План по самообразованию-Игровые упражнения и треннинги по сказкам для формирования связной речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

План по самообразованию.

Тема: «Игровые упражнения и тренинги по сказкам для формирования связной речи в подготовительной группе».

По методикам Т. А. Куликовской и Г. С. Швайко.

Цель: Знакомство и изучение психолого-педагогической, теоретической и практической литературы; изучение различных методов сказкотерапии в дошкольном обучении и воспитании;  эмоционально-личностное развитие детей через сказкотерапию; повышение своего профессионального уровня.

Задачи:

-Сформировать у детей представление о животных, о внутреннем мире человека, и их  месте в окружающем мире;

- Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;

- Воспитывать     ценностные     ориентации     посредством     сказки,

формирование психологического здоровья дошкольников;

- Воспитывать толерантность и уважение по отношению к другим.

Актуальность выбранной темы.

Дошкольное детство — важнейший период становление личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Актуальность  обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка.

 Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Я думаю, основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать не только чужие чувства, но и свои.

В современном обществе, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связанно стремление родителей, и дошкольных учреждений, выполняя заказ родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления превращает

эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную

ценность. В результате, современные дети гораздо больше знают, чем их

сверстники 10-15 лет назад, но реже восхищаются и удивляются,

сопереживают, стремятся помочь другим.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен. А самое главное - сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Сказки - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос - ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным "походам" в сказочный мир.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - взаимодействие с педагогами ДОУ;

- индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova-plan_po_samoobrazovaniyu.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"

Управления делами Президента Российской Федерации

План по самообразованию

Тема: «Игровые упражнения и тренинги по сказкам для формирования связной речи в подготовительной группе».

                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Макарова

Наталья  Геннадьевна

Москва,  2018г.

План по самообразованию.

Тема: «Игровые упражнения и тренинги по сказкам для формирования связной речи в подготовительной группе».

По методикам Т. А. Куликовской и Г. С. Швайко.

Цель: Знакомство и изучение психолого-педагогической, теоретической и практической литературы; изучение различных методов сказкотерапии в дошкольном обучении и воспитании;  эмоционально-личностное развитие детей через сказкотерапию; повышение своего профессионального уровня.

Задачи:

-Сформировать у детей представление о животных, о внутреннем мире человека, и их  месте в окружающем мире;

- Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;

- Воспитывать     ценностные     ориентации     посредством     сказки,

формирование психологического здоровья дошкольников;

- Воспитывать толерантность и уважение по отношению к другим.

Актуальность выбранной темы.

Дошкольное детство — важнейший период становление личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Актуальность  обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка.

 Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Я думаю, основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать не только чужие чувства, но и свои.

В современном обществе, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связанно стремление родителей, и дошкольных учреждений, выполняя заказ родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления превращает

эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную

ценность. В результате, современные дети гораздо больше знают, чем их

сверстники 10-15 лет назад, но реже восхищаются и удивляются,

сопереживают, стремятся помочь другим.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен. А самое главное - сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Сказки - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос - ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным "походам" в сказочный мир.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - взаимодействие с педагогами ДОУ;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность детей.

План по самообразованию на 2018-2019 уч.г.

 

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.

(Г. С. Швайко)

Вводное занятие.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Игровые упражнения.

Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»

 

Октябрь

«Лужа».

(Т.А. Куликовская-выпуск1)

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.

 (Г. С. Швайко)

«Развитие связной речи в подготовительной  группе »

Консультация для педагогов:  Влияние сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

Ноябрь

 «Листочек и ворона».

(Т.А.Куликовская - выпуск2)

«Снег».            (Т.А.Куликовская - выпуск1)

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.

 

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

 

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра как средство связанной речи».

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения по звуковой культуре речи.

 (Г. С. Швайко)

«Снежная баба». (Т.А.Куликовская - выпуск1)

Развитие речи по средствам дидактических игр

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.

Картотека дидактических игр для изучения  с детьми.

Создание самодельной книжки

 детьми и воспитателем по сказкам

Январь

«Горка».          (Т.А. Куликовская-выпуск1)

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Игры и упражнения для развития речи детей старше-подготовительного возраста.

 

Предложить родителям  игры на развитие связанной речи:

«Найди картинке место»

«Хорошо — плохо»

«Где начало рассказа?»

 

 

Февраль

«Пирожок».        (Т.А.Куликовская - выпуск2)

«Как Сугроб в лесу весну встречал». (Т.А.Куликовская -выпуск2)

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.  Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез.

Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.

 

Март

«Как зима из леса уходить не хотела».               (Т.А.Куликовская- выпуск2)

«Дверь».              (Т.А.Куликовская- выпуск1)

Учить детей сочинять сказку; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их.

Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Совместное творчество детей и родителей.        

Апрель

«Как Лиса Ежа перехитрить хотела».  (Т.А.Куликовская-выпуск2)

«Откуда в лесу колокольчики появились ». (Т.А.Куликовская-выпуск2)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, в передачи образа.

Развитие речи эмоциональной направленности.

Раскрытие творческих способностей детей.

 

Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».

 

 

Май

«Как медведь со всеми малиной делился».   (Т.А.Куликовская-выпуск2)

Итоговое занятие.

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам:«Лето», «Русские народные сказки».

 

 

Список литературы

1. Куликовская Т. А. «Тренинги по сказкам для формирования связной речи у детей 5-7лет».  Выпуск 1. 2017г.

2. Куликовская Т. А. «Тренинги по сказкам для формирования связной речи у детей 5-7лет».  Выпуск 2. 2017г

3. Швайко  Г. С «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В. В. Гербовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

Роль сказки в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Здесь я представила материал для педагогов о формировании связной речи по средством сказки....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...

Семинар-практикум "Тренинги по сказкам для формирования связной речи".

Семинар – практикум«Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей».Когда мы читаем добрые сказки, мы сами становимся добрее.Цель семинара-практикума: Систематизировать знан...

Роль сказки в формировании связной речи детей среднего дошкольного возраста

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...

Обоснование необходимости использования лексических упражнений в работе по формированию связной речи

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им....