Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками.
консультация
Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками.
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Какие задачи ставятся при работе по МФО? 1- Познакомить детей с правилами игры “Изобретатели”. “Вооружить” детей методом творчества. 2 – Составить рассказ, сказку об объекте, используя полученные словосочетания, полностью или частично. 3 – Разработать новое занятие: его форму или содержание. 4 – Составить сценарий развлечения. 5 – Познакомить родителей воспитанников с возможностями метода.
На занятиях фантазирования дети старшего дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).
Родители воспитанников, прослушав консультацию и поиграв на занятиях в “Изобретателей”, понимают значение МФО в воспитании и развитии своих детей. А наиболее заинтересованные родители (в основном бабушки и мамы) используют игру “Изобретатели” дома. Изобретают предметы декора квартиры, придумывают конкурсы для семейных праздников.
Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, математике, развитию речи, изодеятельности и ручному труду; применять метод для составления сценариев развлечений для дошкольников.
Таким образом, не смотря на то, что метод фокальных объектов изобретен и усовершенствован в середине прошлого века, его механизмы творчества актуальны и по сей день. МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому.
Ниже приводятся конспект занятия по изобретению нового торта детьми 6-7 лет и сценарий развлечения для детей 3-4лет.
Изобретаем новый торт.
Цель: активизация творческого мышления детей.
Задачи. Формировать у детей обобщающее понятие "кондитерские изделия".
Продолжать учить детей искать противоречия в заданном объекте. Продолжать формировать навыки творческой работы. Упражнять детей в использовании МФО. Продолжать формировать умение произвольно обозначать и замещать знаками различные признаки и свойства объектов, а также умение произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Продолжать развивать умение подчинять воображение стоящей перед ребенком задаче. Развивать поэтическое чутье; умение придумывать рифмы. Учить детей использовать в речи слова “торт”, “торты”. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения. Умение выслушивать товарища, не перебивать его , не критиковать.
Методические приемы: вопросы к детям, развивающая игра “Хорошо-плохо”, метод фокальных объектов (игра “Изобретатели”), демонстрация педагогом предметных картинок, изображение детьми на доске знаково-символическими средствами признаков и свойств предметов, использование художественного слова (авторский вариант), похвала, поощрение, словесное “поглаживание”, сотворчество детей и педагога, использование ТСО.
Оборудование: доска, мел, указка; 7 предметных картинок с изображением холодильника, блокнота, кленового листа, картофеля, хомяка, яблока, бантика из набора к игре “Цвет и форма” ОАО “Радуга”; магнитофон, аудиозапись “Волшебной музыки” Вальдо де лос Риоса; листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши.
Ход занятия. На столе педагога заранее разложены изображением вниз 7 карточек. Педагог приветствует детей, они рассаживаются на стульчики.
Педагог: Мальчики и девочки, знаете ли вы, что такое кондитерские изделия? (…) Конечно, кондитерские изделия – это конфеты, шоколад, печенье, вафли, мармелад, торты. Это все то, что мы очень любим! И делают их из муки, масла, шоколада, крема, ванилина, различных добавок. Скажите, чем вам торты нравятся, а чем не нравятся? Что в них хорошего, а что плохого? (…)
Педагог обобщает ответы детей, подводит итог. Сообщает: “Сегодня на фантазировании мы играем в “Изобретателей” и попробуем изобрести новый торт, расширим ассортимент тортов, выпускаемых в нашем городе. Для этого нужно выбрать любые три карточки из лежащих на столе” (дети поочередно выбирают карточки, педагог показывает их). У нас выбраны: блокнот, холодильник и бантик. Остались: яблоко (далее дети называют изображения), хомячок, картофель, кленовый лист. Начнем с блокнота. Он какой? (маленький, бумажный, блестящий). Какое слово выберем? (блестящий). Как на доске обозначить слово “блестящий”? Какое нарисовать схематическое изображение? (1–можно нарисовать палочку, как будто это ручка, она блестящая; 2- нарисовать кружок, как значок или пуговица). Хорошо. Что же мы выберем, палочку или кружок? (палочку!).
