"Слово - игралия"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная деятельность, направленная на формирование слово – творчества в речевой деятельности детей, через развитие интеллектуальных способностей для старшей логопедической группы с ОНР III – го уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_-_igraliya.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность, направленная на формирование слово – творчества в речевой деятельности детей, через развитие интеллектуальных способностей для старшей логопедической группы с ОНР III – го уровня.
(составила учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» Козлова С.Е. – 2-14г.)
Цель – развивать в речевой активности детей слово – творчество, через формирование навыка логико–смысловой организации высказывания; практиковать в умении использовать накопленный словарный запас в речевой деятельности.
Задачи -
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание и голосовые функции;
- развивать гибкость и активность мышления.
Коррекционно – обучающие:
- развивать в речевой деятельности детей словесное творчество;
- обогащать словарь;
- закрепить в сознании детей умение пользоваться элементарными навыками анализа и синтеза;
- активизировать в речи детей произношение звука «Ш»;
- закрепить умение слышать и выделять данный звук в словах;
- формировать умение подбирать синонимы – слова близкие по значению;
- утвердить умение слышать и объяснять смысловые неточности;
- продолжить развивать связность высказывания;
- способствовать желанию детей доказывать правильность обобщения.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать навыки позитивной коммуникации;
- побуждать к детскому сотрудничеству;
- формировать положительную реакцию на успех;
- развивать самоконтроль и самостоятельность;
- побуждать испытывать удовольствие от совместной деятельности со всеми участниками процесса.
Интеграция образовательных отраслей:
- познание;
- коммуникация - социализация (вступление в диалог с взрослым и сверстниками; внимательно слушать собеседника, отвечать друг, за друга оказывая помощь при затруднениях, не перебивать и уважительно относиться к ответам товарищей);
- речевая активность;
- здоровье сбережение (координация слова с движениями, пальчиковые гимнастики, массажи лица, мимических лиц, психологические мини – паузы);
- коррекция – (развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного дыхания, мимических мышц);
- творчество – использование музыкальных фрагментов и художественной литературы.
Оборудование: мультимедиа – море, остров; музыкальное оформление (звуки моря, грома),
Материал: картинки и схемы к их словам – кошка, рубашка, машина, лошадка, карандаши, картошка; песок для релаксации; оформление острова; большая игрушка – черепаха, попугай; ёмкость с водой с меркой…, картинный материал в бумажном варианте – кошка, мешок, машина, лошадка, шапка, мышка, подушка.
Раздаточный материал: маленькая коробочка сока на каждого ребёнка с соломинкой (можно отлить сок, чтобы не затянуть занятие); кораблики из пенопласта на каждого ребёнка.
Структурные элементы | Деятельность | |
Учителя - логопеда | Детей | |
Организационный момент |
|
|
Решение поставленных задач |
|
|
Рефлексия |
|
|
НОД
- Орг. момент:
Л/д: Снова здравствуйте ребята!
Я без Вас скучала! А Вы!
Значит, снова будем мы играть –
Рассуждать и познавать,
Говорить красиво… . Вы согласны?
Ну, тогда пора нам в путь,
Сегодня новая игра и приглашает нас она!
Но прежде чем начать играть –
Нам надо язычки размять… .
Артикуляционная гимнастика: (упражнения для звука «Ш»)
- «зубки мы соединим, губы дружно округлим, вытянем мы их вперёд, я считаю до пяти – ой, смотри не отпусти»;
- «язычком достанем нос (язычок широк у нас – вверх он смотрит словно АС) – выше, выше подтяни и смотри не упади;
- «а теперь сюрприз, смотри, витамину получай, чашечку изображай» (выносим и заносим чашечку);
- «колокольчик» позвучит – ля – ля – ля – ля….;
- «молоточек» постучит – д – д – д – д -….;
- «паровозик» заведём – ч – ч – ч – ч- ч- ….;
- остановим – ш – ш – ш – ш… Дальше будем мы играть, будем глазками моргать….
Л/д: Правым глазом подмигнём, затем левым подмигнём, вместе ими поморгаем.
А теперь! Руки в стороны расставьте – самолётом каждый станьте.
Вот заводим самолёт: д – д – д – Д – Д – ДДДД (с хлопками)
(отбивание ритма (с помощью хлопков), каждый ребёнок по переменки задаёт определённыё ритм…, остальные повторяют)
- Основной момент:
Работа над развитием голоса:
Л/д: Завели и полетели: У _ У _ У _ У _ (медленно, тихо, громко, быстро)
Прилетели и на остров дружно сели: т-д-д; т-д-д; т…. .
Мы на острове друзья. Прислушайтесь к звукам, которые здесь царствуют. Что- это за звуки? (моря, ветра, волн, плеск воды, шум деревьев, шелест листьев, пение птиц, рык зверей, шипенье змей, ззужанье комаров и т. п. )
Координация слов с движениями:
Л/д: - Пошипим все как змея. Как….? Ш – ш – ш - ---- ш (рука двигается вперёд)
- Поём как ветер дружно. Как….? Шшшшшшш – ш
- Поём как волны. Как…? Шш – шш ---шш ---шш …
Л/д: обращает внимание детей на вывеску … - «Слово – игралия»
Л/д: А как, Вы, думаете, что обозначает – это словосочетание?
Л/д: обращает внимание детей на то, что игрушек на острове нет.
Л/д: Значит, во что можно играть на этом острове? (…в слова)
Л/д: Слышите, волны шумят и говорят – (голос из – за кулис)
Голос: Говорить здесь надо красиво, выразительно, чётко и понятно.
