Роль дидактических игр в профилактике речевых нарушений дошкольника
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение из опыта работы | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22
Роль дидактических игр в профилактике речевых нарушений дошкольника
( Сообщение на семинаре из опыта работы)
Подготовила воспитатель Лапкина Л.В.
Подольск
2018
«Игра – это огромное светлое окно,
Через которое в духовный мир ребенка
Вливается живительный поток представлений,
Понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский.
Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. в них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детских садов впервые была создана Ф. Фребелем. он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Современную систему дидактических игр создала У.И. Техаева, разработала ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.
Дети бывают застенчивыми, нерешительными, малообщительными. Для решения этой проблемы были использованы дидактические игры. Через игру направлялась работа на конкретизацию знаний детей, на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на занятиях по развитию речи.
Поставила перед собой цель: сделать занятие по развитию речи эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получать собственный опыт с помощью дидактической игры.
Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:
- Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.
- Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
- Воспитывать у детей уверенность в себе.
Также был составлен тематический план. При подборе тематики учитывалась сезонность. Например: осенью запланировала такие игры как, «Что выросло на грядке», «С какой ветки детки»; зимой «Кто как зимует», «Какое время года»; весной «Укрась луг с цветами», «Выбери нужную картинку»; летом «Чудесный мешочек»; «Найди по описанию».
Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.
- Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
- Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
- Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.
На занятиях по развитию речи используют три вида дидактических игр.
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- Настольно-печатные.
- Словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомились с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).
Используя, «лото», уточнялось представление о сезонных явлениях. Например, лото «Времена года», о различных профессиях «Кому что нужно?». Широко применялись на занятиях по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Дети учились высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора.
Дидактическая игра помогала детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дидактическая игра организовалась по плану в часы занятий по развитию речи, кроме того, в часы, отведенные для игр. В утренние часы игра помогала создавать у ребят доброе, радостное настроение на долгое время. Также в утренние часы предлагались дидактические игры индивидуально на закрепление звуковой культуры речи. Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки, потешки, считалки. Чтобы не снижалась умственная активность играющих и не падал интерес к поставленной задаче, игра должна длиться от 10 до 20 минут.
Для снятия зрительной нагрузки проводились физминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользовались разнообразным материалом, с которым они играли по своему желанию индивидуально, небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденности, переживания радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленный в ней задач. Например: в игре «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи». У детей формировались представление о предмете. В игре «Найди пару» дети, передвигают стрелку по диску, учились подбирать слова близкие по звучанию: мишка-миска, ком – сом и т.д.
Во время игры воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, ни в коем случае не должно допускаться насилие над проиграющим. Проигрывающему ребенку внушается вера в свои силы, возможность исправить свою ошибку.
Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:
- Отводится играм достаточное время.
- Организовывается спокойная обстановка.
- Подбираются соответствующие дидактические игры.
При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность.
В игре ребенок должен получить возможность действовать самостоятельно, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт.
Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.
Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.
Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т.д.
Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка, предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
Так, во время самостоятельных игр, была проведена диагностика, и убедилась, что через дидактическую игру мне удалось выработать у ребят организованные навыки.
Дети стали внимательными, научились сосредотачиваться на поставленные цели. Стали быстрее излагать свои мысли. Через дидактические игры у детей накопился положительный опыт добрых чувств, поступков взаимопомощи. Дети стали более уверенные в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
"Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"
Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...
"Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"
Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...
РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фоне...
"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...
Роль комплексного подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация: в данной статье комплексный подход рассматривается как эффективный метод профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...