"Метод фокальных объектов в развитии речи дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.
Его еще называют «методом случайных объектов». Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»
Педагогический час
«Метод фокальных объектов в развитии речи дошкольников»
Воспитатель
Иванова А.В.
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.
Его еще называют «методом случайных объектов». Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей. Итак, знакомимся:
МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».
Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того,
какой объект попадает в фокус нашего внимания.
МФО позволяет перенести на объект изменения свойства других объектов или явлений. Метод содействует развитию фантазии, раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления предмета, или новых точек зрения применительно к решаемой проблеме.
В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные и нестандартные решения.
Суть метода. Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Цели работы с МФО.
1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.
2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
3. Составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (полностью или частично.
4. Проанализировать художественное произведение или картину
5. Разработать новый вид программы, занятия, прогулки, подвижной игры и т.д., выбрав из найденных словосочетаний то, которое больше нравится или подходит по цели.
Педагогу рекомендуется фиксировать (быстро записывать) признаки и свойства объектов, называемые детьми. Изображения объектов, находящихся в фокусе не показываются. Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может существовать в реальной жизни; эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (изображает удивление, восторг и т.п.) цвет- в значении «белый-черный»; такие определения, как «красивый-некрасивый. При обсуждении педагог исключает типичные признаки объектов (размер- в значении «большой-маленький»; форма - в значении «круглый-квадратный). Дети старшего возраста могут использовать свойства объектов. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность
Задачи МФО. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.
Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО). Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, так и обобщение. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.
Правила работы МФО с детьми дошкольного возраста.
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, произвольно выбираем любой другой предмет (или 2-3), не имеющих отношения к изменяемому объекту.
2. Выбранным объектом могут быть: любое слово из любой книги; карточки с картинками; игрушки или яркие предметы.
3. Объект (объекты) найден. Предлагаем описать его, подбирая 5-10 определений
4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо объекту в «фокусе» придать новые качества, «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны.
Использование МФО.
Тема занятия по развитию речи: «Пересказ по картинкам и инсценировка русской народной сказки «Репка». Дети по картинкам рассказывают сюжет сказки, затем выбирают персонажей и разыгрывают сказку в ролях. Обговаривают свойства репки. Какая она, для чего нужна. Затем детям предлагается улучшить репку. Репка – фокальный объект. Предложено, назвать три любых предмета на букву Р. Например: ручка, рыба, рука или рак, рыба, ромб. Выделили по три свойства случайных объектов. В первой группе слов: ручка – пишет, разбирается, длинная; рыба – чешуйчатая, плавает, может дышать под водой; рука – теплая, может здороваться, может держать, хватать. Во второй группе слов: рак – усатый, живет под водой, есть клешни; рыба – у неё есть плавники, которые помогают плавать, она хорошо видит в воде, есть чешуя, ромб – у него есть углы, он плоский, может быть разных цветов.
Новые сочетания в первой группе слов:
-Репка – пишет, разбирается, длинная.
-Репка – чешуйчатая, плавает, дышит под водой.
-Репка – теплая, здоровается, держит, хватает.
Выбрали наиболее интересные варианты и изобрели новую репку.
Новая репка – умеет писать и пишет деду письма, когда её нужно поливать, удобрять и выдергивать; если пройдет сильный ливень, то с репкой ничего не случится, потому, что она умеет плавать и дышать под водой. Когда репка созреет и придет время её вытягивать из-под земли, она просто протянет на встречу руки и будет крепко держаться. Деду не придется звать остальную компанию.
Новые сочетания в 6 группе:
-Репка – усатая, живет под водой, есть клешни.
-Репка – с плавниками, хорошо видит в воде, чешуйчатая.
-Репка – у неё есть углы, она плоская, может быть разного цвета.
Новая репка – у неё есть усы и чешуя для красоты, а клешнями она отбивается от червяков, которые хотят её погрызть, репка не хочет, чтобы её съели и может становиться плоской и с углами, Углами и клешнями она крепко держится за землю и дед её не вытянет.
Тема занятия по рисованию «Что такое Новый год?», сначала озвучиваются случайные объекты, а затем ФО – ёлочка.
Выбираются случайные объекты: конфета, машина, сердце. Дети определяют как можно больше качеств случайных объектов, проговаривают для каких целей эти качества нужны будут ёлочке, воспитатель на своем рисунке показывает, какая у него получилась новая ёлочка и предлагает детям изобразить каждому свою новую ёлочку, со своими качествами и возможностями, и рассказать о ней. Рассказы воспитатель коротко записывает на рисунках.
«Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»
Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.
Китокниг – живет в воде, очень-очень умный, умеет читать и рассказывать интересные истории, любит тепло, питается водорослями и никогда не болеет.
Мышедом – маленький серый зверек, который никогда не выходит из дома, дом у него тоже маленький, как у черепахи, а ещё он веселый и любит дразнить котов. Для него это безопасно, потому что коты не питаются домами.
Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приёмы для развития речи дошкольников
Все игровые методы и приёмы можно использовать для разных возрастных групп,а также речевых детей и не речевых. Большую помощь этот материал окажет педогогам и родителям....
Метод моделирования как средство развития речи дошкольников.
Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания....
«Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»
Захотелось поделиться с коллегами: заинтересовалась методом фокальных объектов. Может кому то будет интересно....
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для воспитателей...
Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками.
Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками.В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. К...
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...
Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.
Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...