Упражнение на развитие дыхания:
Л/д: Смотрите, а вот кораблики стоят,
Они поплавать все хотят.
Подуйте дружно, Вы, на них! –
(глубокий вдох носом, медленный выдох через рот на кораблики, которые находятся в ёмкости с водой. … Под музыку дети по переменно выполняют задания.)
Л/д: Теперь, ребята, предлагаю по острову, Вам, погулять …. .
Л/д: Что – то очень жарко стало
Может соку нам попить,
Чтобы жажду утолить.
Где же соку нам добыть?
Л/д: А почему не можем мы морской воды попить? (солёная…) (надо найти кокосовое дерево)
(на мультимедиа кокосовое дерево)
Игра - имитация:
Л/д: Чтобы нам кокос достать, надо… Что сделать? (На носочки встать.)
Выше, выше Вы тянитесь, до кокосов доберитесь.
Кто уже сорвал кокос?
(дети изображают как они срывают кокос, держат в руках – пьют сок из коробочек с соком)
Речевая игра «Со словом – сок» (с мячом)
(Пе – сок; ле – сок; ку – сок; - но – сок; воло – сок; коло – сок; ча – сок; голо – сок; бро – сок и т. д. логопед начинает с начало слова, а затем дети сами ищут варианты ответов)
Речевая игра «Найди похожие слова»
Л/д: Посмотрите вот гора и большая же она, «большая» слово запретим, тогда как можно сказать о горе как о большой (огромная, крупная, громадная, гигантская… )
Л/д: А слово «красивый» какими словами можно заменить? (хороший, чудесный, прелесный, очаровательный, замечательный…)
(ещё берём слова – «весёлый» и «мокрый»)
Речевая игра «Что общего в словах»
Л/д: Черепашка к нам ползёт и задания везёт. («выползает» черепаха – на панцире задания, картинный материал – кошка, мешок, машина, лошадка, шапка, мышка, подушка)
Л/д: просит детей произнести по одному слову.
Л/д: Черепаха, что – то нам с Вами хочет сказать об этих словах, но она, к сожалению, не умеет разговаривать, может вы сами догадаетесь, что о чём ей хочется нам рассказать? (во всех этих словах есть звук «Ш», и находится он в середине слова во всех этих словах)
Л/д: предлагает детям посмотреть мультимедиа и проверить по схемам каждое слово – правы ли ребята)
Л/д: Назовите слова, которые начинаются на звук «Ш»… .
Л/д: А теперь соберите камушки, которые находятся у вас под ногами, но их Вам надо поделить поровну между собой… .
Л/д: А теперь с помощью собранных и разделенных Вами камней слово «черепаха» на слоги.
Игра «Кто на кого похож»
(дети подбирают животных, чем – то похожих друг на друга – белый медведь и пингвин (любят холод); тигр и зебра (полосатые); крокодил и лягушка (зелёные, могут передвигаться как под водой, так и на суше); корова и коза (дают молоко, рогатые); улитка и черепаха (медленные); утёнок и цыплёнок (появились из яйца); гусеница и змея (ползают); кот и кит (усаты); волк и мышка (серые); орёл и кот (острые когти); мышка и комар (пищат); лев и конь (есть грива); утка и рыба (плавают).
Л/д: Ой! Смотрите, попугай, с нами хочет поиграть, любит всё он рифмовать, будем дружно помогать?
Голос попугая: Детки, детки Вы котлетки, а попугай – поболтай, буду Вам слова кричать, попрошу их срифмовать – белка – стрелка; конь – огонь; свечка – речка; трава – мурава; кошка – крошка; книжка – шишка; палка – галка; день – пень; ветка – конфетка; роза – мимоза; малыши – карандаши … .
Голос попугая: Вот какие молодцы – рифмовали от души, получите – ка подарки («бросает» мешочек с мелкой карамелью, дети – благодарят).
Раздаётся фонограмма – «гром гремит» на мультимедиа фото - перед грозой.
Л/д: Ребята, вот беда, начинается гроза.
Надо срочно возвращаться,
А чтоб отсюда улететь надо ребусы прочесть.
Чтение несложных ребусов
Л/д: Снова сядем в самолёты,
Дружно заведём моторы,
Полетим в свой детский сад… .
Песочная арт – терапия «Настроение»
(после того, как дети «вернулись», Л/д. говорит о том, что очень жалко, потому что пришлось так быстро вернуться, но это и хорошо, что они вернулись, и спрашивает детей «Почему?», обещает обязательно ещё раз посетить остров и предлагает каждому ребёнку оценить своё путешествие – три, две, и одну конфетку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Игралия-чудесная страна"
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - значит понять природу счастливого детства,понять своих воспитанников.Организация занятий через познавательные, социальные игры - развле...
Журнал для родителей *Игралия*
Рекомендовано для креативных родителей....
Игровой досуг "Путешествие в страну Игралию"
Сценарий досуга для детей второй младшей группы и их родителей....
Перспективный план кружка "Страна Игралия" для 1 младшей группы
Титульный лист. Содержание. Перспективное планирование. Используемая литература....
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в средней группе "Путешествие в стану Игралию".
Открытое занятие по театрализованной деятельности в средней группе...
Игралия,играндия - чудесная страна!
Сценарий развлечения "Игралия, играндия - чудесная страна." ( Здравствуй лето!)...
Тема: «Страна Игралия» Интеграция образовательных областей: Коммуникация: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш». Физическая культура.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...