Материал для подготовки детей 5-7 лет к театрализованной деятельности.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Толстенева Ирина Юрьевна

Упражнения на развитие у детей правильного дыхания, голоса, звукопроизношения, дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg._detey_5-7_let_k_teatr._deyat.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила материал воспитатель

 высшей квалификационной категории

 МАДОУ ДС №66 «Забавушка»

                                                                                 Толстенева И.Ю        

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ  5-7 ЛЕТ
К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5-й год жизни

I. Упражнения на организацию дыхания, разработку голоса, выработку четкого произношения. 

1. Предложите ребенку вполголоса и шепотом четко произнести скороговорки:

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Шубка овечки греет лучше печки.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Произнести скороговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко).

Лу-лу-лу — наточил Толя пилу.

Ли-ли-ли — суп соленый не соли!

Дед Данила делил дыню.

Пол мыла JIapa, Лиля Ларе помогала.

От топота копыт пыль по полю летит.

  1. Прочитывая ребенку двустишия, попросите его закончить фразы, т.е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и смыслу.

Не послушал Зайка папу,

Отдавили Зайке... (лапу) (В.Лебедев-Кумач)

Дети в скверике сидели

И мороженое... (ели) (И.Курлат)

А возле этой елки

Бродили злые... (волки) (А.Барто)

Елочка, елка

Колкая... (иголка) (М.Ивенсен)

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни, ... (малютка) (С.Маршак)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая... (лисица) (А. Поляховский)

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния... (сверкнула) (Л.Песков)

Наша старшая сестра

Вяжет с самого... (утра) (А.Барто)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий... (воробей) (Н. Полякова)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана) (А.Кузнецова)

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало... (жарко) (С. Сабашников)

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с ... (Тамарой) (А.Барто)

  1. Поупражняйте ребенка в четком произнесении слов, в использовании вопросительной и утвердительной интонации.

Ручей

—Чей, ты, чей, лесной ручей?

—Ничей.

—Но откуда ж ты, ручей?

—Из ключей.

—Ну а чьи же те ключи?

—Ничьи.

—Чья березка у ручья?

—Ничья.

—А чья девочка-лапушка?

—Я папина, мамина и бабушкина.

Козел

Вскочил козел

На колхозный двор.

—Зачем вскочил?

—Косу просить

—Зачем коса?

—Траву косить.

—Зачем трава?

—Лошадей кормить.

—Зачем лошади?

—Дрова возить.

—Зачем дрова?

—Печку топить.

—Зачем топить?

—Детсадовским ребяткам

—Сладки прянички печь!

IV. Развитие голосового аппарата. Предложите ребенку прочитать стихотворения с различной громкостью и с использованием средств выразительности.

  1. Стихотворения надо читать тихо:

Тише, жабы

Тише, жабы, ни гу-гу —

Ходит цапля на лугу.

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды. (Перевод с украинского Р. Заславского)

* * *

Мышонок встал на цыпочки,

Играет он на скрипочке,

Он роста невеликого,

Тихонечко пиликает. (И. Токмакова)

  1. Эту считалочку можно произносить громко:

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох,

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

  1. Выучите с ребенком стихотворение и прочитайте его выразительно по ролям. Потом можно поменяться ролями.

Разговор с весной

Воспитатель. Ну, весна, как дела? Ребенок.        У меня уборка.

Воспитатель. Для чего тебе метла? Ребенок.        Снег мести с пригорка.

Воспитатель. Для чего тебе ручьи? Ребенок.        Мусор смыть с дорожек.

Воспитатель. Для чего тебе лучи? Ребенок.        Для уборки тоже.

Все промою, просушу —

Вас на праздник приглашу! (О. Высотская)

  1. Упражнения на развитие внимания, собранности, сообразительности, находчивости:
  • бесшумно пересесть с места на место;
  • тихо переставить стулья;
  • построить из стульев круг;
  • игры «Жмурки», «Третий лишний».
  1. Упражнения на развитие наблюдательности:
  • «Кто как одет»;
  • «Что изменилось»;
  • «Угадай по голосу».
  1. Упражнения на память физических действий:
  • «Я покажу, а ты повтори»;
  • этюды с предметами и без предметов;
  • игры в «Зоопарк», «Птичий двор».
  1. Упражнения на развитие фантазии:
  • поймать воображаемого котенка, забежавшего в комнату;
  • поймать воображаемую птицу, залетевшую в комнату.
  1. Этюды: «День рождения», «Помогу маме».
  2. Драматизация сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», стихотворения С.Капутикян «Маша обедает».

