитывая его состояние или помогая ему. Итак, к концу первого года ребёнок произносит уже отдельные слова, названия предметов, с которыми чаще имеет дело.

          К концу второго года жизни появляется элементарная фразовая речь, которая включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования (мама, дай, папа, иди, Лиле пить, дать). Если к 2,5 годам у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

         На 3 году резко усиливается потребность ребёнка в общении. В этом возрасте стремительно увеличивается объём общеупотребительных слов, а также возрастает возникшая в конце 2 года жизни способность к словотворчеству. На 3-ем году интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. В этот период и стоит начинать  работать над произносительной стороной речи ребенка, перенос этого процесса на старший возраст не приносит желаемых результатов.

          Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком,  следовательно, невозможно в дальнейшем  успешное обучение в школе.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

          Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.). В то же время работа по звуковой культуре речи требует особого подхода, специальных приемов, которых огромное множество.

          Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи и  проводятся не от случая к случаю, а систематически. Так же работа над различными разделами звуковой культуры речи может проводиться и  вне занятий. Эту работу  можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

          Работу по формированию звуковой культуры речи нужно вести в следующих направлениях:

- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

          Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

На третьем году жизни занятия направлены на  развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить слова и фразы. Они проводятся с использованием звукоподражаний различным животным и предметам, издающим звуки, путем введения этих звукоподражаний в пение, потешки, дидактические игры, небольшие стихи и рассказы.

          В этом возрасте у ребенка становятся более подвижными нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных(м,п,б,в,ф). Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков.

         Следует обращать внимание не только на правильное произношение ребенком звука, но и на четкое, внятное проговаривание слов в целом. Педагогу нужно подбирать такие слова, которые не представляют трудности для произношения. Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать согласовывать слова.

          На четвертом году жизни продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: губно-губные -м-п-б, губно-зубные - ф-в, переднеязычные - н-т-д, заднеязычные - к-г-х, с-з-ц.(проговаривание чистоговорок с заданным звуком)

Чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, это достигается, в частности, правильной артикуляцией звука [а] и плотно смыкать губы (этому способствует четкое произношение звуков м, п, б).

          В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Важным условием является также речевая активность самих детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить слушать, воспринимать и понимать речь взрослого.

          На пятом году воспитанию ЗКР уделяется самое серьезное внимание. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и др. Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам»). Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков (в идеале) становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи. Чтобы артикуляционная гимнастика не была скучной и однообразной я предлагаю вам взять в работу артикуляционные сказки.

          На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать (дифференцировать) на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ж-з, с-ш, з-ж. Работа со звуками ведется более углубленно. Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, т.к. добирая воздух, заканчивают длинное предложение на вдохе. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого - индивидуально.

          На седьмом году происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

          Развитие функций звукового анализа и синтеза проводится по следующему плану:

-Формирование действий выделения звука на фоне слова (есть или отсутствует);

-Формирование действий вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук в слове «дом»? Какой последний - в слове «мак»?);

-Выделение ударной гласной из слова;

-Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук [Ы] в слове «крыша»? Перед каким?);

-Определение последовательности и количества звуков в слове (Сколько звуков в слове «дом»? Какой первый, второй, последний – их характеристика.

-Услышать, запомнить, соединить и сказать слово из отдельных звуков: Ш.А.Р.Ф., П.А.У.К.

          Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей, наличие полноценной окружающей речевой среды позволят сформировать психическую деятельность ребенка, а также помогут  своевременно подготовиться к обучению в школе.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:  [текст] / М.М. Алексеева - Изд. Центр Академия 1997г.
  2. Колесникова Е.В.  Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: [текст] / Е.В. Колесникова - М., 2004г.
  3. Дурова Н.В.  Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников: [текст] /Н.В  Дурова - М., 2010г.
  4. Бондоренко А.К. Словесные игры в детском саду: [текст] / А.К Бондоренко - М., Просвещение, 1977г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....