К доске вызывается ребенок, он рисует мелом небольшую палочку, затем садится на место.
Педагог: Вспомним, какое слово обозначает палочка? (блестящий). Продолжаем играть. Блокнот – какой он еще? (с листочками, с красивой трубочкой, она загибается и держит листочки). Замечательно. Как схематически обозначить слова “с листочками”? (нарисовать листик, нарисовать лист, как будто это бумага). Что мы выберем? (листик!). Кто хочет на доске рядом с палочкой в горизонтальном ряду нарисовать листик? Хорошо, что так много желающих! (Вызывается один ребенок, он рисует листик, садится на место).
Педагог: Красивая трубочка, которая загибается и держит листочки блокнота, называется спираль. Ее я сейчас и нарисую. (Рисует) Переходим к холодильнику. Что можно о нем сказать? Какой он?. (большой, белый, урчит иногда, холодный). Педагог вместе с детьми выбирает интересные варианты: иногда урчит и холодный. Дети схематически обозначают эти слова на доске: “иногда урчит” – живот, “холодный” – снежинка. Подбираем еще одно слово. Дети предлагают “гладкий”. На доске ребенок рисует схематическое изображение слова “гладкий” – зеркало.
Затем рассматривается бант. Обговариваются его признаки и свойства. Три ребенка рисуют на доске схематические изображения. После того, как к каждому слову подберется по три определения и на доске будут нарисованы картинки-схемы, обязательно повторяем смысловое значение схематических изображений.
Педагог: Итак, (показывает указкой на палочку) палочка обозначает слово … “блестящий”, листик – …“с листочками”, спираль – …“со спиралью”. Живот обозначает слова …“иногда урчит”, снежинка – …“холодный”, зеркало – …“гладкий”. Переходим к бантику. Веревка обозначает слово …“длинный”, радуга – …“разноцветный”, заячьи ушки – …“с ушками”. Торт у нас получился: длинный, разноцветный, блестящий и гладкий, с листочками и спиралью, холодный, с ушками. А еще он урчит иногда!
А сейчас постарайтесь ответить на вопросы. Что у торта будет холодным? (…) Для чего нужна спираль? (…). Где находятся листочки и ушки из чего они сделаны? (…). Из чего сделать блестящую часть.? (…) Почему торт будет иногда урчать? (…) Во время ответов детей следить за тем, чтобы не перебивали друг друга, давали возможность высказаться, правильно использовали в речи слова “торте”, “тортом”.
Мне очень понравились ваши ответы. Они интересные, оригинальные, с юмором. Замечательно! А сейчас отдых наш – физкультминутка. Все встаем в круг. Мы любим (обхватить себя за плечи двумя руками) конфеты (руки развести в стороны), печенья пакеты (руками в воздухе “рисуем” большой квадрат), зефир (присесть, ладони вместе над головой), и мар-ме-лад ( покружиться вокруг себя), леденцы (поднять округленные руки над головой), и шо -ко-лад (покружиться вокруг себя). А еще мы любим торт, он такой – Вот! (взяться за руки, легко побегать). Повторить 2 раза.
Присаживайтесь на свои места. Попробуйте нарисовать торт, который мы с вами изобрели. Дети рисуют под “Волшебную музыку” Вальдо де лос Риоса, педагог помогает кому советом, кому – взглядом, а кому-то и нарисует часть торта. По окончании работы каждый “угощает” соседа тортом.
Педагог: Сейчас, чтобы не было нам грустно от того, что съеден торт, мы немедленно и быстро предпримем нужный ход. Я начну, вы продолжайте, рифмы быстро подбирайте. На столе стоит огромный торт, Открывай быстрее…(рот). На нем листочки мармеладные И ушки…(шоколадные). По краям извивается спираль, Куда-то мчится она…(вдаль). Торт наш длинный, разноцветный, Блестящий и… (заветный). Иногда урчит, С нами …(говорит). Что ты смотришь на меня, Не журнал ведь мод …(я)! Ложку чайную бери и поближе …(подходи)! Стул скорее подставляй И кусочек…(отрезай)! Не смотри по сторонам, А … (ням-ням, ням-ням, ням-ням)!!!