6-й год жизни

  1. Упражнения по технике речи 
  1. Предложите ребенку произнести чистоговорку сначала с умеренной громкостью, затем шепотом, вполголоса:

— Са-ша-ша — Соня моет малыша.

— Аш-аш-аш — под сосной стоит шалаш.

— Шесть мышат под сосной шуршат.

— Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

У девочки, у Варюшки,

Потерялись варежки.

Помогали две Валюши

Искать Варе варежки.

  1. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он читал их выразительно, правильно и четко произносил звуки и слова.

Лисята

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей. (Е.Александрова)

Белка

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки.

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой. (Е. Александрова)

Лягушата

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат —

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли. (А.Барто)

  1. Учите детей читать выразительно.

Звезды

Поскорей скажи мне, папа,

Отчего мигают звезды?

Может быть, они все время

От кого-то ждут ответ?

Ты скажи мне, звезды плачут?

Знают, что такое слезы?

Если падают на землю,

Звездам больно или нет?

Поскорей скажи мне, папа,

Все ли звездочки на месте?

И скажи мне, звезды могут

Разговаривать со мной?

Могут весело смеяться?

Петь они умеют песни?

Если звезды ходят в гости,

Позови их к нам домой!

(М. Газиев, пер. А.Ахундовой)

Капризы

Все капризы у Оксанки

Соберем в большие санки,

Отвезем в далекий бор

Дальше моря, дальше гор!

И оставим возле елки —

Пусть едят их злые волки! (Э. Мошковская)

Где воробей?

— Тает снег; журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

— Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура.

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен. (Р. Фархади)

IV. Ребенок повторяет за взрослым фразы, соблюдая те же интонации: вопроса, удивления, радости, огорчения, изумления, недовольства и пр.:

«Мама дома?»,

«Наташа пришла!»,

«На улице было тепло».

«Щенок нашелся!»,

«Яблоко кислое!»,

«Туча похожа на слоненка!»,

«Опять каша!».

  1. Упражнения на развитие внимания, собранности, сообразительности, находчивости:
  • бесшумно поменяться стульями;
  • выстроить из стульев поезд;
  • передать стулья по конвейеру;
  • игры: «Печатная машинка», «Моргалка», «Тише едешь, дальше будешь».
  1. Упражнения на развитие наблюдательности:
  • в течение 1 мин перечислить как можно большее количество: предметов, находящихся в комнате; имен детей своей группы;
  • «Что изменилось» (с предметами на столе);
  • закрыв глаза, описать один из интерьеров комнаты.
  1. Упражнения на память физических действий:
  • «Заваривание чая»;
  • «Мытье тарелки»;
  • «Одевание шапки»;
  • игра в «Зоопарк».
  1. Упражнения на развитие фантазии:
  • «Пройти по бревну над речкой»;
  • «Собирать грибы»;
  • «Пройти по тонкому льду».
  1. Этюды: «На катке», «Дед Мороз».
  2. Упражнение в показе сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?» на фла- нелеграфе и показ ее малышам.
  3. Драматизация стихотворения Н.Воронковой «Маша-растеряша».

7-й год жизни

  1. Упражнения по технике речи 

I. Учите детей говорить выразительно.

1. Ребенок упражняется в произнесении фраз и использовании интонационных средств выразительности. Воспитатель произносит фразу, например: «Наконец-то выглянуло солнце!» Ребенок произносит эту фразу так, чтобы слушателям было понятно, что он рад этому.

  1. Ребенок может произнести эти фразы с интонацией, выражающей недовольство. Полезно предлагать детям самим придумывать фразы и произносить их также с разной интонацией:

«Машина приехала», «Мама купила мне велосипед», «На деревьях появились листочки», «Завтра я пойду в детский сад».

  1. Ребенок запоминает фразу и последовательно каждое слово выделяет голосом:

«Наташа подарила Саше лошадку», «Светит солнышко», «Дети весело поют», «Кошка ловит мышку», «Катя купила маме цветы», «Мила мыла мишку мылом».

Например: «Наташа подарила Саше лошадку». Воспитатель задает ребенку вопросы и просит дать полный ответ.

Воспитатель Кто подарил лошадку? Что сделала Наташа? Кому подарила Наташа лошадку? Что подарила Наташа Саше?

Ребенок Наташа подарила Саше лошадку Наташа подарила Саше лошадку Наташа подарила Саше лошадку Наташа подарила Саше лошадку.

II. Выучите с ребенком стихотворения. Проследите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.

Как кукушка учила петуха

Бежит рассвет по сосняку, Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!» И слышит он в ответ: «Ку-ку!»

— Ну как же так? «Ку-ку! Ку-ку!» Ведь надо петь: «Ку-ка-ре-ку!» — Послушай, милый петушок! Ведь ты не так поешь, дружок! Гляди на синюю реку И вдаль кричи: «Ку-ку! Ку-ку!» Ну повтори: «Ку-ку! Ку-ку!» Но тот в ответ: «Ку-ка-ре-ку!» «Ку-ку!» — кукушка прокричала За речкой в утренней тени.

— Ну что ж, дружочек, отдохни, Начну учить тебя сначала! (А. Екимцев)

Слушай хорошенько

Слушай хорошенько, — Кукле я сказала. — Полно наряжаться! Это баловство.

Ты уже большою Девочкою стала, А еще не знаешь Ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече Взрослым говорят. За подарки, помощь Всех благодарят.

Старикам в трамвае Место уступают. Вежливые дети Все так поступают. Будь и ты такою, И тебя тотчас Попрошу зачислить В первый класс. (С. Капутикян)

4.1v2. Речевые упражнения

Звук [р]

1. Ри-ри-ри, скрипачи,

Ра-ра-ра, барабаны,

Ру-ру-ру, трубачи,

Ра-ра-ра, высокая гора,

Ро-ро-ро, новое перо,

Ру-ру-ру, коза грызет кору,

Ры-ры-ры, летят комары.

6. На карточке три картинки: На одной картинке — кот,

На другой картинке — крынка,

А на третьей на картинке —

Хитрый кот из красной крынки

Молоко лакает-пьет.

2. Ар-ар-ар, паровоз

выпускает пар,

Ор-ор-ор, у Ромы топор,

Ур-ур-ур, покормим кур,

Ри-ри-ри, горят фонари,

Ря-ря-ря, синие моря,

Рю-рю-рю, репу я варю.

7. Подарок

Ружье, заряженное пробкой,

Ерш подарил рыбешке робкой;

С тех пор драчливый

черный рак

Не затевает с нею драк.

3. Тара-тара-тара-ра,

Как из каждого двора

Выезжают трактора,

Ра-ра-ра.

8. Маляр

Красить комнаты пора — Пригласили маляра.

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром.

4. Рано, рано поутру

Пастушок туру-ру-ру,

А коровы вслед ему:

«Му-му-му!»

  1. Петух

Я в деревне на дворе

Просыпаюсь на заре.

Ку-ка-ре-ку я кричу,

Разбудить ребят хочу.

5. Рано-рано мы встаем,

Громко сторожа зовем:

«Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!»

  1. Тараторка

Барабанщик сильно занят — Барабанщик барабанит:

«Тара-ра, тара-ра —

На зарядку всем пора!»

 Скороговорки

  1. Проворонила ворона вороненка.
  2. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
  3. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
  4. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.
  5. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  6. Погода размокропогодилась.
  7. Все бобры добры до своих бобрят.
  8. На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой.
  9. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
  10. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  11. У боярина-бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра — лучше всякого добра.

Звук [л]

1. Ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла, Лу-лу-лу, рада Милочка теплу, Лы-лы-лы, песни Милочки слышны.

9. У елки— иголки колки,

Елка, елка, елочка —

Колкая иголочка.

2. Ал-ал-ал, темный подвал,

Алка-алка, на поле галка,
Олка-олка, на стене полка,
Илка-илка, новая вилка.

8. Лежало одеяло —

мягкое, белое.

Солнце напекло —

Одеяло утекло. (Снег)

3. Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела:
«Лу-лу-лу, купили пилу,

Ло-ло-ло, в осине дупло,
Лы-лы-лы, чистые полы».

7. Леня ловил налима.

10. Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонечко уснул.

4. Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Мышка ела сыр да сало,

Мышке все казалось мало.

Солнце по небу гуляло,

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

5. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

11.Не жалела мама мыла

Мама мылом Милу мыла,

Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

«Что ты плачешь, наша Мила?»

«Я выплакиваю мыло!»

6. Все бело, бело, бело —
Много снегу намело.
Вот веселые деньки —
Все на лыжи и коньки.

12. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят —

Молока они хотят. (Ежик)

13. Заяц белый, Куда бегал?

