Семинар-практикум "Играем пальчиками - развиваем речь".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речи младших дошкольников через мелкую моторику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_igraem_palchikami_-_razvivaem_rech.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Борковский детский сад
Семинар – практикум для родителей по теме
«Играем с пальчиками – развиваем речь»
Подготовил: воспитатель
первой квалификационной
категории
Удоденко И. П.
Борок 2017
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики.
Задачи:
- побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях;
- стремиться установить доверительные отношения с родителями;
- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
- способствовать сплочению родительского коллектива;
- активизировать творческий потенциал родителей;
- сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения.
Подготовительная работа
- Объявление о предстоящем семинаре-практикуме.
- Составление картотеки «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет».
- Проведение консультации для родителей «Изготовление дидактических игр своими руками для развития мелкой моторики и речи у детей»
- Беседы с родителями по данной теме.
- Подбор пособий, игр, методической литературы по теме.
- Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Оборудование:
- музыкальное оформление;
- Памятки для родителей «Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет».
Материалы: пластилин, бельевые прищепки, цветные карандаши, мячики-ежики, мешок с фруктами и овощами, игрушка зайчик.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Форма проведения: игровой тренинг.
Ход семинара-практикума
– Добрый день, уважаемые родители и дети. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашего семинара – практикума: «Играем пальчиками и развиваем речь».
Родители с детьми стоят полукругом.
– Я предлагаю вам для начала провести «Разминку».
(Родителям предлагается повторять за ведущим любимую игру детей)
– Глазки, глазки, вы проснулись? (Поглаживаем глазки)
Проснулись! (Подставляем “бинокль” из рук)
Ушки, ушки, вы проснулись? (Поглаживаем ушки)
Проснулись! (Оттопыриваем руками)
Ручки, ручки, вы проснулись? (Поглаживаем ручки)
Проснулись! (Хлопаем в ладоши)
Ножки, ножки, вы проснулись? (Поглаживаем ножки)
Проснулись! (Топаем ногами)
«Здравствуй!»
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Мы сейчас вместе с детьми поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек». Эта игра способствует развитию речи и тактильных ощущений у детей
Цель: учить правильно, узнавать и называть фрукты и овощи.
- Здравствуйте, ребятки. Посмотрите, кто это к нам в гости пришел?
- Зайка, правильно. А посмотрите, ребята, у зайки что-то принес с собой. Зайка, принес с собой чудесный мешочек.
- А давайте попросим разрешения у зайки посмотреть, что у зайки в мешочке. Зайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
Рыженькая как лисица
Но, сидит она в темнице,
Хвост над грядкой держит ловко
Называется (Морковка)
Какая морковка? (Длинная, красная)
Кладем морковь на стол.
Растут на грядке
Зелёные ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их (Огурцы)
Какой огурец? (Длинный, зеленый)
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья (Яблоко)
Яблоко, у нас какое? (Круглое, зеленое)
Вкусный, красный, но не сладкий.
Зреет на садовой грядке,
В сказках, помнишь, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)
Какой помидор? (Круглый, красный)
Дети рассматривают муляжи фруктов и овощей.
– Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко) Яблоки — это фрукт.
– Ну, что, ребятки, вам понравилось играть с зайкой?
– Давайте скажем спасибо, зайке, что пришел к нам. Попрощаемся с зайкой, скажем ему до свидания.
Сейчас я предлагаю сделать массаж рук предметами, но при этом еще нужно проговаривать стихи. Прошу всех присесть за столы.
Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие, нужно покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Игры с прищепками
Кус – кус (поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой)
Если кто – то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг – скок! Цап – царап!
Не уйдёшь от наших лап!
Игры с мячиками - ёжиками
(катаем в ладошках, используя для этого обычные мячики)
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина,
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
В пальчиковых играх используются потешки, стихи, которые вы прекрасно знаете. И сейчас мы с вами в них поиграем.
Идет коза рогатая
(Показываем рожки пальцами на голове).
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ.
(Топаем кулачками по столу вместе с ребенком).
Глазками хлоп-хлоп.
(Сжимаем и разжимаем руки у глаз).
Кто кашки не ел,
Молока не пил,
Забодаю, забодаю.
(Бодаем двумя пальцами ребенка).
Мы делили апельсин –
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один.
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа,
(Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа,
(Загибают указательный палец)
Эта долька для утят,
(Загибают средний палец)
Эта долька – для котят,
(Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(загибают мизинец)
А для волка – кожура.
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(Делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда! (Делают движения руками в стороны)
Целый день тук да тук –
Раздается звонкий стук (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).
Молоточки стучат (Стучать кулаком о кулак),
Строим домик для ребят (Пальцы соединить, показать "крышу").
Вот какой хороший дом (Сжимать-разжимать пальцы),
Как мы славно заживем (Вращать кисти рук).
А теперь предлагаю вспомнить сказку «Курочка Ряба» и рассказать ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»), Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики). Да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку») – не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку») – не разбила. Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»), хвостиком махнула (помашите указательным пальцем) – яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени). Дед плачет (закройте лицо руками), Баба плачет (закройте лицо руками). А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое.
Пальчиковые игры мы используем не только в рассказывании сказок и потешек, но и в подвижных играх. Сейчас мы с вами немного разомнемся и поиграем в подвижную игру «Зайчик». Я попрошу родителей с детьми выйти на ковер.
Зайчик серенький сидит
Вот так, вот так,
И ушами шевелит
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Зайке холодно стоять.
Скок-скок, скок-скок.
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
Вдруг пришел какой-то зверь наших заек распугал (Попросить кого-нибудь из родителей исполнить роль зверя)
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет (Ходьба вперевалку, на наружном своде стопы).
Шишки собирает, песенку поет (Наклоняемся – "подбираем с земли шишки").
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (Ударяем ладошкой по лбу).
Мишка рассердился и ногою – топ! (Топаем ногой).
Испугался и убежал. (Дети с родителями разбегаются).
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара-практикума и желаем успехов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
Развивая пальчики развиваем речь
Взаимодействие с родителями...
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Развиваем пальчики - развиваем речь!
Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....
"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...
Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".
Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....