Рабочая программа "Мы - интеллектуалы"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с активным творческим началом. Готовя детей к  будущему, мы должны готовить их к познавательной, творческой деятельности.

Основой программы «Мы - интеллектуалы» являются приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе теории решения изобретательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my-intellektualy.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс им. Л.С.Выготского

Кружок познавательно – речевого направления

«МЫ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»

Автор – составитель: методист высшей

квалификационной категории

МКДОУ  «Детский сад №4 «Радуга»

(корпус «РАКЕТА»)

Ковыршина Галина Васильевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если мы хотим научить думать,

то прежде мы должны научить придумывать».

Дж. Родари.

*

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с активным творческим началом. Готовя детей к  будущему, мы должны готовить их к познавательной, творческой деятельности.

Основой программы «Мы - интеллектуалы» являются приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе теории решения изобретательных задач.

 Программа составлена на основе авторской программы «Фантазеры» психологического сопровождения и психологической поддержки феномена одаренности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Парфенова Г. Л., Сигарева Н. В. Методические рекомендации. Барнаул, 2008г.

Используемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др., а также развить способности к исследовательской деятельности.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются  игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок) и детей между собой, их общение в парах, в группах.

Программа рассчитана на воспитанников 6-7 лет. Сроки реализации - 1год.

В целях создания оптимальных условий для воспитанников, занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 -30 минут. Наполняемость групп не более 15 человек.

Цель программы: формирование у воспитанников дошкольного возраста творческо-познавательной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности. 

Задачи:

Образовательные:

  • выявить детей с признаками одаренности;
  • сформировать навыки сочинять, рифмовать, находить речевые аналогии и ассоциации;
  • обучить инструментальным навыкам, необходимым для решения исследовательских задач: умение видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы; доказывать и защищать свои идеи.

Развивающие:

  • развивать навыки творческого мышления и управляемого воображения;
  • развивать познавательный интерес, позитивное мышление ребенка о мире, о себе и мотивацию достижения успеха;
  • развитие коммуникативной компетентности детей на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

Воспитательные:

        - воспитывать чувство коллективного успеха;

  •  воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы организации образовательного процесса

В программе используются самые разнообразные формы:

  • беседы;
  • игры - сказки;
  • беседы - опросы;
  • решение ребусов, задач;
  • сочинение сказок, рассказов и т.д.;
  • игры-путешествия;
  • интеллектуальные тренинги.

После освоения каждой темы проводятся контрольные занятия в форме:

  • Игра-путешествие;
  • Брейн-ринг;
  • Творческая мастерская.и т.д.

Проводится итоговый психологический тест, определяющий уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.

Структура ООД:

  1. Сформировать мотивацию!

1 часть:  Организационный момент. Знакомство.

Сюрпризный момент (создание проблемной ситуации)

2 часть: Основная.

Приемы и методы образовательного процесса.

Физкультминутка. (1-2)

    Самостоятельная  деятельность воспитанников.

3 часть: Рефлексия.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.
  2. Прием «Круги на воде».
  3. Знакомство: Что я люблю делать? Что я знаю о себе? Что мне не нравится? Какой вопрос я бы задал волшебнику?
  4. Практическая часть «Что я видел в море?»
  5. Разгадывание ребусов.
  6. Физкультминутка «Самолеты»
  7. Метод «Сочини сказку»

Опрос «Если бы я был волшебником». Беседа о творчестве.

Игра «Хорошо – плохо»

Игра «ДА – НЕТ»

ИГРА «ТАНГРАМ

  Приемы фантазирования. Примеры приемов фантазирования в сказках. 

  1. Прием «Оживление». Сочиняем сказки, используя прием «Оживление». Игра на внимание «Живое - неживое». Беседа о приеме «Оживление».
  2. Прием «Увеличение-уменьшение». Сочиняя сказки, используем приемы фантазирования, связанные с изменением количества и свойства. Игра «Карлики и великаны». Беседа о приеме «Увеличение-уменьшение». Работа в группах по приему. Рисуем портрет великана (карлика). Упражнение. «Изменяем свойства».

Прием «Ускорение-замедление». Сочиняем сказки, используя приемы фантазирования, связанные с преобразованием времени. Игра «Быстро-медленно». Беседа о приеме «Ускорение - замедление». Прием ускорение - замедление. Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если". - Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее?

Приемы фантазирования. Уменьшение- увеличение Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?" - Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. - Хотела бы уменьшить домашние задания. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложнить эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

"Как мне повезло" - Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

  1. Обобщение приемов фантазирования. Повторение изученных приемов фантазирования и знакомство с новыми (Дробление-объединение, динамика- статика и др.)

Тема 6. Сказки про животных. Знакомство со сказками про животных.

«В какое животное мне бы хотелось уметь превращаться и почему».

Тема 7.Фантазирование и прогнозирование. Существуют способы прогнозирования. Игра «Чего раньше не было?». Беседа о будущем.

Тема 8. Итоги обучения. Проведение контрольной работы (повторная диагностика). Опрос «Если бы я был волшебником». Беседа о творчестве.

В совместной деятельности с детьми использую инновационную образовательную технологию Ирины Викторовны Логиновой ТИКО-моделирования – уникальный педагогический инструментарий развития личности ребенка.

ТИКО-моделирование, создает благоприятные условия для  творческой деятельности детей, развития моторики рук, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, добиваться достижения результата.

Из геометрических фигур ТИКО дети фантазируют, изобретают забавные постройки, с опорой на схемы дети могут построить модели окружающего мира в парах, группах. Тренировка работы в коллективе, в микрогруппах способствует приобретению у детей социальных знаний о межличностном взаимодействии в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.

Провожу тест невербального творческого мышления по методике Филиппа Вильямса, который с помощью рисунков помогает узнать, насколько дети способны к творческому самовыражению. Данные оцениваются по 4-м факторам дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. За 25 минут дети в каждом квадратике создают необычную картинку и дать ей интересное название.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-      развитие познавательной мотивации; исследовательского поведения;

  • повышение  интеллектуального уровня развития воспитанников:   освоение приемов фантазирования, сочинять загадки, метафоры, сказки;
  • умение преодолевать психологическую инерцию;
  • создание продукта совместной деятельности;
  • умение правильно формулировать и озвучивать свои мысли, доводы, убеждения;
  •        приобретение социальных навыков, коммуникативной компетентности во взаимодействии в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Интеллектуалы"

Цель:повышение  профессионального  мастерства  и компетенции педагогов по  развитию детей раннего возраста;установление связи теоретических знаний  педагогов с практическим оп...

Психологическая игра для воспитателей "Интеллектуалы"

Психологическая игра "Интеллектуалы" - одна из форм работы психолога с педагогами. Она позволяет раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения, активизировать мыслительную д...

КВН - интеллектуалов"Умники и умницы"

Цель: Обобщить полученные знания; закрепить умения в порядковом счёте;, в сравнении фигур по величине; различать геометрические фигуры; развивать конвергентное и дивергентное мышление. Обра...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей КВН «Битва интеллектуалов»

Цель:  повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе.Задачи:1.     Формирование партнёрских отношений с родителями в ходе...

Работа кружка "Маленькие интеллектуалы" "Начинаем играть в шашки"

«Начинаем играть  в шашки»Цель: обучение игре в русские шашки.Задачи: 1. Учить правилам расположения доски, расстановки шашек, правилам ходов и взятий....

Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов»

Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов». Цель конкурса: Стимулирование развития интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольно...

Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"

Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...