В лес зеленый!

Что там делал?

Лыки драл!

Куда клал?

Под колоду!

Кто украл?

Родион!

Выйди вон!

Прилетели гули,

Гули-голубочки,

Сели на головку,

На головку дочке.

А ты, моя дочка,

Помаши платочком —

Кыш, гули, кыш!

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Как у бабушки козел,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и печку топил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил...

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела,

Мужу — двое, себе — трое,

И детишкам по лаптишкам.

Скороговорки

  1. Около кола колокола.
  2. Маленькая болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выбол тала.
  3. На мели мы налима лениво ловили.
  4. Мы еле-еле линьков у ели... Их еле-еле у ели доели!

Звук [с]

Са-са-са, шла лиса,

Ас-ас-ас, купили квас,

Со-со-со, у меня колесо,

Аска-аска, у меня маска,

Сы-сы-сы, у сома усы,

Иска-иска, на столе миска.

Купила Марусе

Бусы бабуся,

На рынке споткнулась

О гуся бабуся —

Все бусы склевали

По бусинке гуси

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть,

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

У Сени и Сани —

В сетях сом с усами.

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Вася косил косой овес.

Коси, коса, пока роса,

Роса — долой, и мы домой!

Ах вы, сени, сени.

Вышел в сени сонный Сеня,

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

Везет на гору Саня

За собою санки,

 Едет с горки Саня,

А на Сане — санки.

Сеня вез сена воз.

Саша любит сушки,

А Соня — ватрушки.

Сухие листочки

на сучьях-сучечках.

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках,

Санки скок,

Сеньку с ног,

Саньку в бок,

Соньку в лоб,

Все в сугроб.

Зацветал на ниве

Синий василек,

Вот какой красивый

Маленький сынок!

Синяя сорочка,

Синий поясок,

Маленький сыночек —

Сам как василек!

Весна красна цветами,

А лето снопами.

Спит спокойно серый слон,

Стоя спать умеет он.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

По семеро в сани уселися сами.

Звук [з]

За-за-за, вот идет коза,

Зу-зу-зу, мы видели козу,

За-за-за, капусту ест коза,

Зя-зя-зя, поймали мы язя,

Зи-зи-зи, сено отвези,

Зе-зе-зе, дам траву козе.

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

У Зины в корзине бузина.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзину Назар.

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

Соня — незнайка,

А Зина — зазнайка.

Звенит звонок, звонок зовет,

И Зоя в класс к себе идет.

У Зины много забот:

Заболел у зайки живот.

Все озера — зеркала

Из зеленого стекла.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

У зайки Бубы

Заболели зубы.

Знать бы, зачем,

Заглядевшись в зенит,

Звонко и весело

Зяблик звенит?

Знать бы, зачем

Зашуршала змея?

 Знать бы, зачем

Зеленеет земля?

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах какая красота,

Заиграли в дудки!

Резиновую Зину купили в магазине.

Резиновую Зину в корзине привезли.

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина измазалась в грязи.

Резиновую Зину мы вымоем в бензине,

Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:

«Не будь такой разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин».

Мороз

Такой мороз,

Такой мороз!

Берет за нос,

Дерет до слез,

Такой мороз трескучий!

Пристал, пристал, прискучил.

Березы

Прибежали козы

Рано поутру,

Гложут у березы

Белую кору.

Не ходите, козы,

В молодой наш лес,

Вырастут березы,

Будут до небес.

В избе — изба,

В избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печка)

3а морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди,

И замочек отомкни.

Звук [ц]

Ца-ца-ца, белая овца,

Цо-цо-цо, съели мы яйцо,

Цу-цу-цу, мы видели овцу,

Цы-цы-цы, ели огурцы,

Це-це-це, румянец на лице.

Вот какая буква «Ц»:

С коготочком на конце,

Коготок — царапка,

Как кошачья лапка.

Ученица-озорница

Получила единицу.

Очень часто бьются

У Танечки блюдца

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец — зиме конец.

Конец — делу венец.

Курица-красавица у меня жила,

Ах, какая умница курица была!

Цыпленок цапли

Цепко хватается за цепь.

Цыплят по осени считают.

Урок

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

— Подойди, цыпленок Цып,

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Я подарю тебе цветок.

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки!

Возле кадки блюдце —

Все они напьются!

У буквы «Ц» купив билет,

Мы побывали в цирке.

Медведь ведет мотоциклет,

А цапли — пассажирки.

