Рабочая программа "Мы - интеллектуалы"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с активным творческим началом. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к познавательной, творческой деятельности.
Основой программы «Мы - интеллектуалы» являются приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе теории решения изобретательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my-intellektualy.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс им. Л.С.Выготского
Кружок познавательно – речевого направления
«МЫ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»
Автор – составитель: методист высшей
квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга»
(корпус «РАКЕТА»)
Ковыршина Галина Васильевна
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если мы хотим научить думать,
то прежде мы должны научить придумывать».
Дж. Родари.
*
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с активным творческим началом. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к познавательной, творческой деятельности.
Основой программы «Мы - интеллектуалы» являются приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе теории решения изобретательных задач.
Программа составлена на основе авторской программы «Фантазеры» психологического сопровождения и психологической поддержки феномена одаренности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Парфенова Г. Л., Сигарева Н. В. Методические рекомендации. Барнаул, 2008г.
Используемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др., а также развить способности к исследовательской деятельности.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок) и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Программа рассчитана на воспитанников 6-7 лет. Сроки реализации - 1год.
В целях создания оптимальных условий для воспитанников, занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 -30 минут. Наполняемость групп не более 15 человек.
Цель программы: формирование у воспитанников дошкольного возраста творческо-познавательной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- выявить детей с признаками одаренности;
- сформировать навыки сочинять, рифмовать, находить речевые аналогии и ассоциации;
- обучить инструментальным навыкам, необходимым для решения исследовательских задач: умение видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы; доказывать и защищать свои идеи.
Развивающие:
- развивать навыки творческого мышления и управляемого воображения;
- развивать познавательный интерес, позитивное мышление ребенка о мире, о себе и мотивацию достижения успеха;
- развитие коммуникативной компетентности детей на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективного успеха;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы организации образовательного процесса
В программе используются самые разнообразные формы:
- беседы;
- игры - сказки;
- беседы - опросы;
- решение ребусов, задач;
- сочинение сказок, рассказов и т.д.;
- игры-путешествия;
- интеллектуальные тренинги.
После освоения каждой темы проводятся контрольные занятия в форме:
- Игра-путешествие;
- Брейн-ринг;
- Творческая мастерская.и т.д.
Проводится итоговый психологический тест, определяющий уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.
Структура ООД:
- Сформировать мотивацию!
1 часть: Организационный момент. Знакомство.
Сюрпризный момент (создание проблемной ситуации)
2 часть: Основная.
Приемы и методы образовательного процесса.
Физкультминутка. (1-2)
Самостоятельная деятельность воспитанников.
3 часть: Рефлексия.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.
- Прием «Круги на воде».
- Знакомство: Что я люблю делать? Что я знаю о себе? Что мне не нравится? Какой вопрос я бы задал волшебнику?
- Практическая часть «Что я видел в море?»
- Разгадывание ребусов.
- Физкультминутка «Самолеты»
- Метод «Сочини сказку»
Опрос «Если бы я был волшебником». Беседа о творчестве.
Игра «Хорошо – плохо»
Игра «ДА – НЕТ»
ИГРА «ТАНГРАМ
Приемы фантазирования. Примеры приемов фантазирования в сказках.
- Прием «Оживление». Сочиняем сказки, используя прием «Оживление». Игра на внимание «Живое - неживое». Беседа о приеме «Оживление».
- Прием «Увеличение-уменьшение». Сочиняя сказки, используем приемы фантазирования, связанные с изменением количества и свойства. Игра «Карлики и великаны». Беседа о приеме «Увеличение-уменьшение». Работа в группах по приему. Рисуем портрет великана (карлика). Упражнение. «Изменяем свойства».
Прием «Ускорение-замедление». Сочиняем сказки, используя приемы фантазирования, связанные с преобразованием времени. Игра «Быстро-медленно». Беседа о приеме «Ускорение - замедление». Прием ускорение - замедление. Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если". - Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее?
Приемы фантазирования. Уменьшение- увеличение Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?" - Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. - Хотела бы уменьшить домашние задания. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложнить эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
"Как мне повезло" - Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
- Обобщение приемов фантазирования. Повторение изученных приемов фантазирования и знакомство с новыми (Дробление-объединение, динамика- статика и др.)
Тема 6. Сказки про животных. Знакомство со сказками про животных.
«В какое животное мне бы хотелось уметь превращаться и почему».
Тема 7.Фантазирование и прогнозирование. Существуют способы прогнозирования. Игра «Чего раньше не было?». Беседа о будущем.
Тема 8. Итоги обучения. Проведение контрольной работы (повторная диагностика). Опрос «Если бы я был волшебником». Беседа о творчестве.
В совместной деятельности с детьми использую инновационную образовательную технологию Ирины Викторовны Логиновой ТИКО-моделирования – уникальный педагогический инструментарий развития личности ребенка.
ТИКО-моделирование, создает благоприятные условия для творческой деятельности детей, развития моторики рук, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, добиваться достижения результата.
Из геометрических фигур ТИКО дети фантазируют, изобретают забавные постройки, с опорой на схемы дети могут построить модели окружающего мира в парах, группах. Тренировка работы в коллективе, в микрогруппах способствует приобретению у детей социальных знаний о межличностном взаимодействии в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.
Провожу тест невербального творческого мышления по методике Филиппа Вильямса, который с помощью рисунков помогает узнать, насколько дети способны к творческому самовыражению. Данные оцениваются по 4-м факторам дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. За 25 минут дети в каждом квадратике создают необычную картинку и дать ей интересное название.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- развитие познавательной мотивации; исследовательского поведения;
- повышение интеллектуального уровня развития воспитанников: освоение приемов фантазирования, сочинять загадки, метафоры, сказки;
- умение преодолевать психологическую инерцию;
- создание продукта совместной деятельности;
- умение правильно формулировать и озвучивать свои мысли, доводы, убеждения;
- приобретение социальных навыков, коммуникативной компетентности во взаимодействии в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Интеллектуалы"
Цель:повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по развитию детей раннего возраста;установление связи теоретических знаний педагогов с практическим оп...
Психологическая игра для воспитателей "Интеллектуалы"
Психологическая игра "Интеллектуалы" - одна из форм работы психолога с педагогами. Она позволяет раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения, активизировать мыслительную д...
КВН - интеллектуалов"Умники и умницы"
Цель: Обобщить полученные знания; закрепить умения в порядковом счёте;, в сравнении фигур по величине; различать геометрические фигуры; развивать конвергентное и дивергентное мышление. Обра...
Конспект совместного мероприятия детей и родителей КВН «Битва интеллектуалов»
Цель: повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе.Задачи:1. Формирование партнёрских отношений с родителями в ходе...
Работа кружка "Маленькие интеллектуалы" "Начинаем играть в шашки"
«Начинаем играть в шашки»Цель: обучение игре в русские шашки.Задачи: 1. Учить правилам расположения доски, расстановки шашек, правилам ходов и взятий....
Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов»
Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов». Цель конкурса: Стимулирование развития интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольно...
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...