Логопедические игры - задания для автоматизации и дифференциации звуков ("Ступеньки") (14.03.2019г.)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Хомутская Елена Николаевна

Пособие «Ступеньки» предназначено для автоматизации и дифференциации звуков у детей, имеющих нарушения звукопроизношения стойкого характера. Работа с пособием позволяет сохранить у ребенка интерес к заданиям и обеспечивать должную мотивацию к деятельности по формированию звукопроизношения. Каждое задание содержит интересную для ребенка сверхзадачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ступеньки

Логопедические игры- задания для автоматизации и дифференциации звуков

Составитель: Хомутская Е.Н. учитель- логопед
Участники проекта: дети, педагоги
Срок реализации проекта: февраль- май 2017г.

Цель: логопедические игры- задания направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Вид проекта: комплексный

По продолжительности - долгосрочный: 3 месяца

Пояснительная записка

По данным авторитетных исследователей детской речи среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). В исследованиях, посвященных проблемам речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными и имеют стойкий характер (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф Соботович).

Практикующим логопедам известно, насколько сложна работа по коррекции звукопроизношения с такими детьми. Зачастую на автоматизацию одного и того же звука в слогах, словах и предложениях уходят месяцы. При этом возникает необходимость отрабатывать произношение одного и того же звука, слога, слова, предложения многократно. В таких случаях важно сохранить интерес ребенка к речевым упражнениям. Задания,предлагаемые в многочисленных пособиях по коррекции звукопроизношения содержат обособленные друг от друга картинки, не связанные игровой ситуацией. Поэтому ребенок к таким заданиям быстро теряет интерес.

Пособие «Ступеньки» предназначено для автоматизации и дифференциации звуков у детей, имеющих нарушения звукопроизношения стойкого характера. Работа с пособием позволяет сохранить у ребенка интерес к заданиям и обеспечивать должную мотивацию к деятельности по формированию звукопроизношения. Каждое задание содержит интересную для ребенка сверхзадачу. Например, если ребенку нужно произносить слова с определенным звуком, то сверхзадача преподносится так: «пройди лабиринт», «помоги мышонку», «поднимись на лифте». Это позволяет отрабатывать произношение одного и того же звука, слога, слова, предложения несколько раз, не вызывая у детей пресыщения. Пособие не содержит текстового материала, отвлекающего внимание ребенка от картинок и игр. Каждая игра- задание «запрограммирована» на выполнение определенного количества речевых заданий, тем самым обеспечивая самостоятельность детей при их выполнении. Материал пособия предпологает последовательную работу над речевым материалом: от звука к слогу, от слога к слогу, от слова к словосочетанию и предложению.

 Пособие «Ступеньки» поможет логопедам в игровой форме:

  • Закрепить физиологический образ поставленных звуков.
  • Упражнять детей в изолированном произнесении звуков.
  • Тренировать в определении позиции звуков в слове.
  • Закрепить представления детей о твердых, мягких, звонких и глухих фонемах.
  • Автоматизировать звуки на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений.
  • Тренировать навыки дифференциации фонем, сходных по акустическим признакам.
  • Активизировать словарь детей.
  • Работать над увеличением объёма предложения.

Закрепление акустико-артикуляционного образа звука.

Работа с пособием начинается с опосредованного закрепления акустико- артикуляционного образа звука. Посмотрев на картинку, ребенок должен вспомнить и объяснить, как расположены губы, зубы, язык при произношении автоматизируемого звука и оценить его акустические свойства(звонкость- глухость, твердость-мягкость).

Автоматизация навыков правильного произношения изолированных звуков.

Для автоматизации изолированных звуков предназначены игры «Моряк», «Путешествие», «Лабиринт», «Капельки». Закрепляя правильное произнесение звуков, ребенок «помогает» машине проехать к дому (заводит мотор {p-p-p}, шуршит шинами {ш-ш-ш}, едет по сухим листьям {с-с-с}). Игра «Капельки» предназначена для закрепления короткого и длительного произнесения звука.

Определение позиции звука в слове.

Игры «Кит», «Гусеница», «Приключение» тренируют ребенка в определении позиции автоматизируемого звука в слове.

Возможны варианты выполнения заданий:

1. логопед произносит слово, ребенок перемещает фишку в соответствии с позицией нужного звука.

2. