Иргы по речетворчеству
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Лошкарева Ирина Анатольевна

Игры по речетворчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры по речетворчеству23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по Рече творчеству

«Отгадай, как нас зовут»

Цель: продолжать учить подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей. Развивать навыки речевого творчества.

К нам в гости пришли лисенок и щенок. Они хотят с вами поиграть, а для начала надо познакомиться. Наши гости считают, что вы сами можете догадаться, как их зовут, если внимательно на них посмотрите.

Посмотрите на лисенка  внимательно и расскажите, какой он?

- Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко.

Значит его зовут (Рыжик, Огонек..)

Далее аналогично определяют, как зовут щенка.

«Игрушки разговаривают по телефону»

Цель: формировать умение вести диалог по телефону. Учить слушать друг друга, уметь ждать вопрос или ответ товарища.

Материалы: телефон, две игрушки.

Расскажите, как люди общаются.

- Ходят друг к другу в гости, звонят по телефону, встречаются на улице.

Дети, вы умеете разговаривать по телефону?

- Да, умеем!

А вот ваши любимые игрушки тоже хотят научиться вести разговор по телефону. Хотите им помочь?

Тогда помогите игрушкам составить разговор друг с другом по телефону.

Пример диалога

Львенок. Привет, черепаха!

Черепаха. Здравствуй, Львенок!

Львенок. Ты все на солнышке лежишь?

Черепаха. Лежу!

Львенок. А тебе не надоело на солнышке лежать?

Черепаха. Нет, я же песенку пою.

«Это правда или нет?»

Цель: учить детей видеть в тексте правдивые события и небылицы. Учить отличать шуточные небылицы, которые вызывают смех, веселье, от прямого обмана с целью запутать, унизить человека или окружающих. Поощрять желание детей самим придумывать небольшие фразы в жанре небылицы. Объяснить значение слова « небылица».

Предварительная работа: чтение стихотворений С. Михалкова «Про Фому», Н. Носова «Фантазеры»

Сегодня я вас познакомлю с веселыми стихами, которые в народе называют небылицами. Небылица – это шуточное стихотворение, в котором рассказывается о том, чего не может быть на самом деле, это смешная выдумка.

Послушайте, ребята, веселые небылицы и постарайтесь найти в них то, чего быть не может на самом деле.

 Это верно или нет, что как сажа черен снег?

 Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус как заяц смел?

 Что с зари и до зари сосны валят косари?

 Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Л.Станчев.

 Кто подскажет мне ответ?

 Это правда или нет,

 Что из всех лесных зверей всех ленивей муравей?

 Это правда или нет, что, почуяв зайца след,

 Волк от страха без оглядки мчится прочь во все лопатки?

 Это правда или нет, что съедает на обед

 Мышь, помимо разных крошек, двух котов и восемь кошек?

 Это парвда или нет,

 Что в неправде правды нет?

А.Дуйсенбиев.

 Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,

 А старушка в это время мыла кактус на окне.

 Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,

 Ну а кактус в это время мыл старушку на окне.

 Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне.

 А собачка в это время мыла Ваню на окне!

 Знаю я, что говорю, говорил, что повторю,

 Вот и вышло без ошибок, а чего хвалиться зря!

Э.Успенский.

После работы с текстом предложить детям придумать свои небылицы.

«Придумай новое название к знакомой сказке»

Цель: учить находить ключевые слова, которые помогают изменить название сказки, не исказив её смысл. Развивать память мыслительную деятельность.

Материалы: выставка книг со сказками в книжном уголке.

Ребята, хотите стать настоящими сказочниками. Я вам предлагаю поделиться на две команды и устроить соревнование  - кто больше придумает новых названий сказкам.

Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

- «Волшебная - лягушка»

- «Заколдованная царевна»

- «Иван-царевич и стрела»

- Чудеса в тридесятом царстве»

Русская народная сказка «По щучьему велению»

- «Три желания Емели»

- «Говорящая щука»

- «Емеля и щука»

- «Волшебная рыба»

- «Чудеса сбываются»

- «Царевна, Емеля и щука»

Русская народная сказка «Репка»

- «Дедушкины приключения»

- «Веселые помощники»

- «Сильная мышка»

- « Дедка и репка»

- «Семья на огороде»

- «Тяжелая репка»

Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек»

- «Чудеса во дворце»

- «Доброта и злоба»

- «Заколдованный принц»

-« Настенька и чудовище»

В игре подводится итог, и объявляют победителей.

« Играем со сказкой»

Цель: продолжать развивать у детей воображение, интерес к сочинительству. Закреплять умение пересказывать близко к тексту короткие тексты, предложенные воспитателем .Формировать у детей умение придумывать продолжение сказки со счастливым концом.

Материалы: лист ватмана с изображением очень грустной девочки.

Ребята, мне сегодня принесли огромный пакет, а в нем вот этот рисунок (показывает). Как вы думаете, почему девочка грустит?

- Предположения детей.

В конверт был вложен еще один листок – с историей, которая случилась с этой девочкой. Вот послушайте.

