Аукцион по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
аукцион по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion_po_razvitiyu_rechi_pod._gr.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы вас приглашаем на встречу с книгами, но книгам не простыми, а поистине золотыми.
- Почему? Может, спросите вы? А потому что, в них сокровище народное: припевки да загадки, былины да сказки, песни да частушки. А все вместе это называется одним словом – фольклор.
Мы знаем, что все ребятишки знают наизусть и любят много дразнилок, загадок, считалок, детских песен. И сегодня мы просим вас вспомнить то, что вы знаете.
А чтобы по - лучше вспомнить, понять да запомнить, что такое фольклор, давайте по книжкам, где он собран, проведем аукцион. Проводится он так: я вам про книжку немножко рассказываю, а тот, кто больше меня знает, может спеть, сплясать, да загадку первым отгадать, тот первым эту книжку и будет читать.
Итак, книга 1-я, отличная, но не совсем обычная:
«Заря – зарница» - называется. В ней – песни, которые слышит каждый человек, как только рождается, на свет появляется.
Называются они колыбельными или «байками» от слова убаюкивать. Лет 6-7 назад слышали эти песни и вы, а пели их вам ваши мамы и бабушки.
- Ходит сон по горе, носит дрем в рукаве
Всем детишкам продает, нашему Саше так дает.
Бай – бай, бай – бай, Сашу, Бука не пугай, мы дадим тебе чашку, два кусочка сахарку, еще пышки да пирог. Уйди, Бука, за порог. Куда хочешь уходи, только Сашу не буди.
- Такие вот колыбельные пела няня Арина Родионовна маленькому Саше Пушкину.
- Интересно, а какие колыбельные пели вам?
Сможет ли кто-нибудь исполнить? (ребята исполняют).
А теперь книга 2-я. «33 пирога»
В глубокой древности, вероятно – еще раньше, чем пословицы, появились загадки. Гром и молния, дождь и радуга – все это было непонятно человеку, вот он и пытается объяснить все это. Ведь разгадывание загадок – испытание мудрости человеческой. Давайте сейчас и вашу мудрость проверим. Отгадайте, что это:
- Всегда во рту и не проглотишь (язык)
- Вокруг проруби сидят белые голуби (рот и зубы)
- Не часы, а тикает (сердце)
- Бел как снег
В чести у всех,
В рот попал,
Там и пропал (сахар)
- Не сеют, не сажают – сами вырастают (волосы)
Книгу загадок получит тот, кто самую интересную загадку загадает, и ее никто не отгадает.
Книга 3-я. «Русские народные сказки».
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб зеленый, под дубом стол золоченый, на столе бык печеный. Садись, кушай, мою сказку слушай…»
«Из века в век, долгими зимними вечерами при свете лучин собирались жители деревень вокруг бабушек и жадно слушали сказки о Василисе Прекрасной, о Кащее Бессмертном, об Иване Царевиче…»
А можем ли мы от вас сказку услышать, ну хотя – бы самое начало? Кто лучше сказку начнет, тот эту красивую книжку заберет.
Теперь – книга 4-я. «Былины».
Которые сам народ называет «старинными».
А появились они тысячу лет тому назад и рассказывают они о подвигах во имя Родины. Былины, как правило, очень длинны и могут исполняться по часу и даже дольше.
- А постой-ка ты за веру, за Отечество.
- А постой-ка ты за славный Киев-град,
- Да постой-ка ты за князя, за Владимира.
Кто из вас, ребята, может назвать былинных героев?
(Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Садко, Михайло Данилович, Глеб Володывич, Вельга, Соловей Будимирович, Ставр Годинович, Вавила).
Книга 5-я называется «Танцы, брынцы, бубенцы».
Есть у ребят свои законы и правила: если ты, лентяй, неряха, ябеда, то не избежать тебе веселых дразнилок, от которых никуда не спрячешься, пока от недостатков не избавишься.
- Коля, Коля, Николай,
Кинул шапку на сарай,
Шапка вертится,
Коля сердится.
- Вова, Вова – карапуз,
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Вова отпирается
Это бабушка, не я!
Это кошечка твоя!
Есть и детские дразнилки, которые сочинили ваши сверстники:
По селу идет Иван,
Потерял он свой кафтан,
А кафтан на улице,
Его склевали курицы.
Кто смешнее всех, но не обидно, будет говорить дразнилку, тот первый из этой книги много других дразнилок узнает.
Книга 6-я, но не совсем простая, а называется она «Русские народные песенки».
В ней собраны песни, которые сочинил народ.
В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника были свои песни… Весной и летом на околице собирались и стар, и млад. Пели все – и старые и молодые.
Собранные в этой книге песни знали в каждой русской семье. Интересно узнать, а вы хоть одну русскую народную песню знаете?
А еще есть у русского народа песни, которые называются календарными. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки.
- Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы,
По прогулочкам,
По закаулочкам.
- Уж, ты тетушка подай,
Ты, лебедушка, подай
Ты подай на пирог –
С рукавичку жирок.
- Подавай, не ломай,
И начинку не теряй
Подавай и каши –
Золотые чаши.
А может быть кто-нибудь по - колядует, споет колядку хоть Масленичку, хоть Веснянку, хоть Егорьевскую, хоть Купальскую. Кто первым споет – первым книгу возьмет.
Книга 7-я – самая красивая. «Чудесный короб» - называется. (тихо звучит «Русская плясовая»).
Из покон веков славится Русь танцами и танцорами. Нет числа различным хороводам, пляска да танцам, в которых русский человек свое настроение показывает.
Не было на Руси такого места, где бы девушки не ходили лебедушками в узорчатых хороводах, не перестукивали бы каблучками.
- Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
- Эх, топни нога,
Топни правенькая!
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая!
А есть ли плясуны да танцоры среди вас? Тогда выходите в круг.
И еще я хочу поговорить с вами о частушках. В разных районах страны их называют по разному: «коротушки», «прибайки», «пригудки». А появились частушки очень - давно, 200 лет тому назад. И создано их так много, что собрать их все невозможно. В этой книге их лишь малая часть.
- Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колес?
- Сидит ежик на березе –
Новая рубашка,
На головке сапожёк,
На ноге – фуражка!
Интересно, ребята, а среди вас найдутся мастера исполнять частушки? (можно исполнять самим ребятам или зачитать из книги воспитателю).
Заключение аукциона:
Ребята! Вот и закончился наш аукцион. Вместе с вами мы вспомнили сокровище народное: сказки да былины, частушки да дразнилки, колядки да загадки. Надеемся, что ваша дружба с народным творчеством – фольклором продлится всю жизнь. И в этом вам помогут книги, эти (названия книг) и многие другие книги, ваши добрые друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи "Аукцион мебели и посуды"
На занятии решаются задачи по коммуникации, развитию грамматически правильной речи и звуковой культуры речи. Дети учатся составлять рассказы по опорным алгоритмическим схемам. Всё это проходит в виде ...
Аукцион методических пособий по развитию речи.
Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не тольк...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
"Аукцион технологий по развитию речи"
Картотека...
Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.
Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...