Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морева Татьяна Валерьевна

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект в старшей группе

«Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи»  

Подготовил воспитатель Морева Татьяна Валерьевна

Задачи: познакомить детей с рассказами Калининой "Про снежный колобок"

Учить слушать художественные произведения. Учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, с помощью с мыслей.

Развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей, отвечать по вызову.

Развивать интерес к занятиям. Развивать речевые умения детей. Упражнять в правильном подборе Заданным словам

Упражнять в умении громко, чётко и внятно с различной силой голоса (громко , Тихо) произносить слова.

Закрепить правильное произношение звука «С». Учить различать этот звук, произносить его протяженность. Выделить словах звук С. Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, сопереживание главному герою

Послушайте отрывка стихотворение Сурикова "Зима"

Белый снег пушистый.

 Воздухе кружится.

И на землю тихо.

 Падает, ложиться.

 И Под утро снегом.

Поле забелело.

 Точно пеленою.

 Все его одело.

– Вам понравилось, как поэт написал про снег?

– Какие слова он подобрал?

– Вы тоже умеете подбирать разные слова, подумайте,какой бывает снег?

(Серебристый, мягкий, пушистый, колючий и так далее)

-Молодцы, ребята

-Послушайте и отгадайте загадку:

Дела у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю дома, поля,
Зовут меня ... (Зима)

– Как вы догадались, что загадка зиме?

– За что вы любите зиму?

– Как вы играете?

– Послушать, как однажды дети из другого детского сада гуляют зимой:

(Дети садятся на стульчики)

Чтение рассказа М. Калининой "Про снежный колобок "

"Гуляй ребята во дворе. Лепили снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашел угольки  – Сделал глаза, Нашел палочки на – сделал нос и рот.

Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Лёша колобок на дворе оставлять, взял его и положил в карман, повесил свою шубку в шкафчик.

 Ребята пообедали, после обеда спать легли, когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около него лужа.

Открыли дверку, посмотрели, из кармана – кап – кап – вода капает. Лежат в мокром кармане два Уголька две мокрые палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Вопросы к детям:

– Где колобок?

– Подумайте, может Колобка кто-то вытащил?

– Докажите, что колобок растаял

– А чем говорится в этом рассказе?

– Что делали ребята во дворе?

– Кто из ребят слепил снеговика?

– Что случилось со снежным колобком?

– Ребят, давайте отдохнём.

1+2+3+4 мы снежок с тобой лепили …

Повторное чтение рассказа.

Ребята, прочитали рассказ ещё раз, а вы слушаете его внимательно и постарайтесь запомнить содержание.

  Ребята, эти Картинки к рассказу, они в помощь вам.

  Ребята, Кто хочет Рассказать историю, которая произошла с Алешей на зимней прогулке?

   (Два – три ответа детей)

   Молодцы!

   Итог.

    – С каким произведениям вы познакомились на занятие?

    – Ребята, а чего же можно слепить колобка, чтобы он не растаял?

    – Чей пересказ вам больше понравился и почему?

Д/Н "слова - родственники "

– Как называется комок из снега, Которые бросают, играя?

– А звёздочка из снега?

– Кого лепит дети зимой снег?

– Как называют внучку деда мороза?

– Упражнение "насос "– (звук С)

Игра "Угадай звук "

Звук "С "– поднимают руки вверх

Другой звук слышат-прячут за спины.

Игра "украсить елочку шарами со звуком «С»

– Итог занятий:
– Чем вы сегодня занимались?
– Вы все молодцы.
После такого занятия, я думаю, всем вам захочется на улице слепить снеговика или снежного колобка.



Предварительный просмотр:

Задачи:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.

6. Упражнять в проставлении ударений в словах.

7. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :

Наглядный материал: конверт с письмом.

Раздаточный материалконверты с заданиями:

буквы – ш,к,о,л,а;

карточки зеленого, синего и красного цвета на каждого ребенка;

карточки с цифрами 1,2,3;

схемы предложения на каждого ребёнка;

простые карандаши.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай».

Воспитатель. Вот так сюрприз. Пиши – читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.

1 задание«Буквы и звуки»

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание.

2. «Отгадай загадку»

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

О Л Ш А К

3 4 1 5 2

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.

В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:

Первый звук – Ш – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Второй звук – К – согласный, твердый; обозначаем синим квадратом;

Третий звук – О – гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;

Четвёртый звук – Л – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Пятый звук – А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.

Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.

Открываем второй конверт и читаем следующее задание:

3. «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель. В конверте таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.

Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши –читая.

4. Воспитатель. Открываем следующий конверт,

Дидактическая игра "Подбери слова к

лилипут предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА" : мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ" : лимон, лимонад, лиана, листья, линейка,

"КУ" : курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель. Хорошо.

5. А нас ждет следующий конверт

«Составьте и запишите схему предложения».

Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов, и назвать слова по порядку. Предложения для разбора:

Мы идем в парк.

Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!

6. Еще один конверт.

"Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)

Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … Дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был. Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома. Домовой.

Всех встречал радушный гном,

Все любили этот … Дом.

Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - читаю.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?



Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

 СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5  имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»

141300, Московская область,

 г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд,16

тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496) 540-43-52                                                                                                           e-mail: sepo mbou_5@mosreg. ru        

Конспект занятия по заучиванию стихотворения

А.Барто «Зайка» во второй младшей группе

Подготовила и провела воспитатель

Высшей квалификационной категории Морева Т.В.

Сергиев Посад

2025г.

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка» во второй младшей группе

1. Цель: Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение. Развивать  эмоциональный  отклик  на  любимое  литературное  произведение посредством сюжетно - отобразительной игры.

2.Задачи:

1) Образовательные:

- упражнять детей в заучивании стихотворения;

- учить отвечать на вопросы строчкой из стихотворения;

2) Воспитательные:

- учить внимательно слушать воспитателя;

- выражать сопереживания с героями стихотворения.

3) Развивающие:

- развивать внимание, память, речь.

3. Тип  занятия:  дидактическое (усвоение новых знаний и закрепление

полученных ранее).

4. Продолжительность занимательной деятельности: 15 минут.

5.Форма занятия: интегрированное.

6.Участники: дети, воспитатель, младший воспитатель.

7.Возраст обучающихся: 3-4 года.

8. Оборудование и материалы: коробка, заяц, лисичка, колокольчик.

9. Предварительная  работа:  Чтение стихотворения  А. Барто «Зайка»,

рассматривание иллюстраций, игры с игрушками.

10. Методы и приемы работы с детьми: наглядные, словесные, игровые.

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Знакомство  со стихотворением

5 мин

Основная часть

Заучивание стихотворения

6 мин

Заключительная часть

Закрепление

4 мин

12. Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла на работу в детский сад и встретила гостя, он сидел на нашей скамейке и плакал, а потом спрятался в коробку, т.к он большой трусишка. Наверное, он желает, чтобы вы угадали кто он. У него лохматая  шерстка серого окраса, длинные уши, маленький пушистый хвостик. Он любит морковь и капусту. Догадались, кто в гости к нам пожаловал?

Дети: Зайка

Воспитатель: Да. Вы правильно угадали. Это зайка (достает и показывает грустного зайку).

Ребята, а вы знаете почему он такой грустный?

Пока я несла его в нашу группу, он рассказал мне свою печальную историю. Давайте сядем на стульчики и послушаем ее:

«ЗАЙКА»

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Ситуативный разговор: (работа с текстом)

Воспитатель: Ребята, кто бросил зайку?

Дети: Зайку бросила хозяйка.

Воспитатель: Где остался зайка?

Дети: Под дождем остался зайка.

Воспитатель: Почему он промок?

Дети: Со скамейки слезть не смог.

Воспитатель: Как он промок?

Дети: Весь до ниточки промок.

Скажите, пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки (ответы детей).

Ребята, разве можно оставлять свои игрушки на улице?

А бросать их? (ответы детей).

Чтобы зайка согрелся давайте с ним поиграем.

Физкультминутка:  «Зайка».

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

(Дети выполняют движения согласно словам)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: слышу кто-то скребется за дверью, пойду посмотрю, а вы тихонечко посидите.: за дверью лисичка.

Воспитатель говорит за лисичку: Привет, зайчонок. Привет, лисичка. Я хотела

Позвать тебя в парк погулять. Зайчонок, а почему ты такой грустный?

Воспитатель к детям: Ребята, давайте расскажем лисичке, что случилось с

зайкой. Поможете мне?

Дети: Да.

Дети самостоятельно рассказывают стихотворение(2-3 ребенка).

Воспитатель: Ребята, давайте развеселим нашего зайку подвижной игрой. А лисичку с собой возьмем.

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

На лесной лужайке разбегались зайки. Вот какие зайки, зайки-побегайки. (Прыгают.) 

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие лапки, лапки-царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся.) 

Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.

Лисичка ищет зайцев и поет: «Где же, где же зайки? Зайки-побегайки? Ах, вот вы где!» (Дети убегают на стульчики.)

Игра понравилась зайцу и он повеселел.

Воспитатель: Зайка, как ты себя чувствуешь?

Заяц:  Хорошо.  Мне  очень  понравились  дети,  стихотворение,  которое  они

рассказали  и  игра.  Ребята,  большое  вам  спасибо!  Я  согрелся, повеселел  и

пойду гулять в парк со своими друзьями. До свидания!

Воспитатель: До свидания, друзья!

Воспитатель хвалит их.

13. Литература:

1). Барто О. «Игрушки» сборник стихов (иллюстрированный)

2). О. Власенко Комплексные занятия по программе «От рождения до

школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

3). О. Ушакова «Развитие речи детей 3-4 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития правильной речи "Дом"

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психо...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...