"Познавательно - речевое развитие старших дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_rechevoe_razvitie_.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»
Сообщение для воспитателей на тему: Познавательно - речевое развитие старших
дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Никонорова Нина Васильевна
г. Москва, г. о. Троицк
ноябрь 2017 года
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Вся работа по развитию познавательно - речевой деятельности строится на следующих принципах:
• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Приемы, используемые в нашей группе при формировании познавательно-речевой деятельности детей традиционны:
• Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.
• Практические-упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.
Познавательно - исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком - то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы.
Соответственно, чтобы связно рассказать, о чем - ни будь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно - следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок - это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что - либо сделать, а из мокрого можно лепить).
Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга - явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами - ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием - снег - снеговик - Снегурочка - снегопад - снегоход; антонимами - холодно - тепло, длинный - короткий.
При организации познавательно- речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:
• Формирование представлений об окружающем мире.
Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение
к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо.
Поэтому, НОД, я стараюсь строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:
- в процессе НОД создается проблемная ситуация;
- дети высказывают предположение о том, что они будут изучать на занятии;
- в беседе со мной, дети открывают для себя новые знания;
- дети определяют правильность своих предположений;
- дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.
• Развитие любознательности.
Любознательность - качество присущее всем детям. И здесь важная задача - поддерживать любознательность ребенка, организуя НОД, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.
• Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.
• Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно- речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл
- познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы».В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сценок и сказок;
В группе имеются разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр («Репка», «Колобок», пальчиковый театр («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, маски .2. Строительно-конструктивные игры. В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный- короткий и т. д. В группе организован уголок художественного труда, где выделено место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы родителей, воспитателей и др.). Размещены материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном, для работы с использованным материалом (различные коробки, поролон, пенопласт и др., природный материал (шишки, веточки, желуди, ракушки и т. д.)3. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры. Это настольно-речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок, сюжетных картинок, которые очень привлекают детей и дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозайка» (настолъная, напольная, «Пазлы» различной модификации; игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы». Дети с большим интересом занимаются с многофункциональными логическими кубами. В группе собрана картотека по пальчиковым играм, физкультминуткам.
Весь этот материал позволяет детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.
4. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно- речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных).
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня.
Игра «Звонкий-глухой»
Игра «Назови одним словом»
Игра «Ребусы»
Игра «Читаем и составляем слова»
Игра «Развиваем речь»
Игра «Из чего мы сделаны»
Игра «Подбери слова к рассказу»
Игра «Кто как устроен»
Игра «Противоположности»
Игра «Прочитай по первым буквам»
«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова. Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Это можно и начинать занятия с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми различных заданий.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Используемая литература:
• М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
• А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»
• А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
• С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
• Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»
• Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.
Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников....
Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ) ...
Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии старших дошкольников
В статье представлен методический материал по развитию игровой деятельности старших дошкольников, обогащению представлений об окружающем предметном и социальном мире....
Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации
Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...
Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.
Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной и...
"Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии старших дошкольников".
Исследования в логопедии, показывают, что в настоящее время, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди которых выделяется р...
Статья "Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования"
В данной статье раскрывается актуальность работы с детьми старшего дошкольного возраста по коллекционированию для их познавательно-речевого развития...