Педагог: Листочки с рисунками возьмите домой. Вдруг мамы испекут торт такой. Всем спасибо за внимание. До свидания!
Поскольку, после такого занятия у детей разыгрывается аппетит, целесообразно попросить родителей испечь дома торт, или купить его. Можно в конце занятия раздать детям конфеты.
Сценарий развлечения в Рождественские каникулы для детей 3-4 лет и их родителей “Как у нашей елочки”.
Фокальный объект: сценарий развлечения.
Выбранные слова и определения: доверие – полное, неполное, частичное; мешок – бумажный, полиэтиленовый, большой; промышленность – легкая, пищевая, развитая. Соединяем фокальный объект и полученные определения, получается следующее.
Действующие лица: ведущий, Елочка, 2-3 человека, показывающие сценку “Елочка” театра би-ба-бо.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения игр, аудиозаписи песен про елочку; ширма, куклы би-ба-бо: мышка, белка, заяц, золотая рыбка, шоколад, мишура, шары, фонарик; две веточки с прикрепленными на них колокольчиками, два стула; две еловые шишки, две “горки” полиэтиленовые (длина-1 метр, ширина-30 см.).
Подготовка детей и родителей: дома сделать шапочки (маски) и детям, и родителям по выбору: мишура, шоколад, золотая рыбка.
Оформление кабинета (зала): кабинет оформлен как лесная полянка. Возле центральной стены стоят елочки, одна из них украшена. Позади нее стоит стул, на котором до начала праздника должна сидеть героиня – Елочка. Слева от стены стоит ширма для театра би-ба-бо. Стулья для детей и родителей расставлены буквой “П”.
Ход развлечения. Звучит аудиозапись песни “В лесу родилась елочка”. Дети и родители заходят в зал, у каждого на голове шапочка или маска с изображением выбранной заранее елочной игрушки. Ведущий приветствует гостей, предлагает присесть.
Ведущий: И взрослые, и дети, все люди, на всем белом свете любят зимние праздники – Новый год и Рождество. На Руси принять украшать, наряжать зеленую, пышную, лесную красавицу – елочку. И мы сделаем это! Вот она какая! (Показывает на eлочку). Давайте вместе вспомним песни о елочке. Я начну, вы продолжайте дружно, хором подпевайте.
1) Сегодня будем веселиться, петь и танцевать.
А елочка зеленая, игрушками сверкать…
(Она стоит нарядная, и огоньки горят,
цветные колокольчики под музыку звенят).
2)Маленькой елочке холодно зимой,
из лесу елочку взяли мы домой…
(Елочка, елочка, как ты хороша!
Хорошо что елочка в гости к нам пришла.).
3)К нам пришла, пришла из леса синего
в рукавицах белых, в белом инее…
(Елочка, елочка, ты зеленый друг!
Сказочным, сказочным стало все вокруг.).
4) Во дворе, во дворе елка в серебре,
а на ней, а на ней тысяча огней…
(Здравствуй, Новый Год! Что нас скоро ждет?
Пожелай нам счастья всем на целый год.).
Ведущий: У зеленой елочки колкие иголочки, веточки душистые, мягкие, пушистые. Я веточки возьму, в колокольчики звеню. Мамы и детишки, выходите! Будем мы играть, веточки качать. (Проводится игра “Позвени колокольчиком на веточке”: участвуют 14 человек, по 7 человек в каждой команде. Команды выстраиваются. На расстоянии 3 метров ставятся два стула, на них лежат веточки. Нужно добежать до стула, покачать веточку, позвенеть в колокольчик, веточку положить и вернуться в конец команды. Игра проводится два раза с разными участниками.) Замечательно играли. Молодцы! Посмотрите на нашу елочку. Елочка – красавица всем нам очень нравится. Только вот стоит светится, мигает, а с нами не играет. Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке, заплясала бы она вместе с нами, застучала бы она каблучками. (К. Чуковский). (Гаснет свет. Высвечивается елка под “волшебную музыку”, появляется героиня – Елочка. Свет включается.)