А вот наездник цирковой

Гарцует на осле.

Ногами вверх, вниз головой,

Стоит он на седле.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Беленькая курица.

Миленькая курица,

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.

Нам шагать по лестнице

Незачем с тобой —

Лестница-чудесница

Бежит сама собой.

Только у молодца золотца,

Что пуговка оловца.

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

Я умница-разумница,

Знает про то вся улица:

Петух да курица,

Наш Ермошка,

Да я немножко.

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его? (Скворец)

Зимой и летом Одним цветом. (Ель)

Два конца, Два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы)

Вьется по улице легкая пыль,

Мчится по улице автомобиль.

Этюдный тренаж для детей

Дети занимаются не только этюдами с куклами, но и этюдным тренажем. Этюдный тренаж — это работа актера над собой. Этюды и упражнения помогают малышам развить память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.

I. Упражнения на внимание и память.

1. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из книги, затем закрываем книгу и просим описать то, что было изображено.

  1. Даем ребенку игрушку. Некоторое время он рассматривает ее; затем убираем игрушку и просим описать ее.
  2. Раскладываем на столе пять мелких игрушек. Предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну. Просим детей определить, какая игрушка отсутствует.
  1. Упражнения на воображение.
  1. Сочини сказку.

Даем детям две-три игрушки и предлагаем придумать сказку с этими игрушками. Ведущий тоже берет игрушку и участвует вместе с детьми в сочинении сказки.

  1. В царстве Снежной королевы.

Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.

  1. Этюды на выразительность жеста.

Мама отдыхает

Ведущая. Что-то Машеньки не слышно.

Погулять, наверно, вышла?

Нет, сидит она на стуле

И внушает кукле Юле...

Машенька. Не пищи, послушной будь,

Маме надо отдохнуть. (Г. Сапгир)

Выразительные движения: шея вытянута вперед к кукле, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх.

Кружева

На скамейке у калитки

Терпеливо я сижу,

Из пушистой белой нитки

Кружева плету — вяжу.

Вот уж солнышко заходит,

Розовеют облака.

У меня же все выходят

Только петельки пока. (А. Рождественская)

Выразительные движения: девочка сидит на стульчике и «вяжет» — имитирует движения вязания.

Мы варили суп

Мы варили суп, Суп,

Из перловых круп, Круп.

Дети помешивают воображаемой ложкой в воображаемой кастрюле

Получилась каша —

То-то горе наше!

Дети руками обхватывают голову, качают головой

Замесили тесто,

А оно ни с места!

Дети «месят тесто».

Замесили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах!

Е.Благинина

Сжимают кулачки, вытягивают руки вперед, как будто держат вожжи.

Кошка

Ведущая

Кошка, как тебя зовут?

Кошка

Мяу!

Ведущая

Стережешь ты мышку тут?

Кошка

Мяу!

Ведущая

Мяу, хочешь молочка?

Кошка

Мяу!

Ведущая

А в товарищи щенка?

Кошка

Фрр! (Г. Сапгир)

Выразительные движения: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Кошка испытывает удовольствие: голова наклонена вперед, брови нахмурены, глаза сощурены, нос сморщен. Кошка испытывает отвращение к щенку.

Больная кукла

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится. (В. Берестов)

Дети поют песню, кукла выздоравливает. Выразительные движения: дети изображают больную куклу. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова наклонена к плечу. Кукла испытывает страдание; голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.

Наша мама

Ведущая. Почему так дома пусто,

Почему так дома грустно?

Дети. Потому что мамы нет.

Ведущая. Что случилось, что случилось,

Все кругом преобразилось?

Стала комната светла.

Дети. Это мама в дом вошла! (Л.Дымова)

Мимика:

  1. поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ (дети испытывают печаль);
  2. тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка. (дети изображают радость).

Заинька

Ведущая. Прыгай, заинька,

Прыгай, беленький...

Зайка прыг,

Зайка скок!

Слышен зайкин голосок.

Зайка.        Холодно заиньке,

Холодно белому!

Как же быть мне зимой?

Замерзает хвостик мой!

Дети.        Ах ты, наш зайка,

Ах ты, наш беленький!

Приходи в детский сад,

Погости ты у ребят.

Выразительные движения:

  1. мышцы лица расслаблены, улыбка. Зайка прыгает, испытывая удовольствие;
  2. дети приседают на корточки, сжимаются в комочек, стучат зубами от холода, дрожат;
  3. дети испытывают жалость к бедному зайчику. Улыбаются, манят его к себе, гладят по голове, обнимаются.

