Проект "Русские народные сказки"
проект по развитию речи (старшая группа)

Севостьянова Ирина Анатольевна

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_skazki.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 4 «Ручеек»

Краткосрочный проект

в старшей  группе на тему:

«Русские народные сказки»

Сказка – это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

.

Выполнила:

 воспитатель старшей логопедической

 группы №12 «Друзья природы»

Севостьянова И.А.

Лобня

 2015г.

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым

Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.

 Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.  Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

 Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка. Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».                                                          Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.                                Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.                                                                                                       К сожалению, в настоящее время не все родители видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал. Поэтому тема проекта «Русские народные сказки» является актуальной.                                             Проблема:                                                                                                                   Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.  Слабо развиты творческие способности детей.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации:  1неделя (12 – 16 октября)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:

Образовательные:

• обогащать и расширять словарный запас детей;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

• познакомить с творчеством русского народа.

 Развивающие:

• развивать артистические способности,

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Воспитательные:

• воспитывать культуру речи;

• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Интеграция областей:

Познавательное развитие:

- Беседы, презентации, просмотр видеороликов, эксперимент.

Речевое развитие:

- Чтение сказок, пословиц, речевые игры, пересказ сказок.

Социально-коммуникативное развитие:

- Инсценировка, просмотр сказок, дидактические игры.

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование, аппликация, лепка, ручной труд.

Физическое развитие:

- Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.

Планируемый результат:

В ходе реализации задач по воспитанию и развитию ребенка по средствам сказки предполагается, что дети приобретут:

- необходимый минимум знаний по сказкам (народным, авторским);

-желание читать новые сказки;

-научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;

-овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности; разовьют творческий потенциал.

Продукт проектной деятельности:

Пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;

Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях);

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Выставка рисунков «Мой любимый герой»

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

Совместная деятельность детей и воспитателя.

1. Чтение сказок, фольклора.

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

3. Игры – драматизации по сказкам

4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.

5. Игры на звукоподражание

6. Игра-фантазия

7.  Оформление выставки детских работ по сказкам

Самостоятельная деятельность детей.

1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок

2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам

2. Заучивание отрывков из сказок.

3. Совместное творчество родителей и детей  по сказкам.

4. Изготовление костюмов для драматизаций.

Заключительный этап:

Проведение итогов проектной деятельности:

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Выставка рисунков «Мой любимый герой»

Результат.

1. Интерес к устному народному творчеству.

2. Развитие элементов  детского творчества в продуктивной деятельности.

3. Расширение представлений детей о сказках.

4. Развитие семейного чтения

5. Воспитание навыков аккуратного обращения с книгой.

6. Воспитание  у детей отзывчивости, общительности, дружелюбия

 Вывод

У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.  Ребята стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

Список использованной литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М., Мозаика-Синтез, 2009г. ;

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М., ТЦ «Сфера», 2001г.

4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»

 5.Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...