Елочка: Здравствуйте, мои друзья, маленькие и большие! Всем вам очень рада я! Все мои подружки – праздничные елочки – украшены шарами, золотыми шишками, гирляндами, сосульками, мишурой. Видела, как вы с веточками играли, ну и шишки заскучали. Шишки елочные просят: “”Покатайте нас на горке. На горке не простой, а поли-эти-ле-но-вой!” (Вызываются две пары детей и родителей, им даются полиэтиленовые горки шириной 30 см, длиной 1,5 м и по две шишки.) Шишку нужно с горки прокатить и не уронить (Меняются 2-3 пары). Шишки замерли от счастья. Узнали, как это здорово – покататься с горки! Среди вас, друзья мои, тоже есть елочные игрушки, украшения: шоколад, мишура, даже золотые рыбки! Давайте поиграем. Ко мне бегут плитки шоколадные, сладкие, нарядные. В ряд скорей вставайте, развороты выполняйте! Под музыку красиво разворачиваемся, начинкой хвастаемся, а потом сворачиваемся. (Повторить 3-4 раза). Аплодисменты плиткам шоколада! Вкусный шоколад на стульчики присаживается. Ко мне плывут рыбки золотые, веселые, смешные. Рыбки плавают, ныряют, на удочку не попадают (дети и родители “рыбки” выполняют имитационные движения). Аплодисменты рыбкам, они к стульчикам плывут! Вот и очередь пришла – выступает мишура! За руки беритесь, змейкой становитесь. Мишура развивается, свивается, елка украшается (ходят змейкой под музыку). Очень весело и дружно играли все игрушки.
Елочка: Друзья мои, поудобнее садитесь. Я вам расскажу и покажу одну интересную историю. (Сценка театра би-ба-бо “Елка”)
Ведущий: На лесной опушке звери нарядили елочку.
Медведь: Я в бору, в бору, в бору лапой меду наберу. Наберу я меду полную колоду. Я берлогу – дыру разыщу себе в бору, буду спать, зимовать, буду лапу сосать.
Белка (мечется и кружится): Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками. Ох, орешки хороши! Ты не мешкай, поспеши.
Заяц: Я боюсь, я боюсь волка и кукушку. Я боюсь, я боюсь курицы-пеструшки. Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки. Поглядите, как дрожат ушки на макушке.
Елка: Мишка – лежебока, белка – хлопотушка, зайчишка – трусишка. Нарядили елочку и отправились спать. А ночью случилось вот что. Елочные игрушки ожили и заговорили.
Золотая рыбка: Я – рыбка золотая с блестящей чешуей. Я в глубину ныряю, всплываю над водой (Имитация движений плавания).
Шоколад: Я – любимец ребят, на спине картинки, Я – отличный шоколад с фруктовой начинкой.
Мишура: А я – мишура. Полюбуйтесь, какова! Меня любит детвора, я изящна и мила.
Шары: Мы – разноцветные шары, мы хохочем от души. Круглые и гладкие, нет, увы, не сладкие.
Фонарик: Я – фонарик, огонек, маленький, лучистый. Я горю как светлячок на ветвях пушистых.
Елочка: Друзья мои, елочные игрушки, не прячьтесь, будьте посмелей! И к ребяткам выходите поскорей. В хоровод большой вставайте, дружно песню подпевайте. (Все – и взрослые, и дети- встают в большой хоровод, исполняют песню “В лесу родилась елочка”).
Ведущий: Наш праздник веселый подходит к концу.
Елочка: Настала пора расставания.
Вместе: Давайте же скажем простые слова: “Друзья, до свидания!”.
Литература:
1) Как определить и развить способности ребенка./Под ред. В.М. Воскобойникова. – СПб.,1996.
2) Страунинг А.М. Методы активизации мышления. – Обнинск, 1996.
3) Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детских садов и родителей. – М., 1996.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками. | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками.
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Какие задачи ставятся при работе по МФО? 1- Познакомить детей с правилами игры “Изобретатели”. “Вооружить” детей методом творчества. 2 – Составить рассказ, сказку об объекте, используя полученные словосочетания, полностью или частично. 3 – Разработать новое занятие: его форму или содержание. 4 – Составить сценарий развлечения. 5 – Познакомить родителей воспитанников с возможностями метода.