Зимняя шутка

Ведущая. Катя жалуется маме:

Катя.        Не пойму, кто виноват —

С горки санки едут сами,

А на горку — не хотят. (В. Викторов)

Выразительные движения: Катя удивлена — рот раскрыт, брови приподняты, руки разведены в стороны.

Идет коза рогатая

Ведущая. Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Коза.        Кто соску сосет,

Молока кто не пьет,

Того — бу! — забоду,

На рога посажу. (Слова народные)

Выразительные движения: «Коза» медленно двигается в сторону детей; корпус наклонен вперед, брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены, покачивает головой, пытается «забодать» детей.

С добрым утром

Ведущая. Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

Ребенок. С добрым утром!

С ясным днем! —

Вот как славно мы поем. (Е. Благинина)

Дети поют веселую песенку.

Мимика: мышцы лица расслаблены, тело отклонено назад, подбородок приподнят, улыбка.

Плачет котик

Котик. — Мяу, мяу.

Ведущая. Плачет котик,

Гладит лапкой

Свой животик.

Он не слушал

Папу с мамой,

Он не кушал

Каши манной,

И в животике кота

Разболелась пустота. (П. Синявский)

Выразительные движения: туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, голова опущена, рука поглаживает живот, рот полуоткрыт.

V. Этюды на изображение отдельных черт характера.

Буду летчиком

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки

Лучшего дела. (Л.Дымова)

Выразительные движения:

  1. Встать прямо, расправить плечи, поднять голову. Звучит песня «Самолет» (М. Магиденко, сл. С. Баруздина).
  2. Ребенок «летает» на самолете, затем приземляется — встает на одно колено, руки разведены в стороны.

Умею сам

Меня кормили с ложки,

Но я подрос немножко

Смотрите поскорее —

Я кушать сам умею. (О. Бедарев)

Выразительные движения: ребенок держит голову прямо, взгляд уверенный, улыбка.

Рева

Хнычет без усталости

Из-за каждой малости.

Может девочка больна?

Нет, вполне здорова!

Отгадайте: кто она?

Ну конечно, рева! (М. Пляцковский)

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт; ребенок «трет» глаза, громко плачет.

Неряха

Утром возле скверика

Встретил я Валерика —

Грязного, сердитого,

Лохматого, немытого.

Чуть не умер я от страха,

Вот попался мне неряха! (М. Пляцковский)

Выразительные движения: у ребенка сердитый взгляд, нахмуренные брови, руки в карманах, растрепанные волосы, небрежный вид. Пуговицы расстегнуты, рубашка не заправлена в брюки, шнурки на ботинках не завязаны.

Жадина

Ведущая. Яу Нади попросила:

— Дай мне куклу поиграть!

Но она не разрешила.

Надя.        Кукла очень хочет спать!

Ведущая. Всем понятна вам, ребята,

Отговорка Надина?

Кукла тут не виновата,

Просто Надя жадина! (М. Пляцковский)

Выразительные движения: Надя крепко прижимает к себе куклу, отворачивается от детей. Сердитый взгляд, нахмуренные брови, оттопыренные губы

Тень-тень

Ведущая: Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень,

Похвалялись весь день (выходят дети, изображающие зверей, садятся полукругом).

Похвалялася лиса... (Выходит лиса, голова поднята вверх, гордая улыбка.)

Лиса: Всему свету я краса!

Ведущая: Похвалялся зайка... (Выходит зайка, плечи расправлены, голова поднята вверх, руки за спиной.)

Зайка: Поди, догоняй-ка!

Ведущая: Похвалялися ежи... (Ежи выходят, показывают свои шубы.)

Ежи: У нас шубы хороши!

Ведущая: Похвалялся медведь.. (Выходит медведь, тяжелая походка, гордо поднятая голова),

Медведь: Могу песни я петь!

Ведущая: Похвалялася коза (Выходит коза, свирепый взгляд, опущенная голова, пытается забодать детей).

Коза: Всем вам выколю глаза.

Котинька

Ах ты, котинька,

Ты мой серенький,

Как тебя не любить,

Хвостик беленький!

Ты пшеничку размолол,

Молочком ее развел,

Ване кашку сварил,

Кашкой Ваню накормил,

После спать уложил. (Слова народные)

Выразительные движения: котик мурлычет, трется головой о руку ведущей. Приветливый взгляд, ласковая улыбка. Ведущая ласково поглаживает котика, прижимает его к себе.