Чтение сказки Л.Березнякова «Хозяйка леса»

Давайте поможем девочке стать настоящей хозяйкой леса. А для начала вспомните, пожалуйста,  какими словами заканчивается сказка: «Этот рисунок у девочки остался, только ей грустно стало. И тогда  сделала девочка под рисунком такую надпись – «Хозяйка леса». Как вы думаете, почему девочке стало грустно?

Давайте еще раз послушаем начало сказки, а вот вернуть девочке зверей и деревья и сделать хозяйкой леса, вы придумаете сами. Прежде всего надо девочке придумать имя.

А чтобы легче было сочинять, предлагаю такой план.

  1. Кто мог бы помочь  девочке вернуть зверей и деревья?
  2. Что нужно сделать девочке, чтобы вернулись все?
  3. Сможет ли теперь девочка стать настоящей хозяйкой леса?

Рассказы детей.

Знакомство с авторским концом сказки.

«Пересказ сказки с элементами сочинительства»

Цель: 

Продолжать учить пересказывать  короткие рассказы близко к тексту и придумывать продолжение. Продолжать закреплять умение выразительно рассказывать. Расширять активный словарь, словами-действиями, словами-определениями и учить использовать в дальнейшей работе по речетворчеству. Развивать интерес к сочинительству.

Материалы: иллюстрации к сказкам. Или  Л.А.Боровских «Хитрый кот»

Чтение сказки. Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций. Повторное чтение с установкой на пересказ. Пересказ сказки детьми.

А давайте придумаем новую сказку и превратим хитрых и злых героев, в добрых и заботливых, которые всем помогают.

Рассказывание детьми новых сказок.

«Придумывание  конца сказки»

Цель: продолжать развивать у детей воображение, творчество, интерес к сочинительству. Развивать умение придумывать к сказке конец, рассказывать связно, последовательно. Закрепить знания детей о сказочниках, о волшебстве, происходящем в сказках, о волшебных предметах, которые помогают сказочным героям.

Материалы: мяч с «веселой мордашкой» для игры; письмо от Деда Мороза.

Игра с мячом «Подумай и ответь»

Мой веселый звонкий мячик быстро скачет по рукам,

У кого веселый мячик, на вопрос ответит нам.

- Чем отличается волшебная сказка от рассказа или стихотворения?

- Что такое волшебство?

- Кто сочиняет сказки?

- Какими словами обычно начинается сказка?

- Что необходимо, чтобы сказка была по-настоящему волшебной?

Сюрпризный момент: стук в дверь. Почтальон приносит письмо от Деда Мороза, который просит придумать конец сказке. Например, «Как медвежонок сапожки потерял» О.И.Соловьева.

«Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Цель: учить  детей соблюдать логику при развитии новой  сюжетной линии сказки. Продолжать учить придумывать новую сказку с использованием приема «салат из сказок», когда встречаются герои из разных сказок. Учить придумывать завязку, развитие событий в содержании и окончание сказки.  Прививать интерес к речевому творчеству.

Материалы: набор картинок с изображением сказочных героев, картинка с изображением сказочного пейзажа, но без героев; ножницы, клей.

- Кто пишет рассказы, сказки?

- Каких детских писателей знаете?

- Чем отличается сказка от рассказа?

  Я приготовила картинки с изображением сказочных героев из разных сказок. Давайте рассмотрим эти картинки. А чтобы сказка получилась волшебной, послушайте музыку из ваших любимых мультфильмов по сказкам.

-Дети, сейчас вы можете выбрать картинку  с вашим любимым сказочным героем, подумать  и рассказать нам, почему вы выбрали этого героя, из какой он сказки, какие героические поступки он совершил.

Прежде чем мы начнем сочинять сказку, давайте вспомним, что должно быть в тексте сказки (начало, середина, конец).

Рассмотрите эту картину со сказочным пейзажем и подумайте, где бы вы на ней хотели  поместить своего сказочного героя. Расскажите, что ваш герой здесь делает, какие приключения вы для него придумали. С кем из сказочных  персонажей он подружится, а с кем и за что  будет бороться.

Дети рассказывают о своих  сказочных героях, пытаются придумать коллективную сказку и наклеить сказочных персонажей на заготовку со сказочным пейзажем.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речетворчество"

Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов....

Консультация для родителей "Взаимосвязь речетворчества и умственного развития"

Разные стороны языка- фонематическая, лексическая, грамматическая- допускают творчество в разной мере. Правила образования грамматических форм, слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамм...

Развитие речетворчества детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста методами мнемотехника и моделирование....

Развитие речетворчества у старших дошкольников

Материал был создан с использованием методических источников, применен в работе со старшими дошкольниками; содержит описание системы по развитию речетворчества у старших дошкольников....

Развитие детского речетворчества. Материал основанный на опыте работы.

Материал основанный на опыте работы с детьми в возрасте от 3,5 до 6-7 лет....

Консультация для родителей «Взаимосвязь речетворчества и умственного развития»

Консультация предназначена для детей 4-5 лет и имеет целью показать взаимосвязь игры словами и звуками в раннем возрасте и умственного развития ребенка....

Консультация для родителей «Взаимосвязь речетворчества и умственного развития»

Консультация предназначена для детей 4-5 лет и имеет целью показать взаимосвязь игры словами и звуками в раннем возрасте и умственного развития ребенка....