На занятиях фантазирования дети старшего дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).
Родители воспитанников, прослушав консультацию и поиграв на занятиях в “Изобретателей”, понимают значение МФО в воспитании и развитии своих детей. А наиболее заинтересованные родители (в основном бабушки и мамы) используют игру “Изобретатели” дома. Изобретают предметы декора квартиры, придумывают конкурсы для семейных праздников.
Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, математике, развитию речи, изодеятельности и ручному труду; применять метод для составления сценариев развлечений для дошкольников.
Таким образом, не смотря на то, что метод фокальных объектов изобретен и усовершенствован в середине прошлого века, его механизмы творчества актуальны и по сей день. МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому.
Ниже приводятся конспект занятия по изобретению нового торта детьми 6-7 лет и сценарий развлечения для детей 3-4лет.
Изобретаем новый торт.
Цель: активизация творческого мышления детей.
Задачи. Формировать у детей обобщающее понятие "кондитерские изделия".
Продолжать учить детей искать противоречия в заданном объекте. Продолжать формировать навыки творческой работы. Упражнять детей в использовании МФО. Продолжать формировать умение произвольно обозначать и замещать знаками различные признаки и свойства объектов, а также умение произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Продолжать развивать умение подчинять воображение стоящей перед ребенком задаче. Развивать поэтическое чутье; умение придумывать рифмы. Учить детей использовать в речи слова “торт”, “торты”. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения. Умение выслушивать товарища, не перебивать его , не критиковать.
Методические приемы: вопросы к детям, развивающая игра “Хорошо-плохо”, метод фокальных объектов (игра “Изобретатели”), демонстрация педагогом предметных картинок, изображение детьми на доске знаково-символическими средствами признаков и свойств предметов, использование художественного слова (авторский вариант), похвала, поощрение, словесное “поглаживание”, сотворчество детей и педагога, использование ТСО.
Оборудование: доска, мел, указка; 7 предметных картинок с изображением холодильника, блокнота, кленового листа, картофеля, хомяка, яблока, бантика из набора к игре “Цвет и форма” ОАО “Радуга”; магнитофон, аудиозапись “Волшебной музыки” Вальдо де лос Риоса; листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши.
Ход занятия. На столе педагога заранее разложены изображением вниз 7 карточек. Педагог приветствует детей, они рассаживаются на стульчики.
Педагог: Мальчики и девочки, знаете ли вы, что такое кондитерские изделия? (…) Конечно, кондитерские изделия – это конфеты, шоколад, печенье, вафли, мармелад, торты. Это все то, что мы очень любим! И делают их из муки, масла, шоколада, крема, ванилина, различных добавок. Скажите, чем вам торты нравятся, а чем не нравятся? Что в них хорошего, а что плохого? (…)
Педагог обобщает ответы детей, подводит итог. Сообщает: “Сегодня на фантазировании мы играем в “Изобретателей” и попробуем изобрести новый торт, расширим ассортимент тортов, выпускаемых в нашем городе. Для этого нужно выбрать любые три карточки из лежащих на столе” (дети поочередно выбирают карточки, педагог показывает их). У нас выбраны: блокнот, холодильник и бантик. Остались: яблоко (далее дети называют изображения), хомячок, картофель, кленовый лист. Начнем с блокнота. Он какой? (маленький, бумажный, блестящий). Какое слово выберем? (блестящий). Как на доске обозначить слово “блестящий”? Какое нарисовать схематическое изображение? (1–можно нарисовать палочку, как будто это ручка, она блестящая; 2- нарисовать кружок, как значок или пуговица). Хорошо. Что же мы выберем, палочку или кружок? (палочку!).
К доске вызывается ребенок, он рисует мелом небольшую палочку, затем садится на место.
