Увлекательные игры с водой
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Собери бусы» (развитие мелкой моторики) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры: собери в воде бусы.
«Найди заданный звук в слове». Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т. д.
«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных).Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т. д. игрушку.
«Расширяем словарный запас». Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Жемчужины». Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Кораблик». (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
«Достань игрушку» Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Сколько слогов?» Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове. Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
Развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи
· Надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«Буря». Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.
«Морская прогулка». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:
- положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны».
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.
«Индюки». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.
«Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.
«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде.
«Накажи непослушный язычок». Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.
Автоматизация звуков.
«Сильный мотор» произносить звук р, рисовать на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик». Произносить звук Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку воде.
«Горочка». Набрать в руку воду и произносить звук С, выливая воду из ладошки.
«Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
Развитие фонематического слуха.
«Спрячь ручки». Прятать руки в воду, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки». Рисовать круги на воде, проговаривая слоговые дорожки.
«Водолаз». Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.
«Два моря». Таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
«Шторм». На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».
Формирование слоговой структуры слова.
«Камешки». Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
Словарная работа.
«Сложные слова». Ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».
«Родные слова». В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница, приводнился (гидросамолет).
«Я делал - я сделал». Глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т. д.
Совершенствование грамматического строя речи.
«Лодочка». В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Подбери слово». Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Подготовка к обучению грамоте.
«Поймай букву». Ребенок по заданию логопеда удочкой с магнитом вылавливает со дна ванночки заданные буквы.
«Гласные-согласные». Ребенок по заданию логопеда выдавливает удочкой буквы, обозначающие гласные или согласные звуки.
«Составь слово». Ребенок по заданию логопеда удочкой вылавливает буквы и составляет слово.
Связная речь.
«Что случилось?». В играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
«Расскажи сказку». Используя плавающие свечки с закрепленными на них изображениями героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
«Придумай историю». Используя игрушки по выбору или плавающие свечи, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
«Рыбка». Выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – эксперимент «Водичка, водичка….» «Прозрачная вода»
В гости к ребятам приходит Капелька._ Кто такая капелька? Где живёт?...
Мастер класс для родителей "Познаем играя, или как превратить процесс познания в увлекательную игру"
Педагог наглядно покаазывает родителям, что процесс познания не стоит превращать в скучный рутинный процесс запоминания, с помощью игрв можно вовлечь ребенка в познавательный процесс в качестве активн...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ «А» ГРУППЕ «УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребёнка ...
Увлекательные опыты с водой
Дети тянутся к познанию окружающего мира с рождения. Им интересно делать открытия, проверять всё опытным путём. Задача родителей – поддерживать увлечения, но не скучными уроками и лекциями, а за...
Конспект ООД в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Игры с водой — это увлекательно».
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах воды. Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, позн...
Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»
Методическая разработка представляет собой сценарий мастер -класса целью которого является мотивация родителей к совместной с детьми игре в шахматы....
Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»
Аннотация «Шахматы – море фантастики,Это не просто игра.Шахматы – это гимнастикаПамяти, воли, ума!» Девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы...