Консультация для педагогов "Речетворчество"
статья (подготовительная группа) по теме
Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechetvorchestvo.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Речетворчество
Консультация для педагогов.
Составила Сапунова И.В.,учитель-логопед
ГБОУ СОШ №21 ОДОД,Санкт-Петербург
Речевая деятельность есть совокупность действий по порождению и восприятию речи. Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями. Правила использования языковых единиц иногда называют «грамматикой». Носителю языка не нужно учить эти правила. Знание правил - результат собственного речевого опыта, результат собственной языковой деятельности, протекающей на бессознательном уровне. Каждый из нас постоянно анализирует речь других и свою собственную. У каждого человека имеется представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в языке. Неправильные обороты и конструкции, не соответствующие норме сочетания звуков просто режут ухо, т.к. оно настроено на определенный образец. При овладении родным языком в естественных условиях все эти правила усваиваются ребенком самостоятельно. Помощь взрослого заключается часто в том, что он в повседневном общении с ребенком поставляет речевой материал, из которого ребенок может получать необходимую информацию. Наличие в речи детей большого числа инноваций, т.е. самостоятельно созданных или языковых единиц или модифицированных единиц взрослого языка - факт неоспоримый и привлекающий внимание родителей, педагогов, психологов. Общепризнанно, что ведущим механизмом такого рода образования является аналогия. Дети склонны употреблять регулярные необычные типы словообразования вместо нерегулярных и более редких, которые еще не закрепились в памяти. (Например: дождичком - ложичком - тряпочком). Под детской речевой инновацией понимают любой языковой факт, зафиксированный в речи ребенка и отсутствующий в общем употреблении.
В речи детей выявляются разные типы инноваций:
- словообразовательные
- формообразовательные
- лексико-семантические
- синтаксические.
1. Конструирование новых слов. Важная особенность, определяющая последовательность усвоения ребенком языковых фактов: он всегда постигает в первую очередь самые общие закономерности, а уже потом - частные правила. Анализируя феномен детского словосочинительства, Чуковский К.И. утверждал, что мы кажемся ребенку законодателями, нарушающими собственные правила. Если бы наш язык был устроен более простым способом, не было бы пространства для детского слово- и формотворчества. Почему тот, кто продает - продавец, а тот, кто покупает - не покупец, а покупатель? Взрослые говорят: Дети говорят:
Носок становится дырявым. Носок дырявеет.
Пень стал трухлявый. Пень струхлявился.
Порезался маленьким осколком Стекленком порезался, стекла.
Можно заметить, насколько лаконичнее и выразительнее детские высказывания.
Давая собственное наименование явлению, ребенок опирается на те признаки, которые кажутся ему наиболее существенными.
Любая словообразовательная модель, используемая ребенком, срабатывает в двух направлениях, т.е. служит и для конструирования слов, и для расшифровки их значений. Такой моделью руководствовался ребенок, который понял выражение «Скотный двор» как «Двор с котом». 2. Детская этимология. Явление, которое коренным образом отличается от конструирования N слова. Ребенок не создает новой языковой единицы - N слова с N значением, а лишь перестаивает звучание существующего слова, модифицирует его звуковую оболочку, сохраняя имеющееся значение (Например: вазелин - мазелин).
Модифицируя звуковую оболочку, дети восстанавливают реальную внутреннюю форму слова, которая уже перестала осознаваться современными людьми, и обнаруживают таким образом реальную этимологию слов. Так «одеяло» исторически соотносится с глаголом «одеваться» (одеяние); вратарь - со старославянским корнем «врат»; весло - с глаголом «везти».
Конструирование N слов и детскую этимологию можно отнести к словотворчеству. Но в речи детей встречаются и другие явления:
- словесные замены (механизм не изучен, но ясно, что причина в нейропсихологических механизмах); при N развитом фонематическом слухе.
Например: десна - весна; купе - кафе; пломба - клумба; букет - буфет.
- интерпретация производных слов (произведенных от других слов).
Например: передовик - многих передавил; баранка - жена барана; колесница - жена колеса; поляки - в поле живут.
- усвоение переносных значений слов.
Например: Солнце село. «На стул, что ли?» Часы спешат. «Куда? На работу?» Пошел тебе четвертый год. «Интересно, а куда это он пошел?»... Вывод:
Ребенок подобен лингвисту. И неосознанный характер этой деятельности не снижает ее ценности. Наша задача относиться внимательно к продукту этой деятельности.
- Огромное значение имеет речевой образец взрослого (не только в общении с ребенком, но и в общении друг с другом).
- Д/игры, направленные на обогащение лексического словаря, усвоение различных грамматических конструкций (словообразование и словоизменение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....