Педагог: Вспомним, какое слово обозначает палочка? (блестящий). Продолжаем играть. Блокнот – какой он еще? (с листочками, с красивой трубочкой, она загибается и держит листочки). Замечательно. Как схематически обозначить слова “с листочками”? (нарисовать листик, нарисовать лист, как будто это бумага). Что мы выберем? (листик!). Кто хочет на доске рядом с палочкой в горизонтальном ряду нарисовать листик? Хорошо, что так много желающих! (Вызывается один ребенок, он рисует листик, садится на место).
Педагог: Красивая трубочка, которая загибается и держит листочки блокнота, называется спираль. Ее я сейчас и нарисую. (Рисует) Переходим к холодильнику. Что можно о нем сказать? Какой он?. (большой, белый, урчит иногда, холодный). Педагог вместе с детьми выбирает интересные варианты: иногда урчит и холодный. Дети схематически обозначают эти слова на доске: “иногда урчит” – живот, “холодный” – снежинка. Подбираем еще одно слово. Дети предлагают “гладкий”. На доске ребенок рисует схематическое изображение слова “гладкий” – зеркало.
Затем рассматривается бант. Обговариваются его признаки и свойства. Три ребенка рисуют на доске схематические изображения. После того, как к каждому слову подберется по три определения и на доске будут нарисованы картинки-схемы, обязательно повторяем смысловое значение схематических изображений.
Педагог: Итак, (показывает указкой на палочку) палочка обозначает слово … “блестящий”, листик – …“с листочками”, спираль – …“со спиралью”. Живот обозначает слова …“иногда урчит”, снежинка – …“холодный”, зеркало – …“гладкий”. Переходим к бантику. Веревка обозначает слово …“длинный”, радуга – …“разноцветный”, заячьи ушки – …“с ушками”. Торт у нас получился: длинный, разноцветный, блестящий и гладкий, с листочками и спиралью, холодный, с ушками. А еще он урчит иногда!
А сейчас постарайтесь ответить на вопросы. Что у торта будет холодным? (…) Для чего нужна спираль? (…). Где находятся листочки и ушки из чего они сделаны? (…). Из чего сделать блестящую часть.? (…) Почему торт будет иногда урчать? (…) Во время ответов детей следить за тем, чтобы не перебивали друг друга, давали возможность высказаться, правильно использовали в речи слова “торте”, “тортом”.
Мне очень понравились ваши ответы. Они интересные, оригинальные, с юмором. Замечательно! А сейчас отдых наш – физкультминутка. Все встаем в круг. Мы любим (обхватить себя за плечи двумя руками) конфеты (руки развести в стороны), печенья пакеты (руками в воздухе “рисуем” большой квадрат), зефир (присесть, ладони вместе над головой), и мар-ме-лад ( покружиться вокруг себя), леденцы (поднять округленные руки над головой), и шо -ко-лад (покружиться вокруг себя). А еще мы любим торт, он такой – Вот! (взяться за руки, легко побегать). Повторить 2 раза.
Присаживайтесь на свои места. Попробуйте нарисовать торт, который мы с вами изобрели. Дети рисуют под “Волшебную музыку” Вальдо де лос Риоса, педагог помогает кому советом, кому – взглядом, а кому-то и нарисует часть торта. По окончании работы каждый “угощает” соседа тортом.
Педагог: Сейчас, чтобы не было нам грустно от того, что съеден торт, мы немедленно и быстро предпримем нужный ход. Я начну, вы продолжайте, рифмы быстро подбирайте. На столе стоит огромный торт, Открывай быстрее…(рот). На нем листочки мармеладные И ушки…(шоколадные). По краям извивается спираль, Куда-то мчится она…(вдаль). Торт наш длинный, разноцветный, Блестящий и… (заветный). Иногда урчит, С нами …(говорит). Что ты смотришь на меня, Не журнал ведь мод …(я)! Ложку чайную бери и поближе …(подходи)! Стул скорее подставляй И кусочек…(отрезай)! Не смотри по сторонам, А … (ням-ням, ням-ням, ням-ням)!!!
Педагог: Листочки с рисунками возьмите домой. Вдруг мамы испекут торт такой. Всем спасибо за внимание. До свидания!