  1. Упражнения на развитие собранности внимания, находчивости:
  • бесшумно переставить мебель в комнате;
  • поменяться стульями с закрытыми глазами;
  • «Печатная машинка»;
  • «Передача стульев по конвейеру» на время;
  • «Море волнуется»;
  • игра «И я тоже»;
  • в течение 1 минуты перечислить как можно больше литературных героев; городов.
  1. Упражнения на развитие наблюдательности:
  • описание картинки по памяти;
  • игра «Что изменилось?»;
  • передать походку старика, старушки, больного человека; показать привычку няни, воспитателя, музыкального руководителя и др.
  1. Упражнения на память физических действий (без предметов):
  • «Рисование»;
  • «Умывание»;
  • «Разобрать постель».
  1. Упражнения на развитие фантазии:
  • выполнить действия в условиях вымысла «если бы...»;
  • очень тихо закрыть дверь и объяснить почему, тихо приоткрыть дверь и тоже объяснить свои действия;
  • осторожно пройти в комнату;
  • обыграть влетевшего шмеля, который может укусить;
  • «Замерзли», «Летают комары».
  1. Этюды: «В трамвае», «У зубного врача».
  2. Работа над драматизацией сказки С.Я.Маршака «Про козла».

Этюды на развитие воображения

Доброе животное

Педагог. Далеко, за семью морями, за горами и лесами, поселилось, дети, необычное животное. Такое на Земле не существует.

Как вы его себе представляете?

Какого оно размера? С дом? С дерево? С большую тучу? Как море? Как океан? А может, во всю Землю? Раз оно доброе, чего у него нет? (Шипов, клыков, острого панциря и т.п.) А чем же оно питается? Какую пользу приносит природе? Как передвигается? Как спит? С кем из животных дружит? Чем покрыто его тело? Какого цвета глаза? Тело? Хвост? Давайте станем таким добрым необычным большим животным.

Вставайте в круг и беритесь за руки. Это животное, пока оно спит, глаза его закрыты. Давайте присядем и закроем глаза.

Солнышко взошло, животное открыло глаза, потянулось, подставило ладони солнышку, погрело их. Улыбнулось всем вокруг. Подошло к речке, умылось. Расчесало коготками длинные волосы. Полакало водички из ручья. Пощипало травки, заодно понюхало прекрасные цветы. Почесало один бочок, второй, животик. Село на землю и начало смотреть на бабочек, которые летают вокруг. Ему так захотелось быть бабочкой! Оно разбежалось и попробовало взлететь. Но ничего не получилось. Село и заплакало: «Я такое большое, что не могу летать!» Но тут пошел дождь. Под могучее тело животного сбежались все жители лесов, полей. Все благодарили животное. И оно улыбнулось. Сердечко его забилось так часто. Покажем как.

Дети (идут в круг). Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Педагог. Потом оно успокоилось и забилось медленнее.

Дети (из круга). Тук-тук, тук-тук, тук-тук.

Педагог. Животное глубоко вдохнуло запах цветов, и огромные легкие наполнились воздухом.

Дети растянули круг.

А потом резко выдохнуло. Да так, что деревья закачались.

Круг резко сужается.

Ему так стало весело, что оно запрыгало. Попробуйте все прыгнуть сразу вместе. Даже земля затряслась!

А потом животное запело песенку: «Ля-ля-ля». Оно большое и поет так громко!

Но все животные сразу разбежались. Им стало страшно. Тогда животное запело тише, чтобы никого не пугать. А потом ему в голову пришла мысль — заплести косички из своих длинных волос. Давайте попробуем. Косички длинные-предлинные. Оглядело животное себя со всех сторон, посмотрелось в гладь озера, осталось довольно. И пошло гулять. А нам пора превращаться в ребяток. Нарисуйте животное, которым мы были.

Лесные мышки

Педагог. Дети, к нам в гости сегодня пришли лесные мышки. Они живут в маленьких норках в лесу со своей мамой. Хотите вместе с ними поиграть? Но пока мышки спят, глазки у них закрыты, ладошки под щечкой. И мы поспим с ними. Посапывают мышки, дышат глубоко.

Мама-мышка вошла в комнату, погладила каждого мышонка по головке и сказала: «Доброе утро, мышата, пора вставать!»