Поскольку, после такого занятия у детей разыгрывается аппетит, целесообразно попросить родителей испечь дома торт, или купить его. Можно в конце занятия раздать детям конфеты.
Сценарий развлечения в Рождественские каникулы для детей 3-4 лет и их родителей “Как у нашей елочки”.
Фокальный объект: сценарий развлечения.
Выбранные слова и определения: доверие – полное, неполное, частичное; мешок – бумажный, полиэтиленовый, большой; промышленность – легкая, пищевая, развитая. Соединяем фокальный объект и полученные определения, получается следующее.
Действующие лица: ведущий, Елочка, 2-3 человека, показывающие сценку “Елочка” театра би-ба-бо.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения игр, аудиозаписи песен про елочку; ширма, куклы би-ба-бо: мышка, белка, заяц, золотая рыбка, шоколад, мишура, шары, фонарик; две веточки с прикрепленными на них колокольчиками, два стула; две еловые шишки, две “горки” полиэтиленовые (длина-1 метр, ширина-30 см.).
Подготовка детей и родителей: дома сделать шапочки (маски) и детям, и родителям по выбору: мишура, шоколад, золотая рыбка.
Оформление кабинета (зала): кабинет оформлен как лесная полянка. Возле центральной стены стоят елочки, одна из них украшена. Позади нее стоит стул, на котором до начала праздника должна сидеть героиня – Елочка. Слева от стены стоит ширма для театра би-ба-бо. Стулья для детей и родителей расставлены буквой “П”.
Ход развлечения. Звучит аудиозапись песни “В лесу родилась елочка”. Дети и родители заходят в зал, у каждого на голове шапочка или маска с изображением выбранной заранее елочной игрушки. Ведущий приветствует гостей, предлагает присесть.
Ведущий: И взрослые, и дети, все люди, на всем белом свете любят зимние праздники – Новый год и Рождество. На Руси принять украшать, наряжать зеленую, пышную, лесную красавицу – елочку. И мы сделаем это! Вот она какая! (Показывает на eлочку). Давайте вместе вспомним песни о елочке. Я начну, вы продолжайте дружно, хором подпевайте.
1) Сегодня будем веселиться, петь и танцевать.
А елочка зеленая, игрушками сверкать…
(Она стоит нарядная, и огоньки горят,
цветные колокольчики под музыку звенят).
2)Маленькой елочке холодно зимой,
из лесу елочку взяли мы домой…
(Елочка, елочка, как ты хороша!
Хорошо что елочка в гости к нам пришла.).
3)К нам пришла, пришла из леса синего
в рукавицах белых, в белом инее…
(Елочка, елочка, ты зеленый друг!
Сказочным, сказочным стало все вокруг.).
4) Во дворе, во дворе елка в серебре,
а на ней, а на ней тысяча огней…
(Здравствуй, Новый Год! Что нас скоро ждет?
Пожелай нам счастья всем на целый год.).
Ведущий: У зеленой елочки колкие иголочки, веточки душистые, мягкие, пушистые. Я веточки возьму, в колокольчики звеню. Мамы и детишки, выходите! Будем мы играть, веточки качать. (Проводится игра “Позвени колокольчиком на веточке”: участвуют 14 человек, по 7 человек в каждой команде. Команды выстраиваются. На расстоянии 3 метров ставятся два стула, на них лежат веточки. Нужно добежать до стула, покачать веточку, позвенеть в колокольчик, веточку положить и вернуться в конец команды. Игра проводится два раза с разными участниками.) Замечательно играли. Молодцы! Посмотрите на нашу елочку. Елочка – красавица всем нам очень нравится. Только вот стоит светится, мигает, а с нами не играет. Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке, заплясала бы она вместе с нами, застучала бы она каблучками. (К. Чуковский). (Гаснет свет. Высвечивается елка под “волшебную музыку”, появляется героиня – Елочка. Свет включается.)