А мышки: «Не хотим, мы еще не выспались». Крутят голов кой. И опять на бочок. Тогда мама-мышка принесла кусочек сыра, который мышки очень любят. Запах сыра мышки сразу учуяли. Стали нюхать, морщить носики. Пропищали: «Пи-пи-пи». Открыли глазки. Потерли их, чтобы окончательно проснуться. Посмотрели в разные стороны. Откуда идет запах? Потянулись, зевнули. На кроватке сделали несколько упражнений лапками, упражнение «велосипед».

Окончательно проснулись. Попрыгали, побегали на месте. (Под песню «На зарядку становись!».)

Захотелось мышкам погулять. Открыли они окошко, а там...

Я буду читать стихотворение, а вы показывайте, что увидели мышки и какие эмоции у них это вызвало.

Сначала они удивились.

Потом глубоко возмутились.

Обиделись, но не на всех.

С обидой они отвернулись,

Как мышь на крупу, все надулись,

И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи,

В глазах опечаленный вечер,

И слезы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой

По щечке скользнул нежно-гладкой,

И все засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись,

Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали:

— Ура! Мы веселыми стали!

Что же мышки увидели за окном? На улице шел дождь. Какие эмоции вызвали у мышек дождь и солнышко? Как обрадовались мышки солнышку! Начали прыгать, бегать, веселиться! Помни те песенку мышонка из мультфильма «Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя!»?

Веселые человечки

Педагог. Дети, я вчера прочла одно стихотворение о веселых человечков. Их так странно звали — Хи-Хи, Ха-Ха, Хо-Хо. Почему их так звали?

Давайте представим каждого из них: в какой одежде они ходят, какого цвета, какая у каждого прическа, какую еду они любят, во что играть, в какой кроватке каждый спит, какие песни любит, какое время года и суток больше нравится, какая погода, что каждый из них больше любит из сладкого, из фруктов и т.п.?

Вы так ярко описали человечков, что теперь я их представляю очень хорошо. Мне они нравятся. А вам? Вы бы хотели с ними дружить?

Давайте покажем, какие они смешные. Вместе со мной читайте стихотворение и ритмично выполняйте движения.

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-Хи, Ха-Ха, Хо-Хо.

Ритмично хлопают.

Удивлялись человечки:

— Хо-хо, хо-хо, хо-хо!

Ритмично пожимают плечами.

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ритмично делают пружинку

Ты похожа на овечку!

Почитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Ритмично покачивают головой.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Ритмично топают ногами.

Дети, давайте придумаем, что еще могло случиться с веселыми человечками? Каждый придумает один эпизод из их жизни, а мы его разыграем.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЕ.

Превращение предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Превращение комнаты

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса вицы, пещера дракона и т.д.

Превращение детей

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.

Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

- Чудо остров!

- Наша Таня громко плачет...

- Карабас-Барабас

- Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть текст с разными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке

3.Пантомимические этюды. Котята:

сладко спят;

просыпаются, лапкой умываются;

зовут маму;

пытаются утащить сосиску;

боятся собаки;

охотятся.

Покажи:  как танцует добрая фея на балу у Золушки; как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; как сильный Геракл поднимает тяжелый камень; как удивляется черепашка-ниндзя; как здоровается Снежная Королева; как обижается Винни-Пух; как радуется Бэтман.

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут?

Ребенок. Мяу! (Нежно)

 Педагог. Стережешь ты мышку тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)

Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! ('С большим удовлетворением)

 Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить по-разному: трусливо, пугливо...)

5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.

6. Проговаривание скороговорок.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина измазалась в грязи.

7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».

8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик»,

Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», «Марш деревянных солдатиков», В. Герчика «Заводная лошадка».

Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений

1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.

Этюды и упражнения на выявление умений декоратора (художника-оформителя)

1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.

2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.

Беседа-игра на выявление зрительских умений

После просмотра спектакля, драматизации проведите с детьми беседу:

— О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание главной мысли произведения.)

— Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)

- Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)

Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?

— Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?

- Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?

- Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Методическая разработка «Подготовка детей первой младшей группы к театрализованной деятельности»

Tеатрализованные представления привлекают детей дошкольного возраста. Но как самих детей привлечь к участию?Эту проблему можно решить с помощью игры драматизации....

Методическая разработка «Подготовка детей первой младшей группы к театрализованной деятельности»

Для современного этапа развития системы дошкольногообразования характерны поиск и разработка новых технологий обучения ивоспитания детей. При этом в качестве приоритетного используетсядеятельностный п...

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В. (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В. (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»...