Елочка: Здравствуйте, мои друзья, маленькие и большие! Всем вам очень рада я! Все мои подружки – праздничные елочки – украшены шарами, золотыми шишками, гирляндами, сосульками, мишурой. Видела, как вы с веточками играли, ну и шишки заскучали. Шишки елочные просят: “”Покатайте нас на горке. На горке не простой, а поли-эти-ле-но-вой!” (Вызываются две пары детей и родителей, им даются полиэтиленовые горки шириной 30 см, длиной 1,5 м и по две шишки.) Шишку нужно с горки прокатить и не уронить (Меняются 2-3 пары). Шишки замерли от счастья. Узнали, как это здорово – покататься с горки! Среди вас, друзья мои, тоже есть елочные игрушки, украшения: шоколад, мишура, даже золотые рыбки! Давайте поиграем. Ко мне бегут плитки шоколадные, сладкие, нарядные. В ряд скорей вставайте, развороты выполняйте! Под музыку красиво разворачиваемся, начинкой хвастаемся, а потом сворачиваемся. (Повторить 3-4 раза). Аплодисменты плиткам шоколада! Вкусный шоколад на стульчики присаживается. Ко мне плывут рыбки золотые, веселые, смешные. Рыбки плавают, ныряют, на удочку не попадают (дети и родители “рыбки” выполняют имитационные движения). Аплодисменты рыбкам, они к стульчикам плывут! Вот и очередь пришла – выступает мишура! За руки беритесь, змейкой становитесь. Мишура развивается, свивается, елка украшается (ходят змейкой под музыку). Очень весело и дружно играли все игрушки.
Елочка: Друзья мои, поудобнее садитесь. Я вам расскажу и покажу одну интересную историю. (Сценка театра би-ба-бо “Елка”)
Ведущий: На лесной опушке звери нарядили елочку.
Медведь: Я в бору, в бору, в бору лапой меду наберу. Наберу я меду полную колоду. Я берлогу – дыру разыщу себе в бору, буду спать, зимовать, буду лапу сосать.
Белка (мечется и кружится): Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками. Ох, орешки хороши! Ты не мешкай, поспеши.
Заяц: Я боюсь, я боюсь волка и кукушку. Я боюсь, я боюсь курицы-пеструшки. Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки. Поглядите, как дрожат ушки на макушке.
Елка: Мишка – лежебока, белка – хлопотушка, зайчишка – трусишка. Нарядили елочку и отправились спать. А ночью случилось вот что. Елочные игрушки ожили и заговорили.
Золотая рыбка: Я – рыбка золотая с блестящей чешуей. Я в глубину ныряю, всплываю над водой (Имитация движений плавания).
Шоколад: Я – любимец ребят, на спине картинки, Я – отличный шоколад с фруктовой начинкой.
Мишура: А я – мишура. Полюбуйтесь, какова! Меня любит детвора, я изящна и мила.
Шары: Мы – разноцветные шары, мы хохочем от души. Круглые и гладкие, нет, увы, не сладкие.
Фонарик: Я – фонарик, огонек, маленький, лучистый. Я горю как светлячок на ветвях пушистых.
Елочка: Друзья мои, елочные игрушки, не прячьтесь, будьте посмелей! И к ребяткам выходите поскорей. В хоровод большой вставайте, дружно песню подпевайте. (Все – и взрослые, и дети- встают в большой хоровод, исполняют песню “В лесу родилась елочка”).
Ведущий: Наш праздник веселый подходит к концу.
Елочка: Настала пора расставания.
Вместе: Давайте же скажем простые слова: “Друзья, до свидания!”.
Литература:
1) Как определить и развить способности ребенка./Под ред. В.М. Воскобойникова. – СПб.,1996.
2) Страунинг А.М. Методы активизации мышления. – Обнинск, 1996.
3) Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детских садов и родителей. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в материале представлены примеры использования методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)
МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...
Выступление из опыта работы Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ в проекте "На истоках сказки"
Проектная деятельность в старшей комбинированной группе...
2017 год-Мастер-класс "Метод фокальных объектов при работе с детьми ОВЗ"
Мастер-класс "Метод фокальных объектов при работе с детьми ОВЗ"...
"Метод фокальных объектов в развитии речи дошкольников"
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.Его еще называют...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ. Тема: «Хвойный лес».
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ. Тема: «Хвойный лес»....
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.
Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?" Игры предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...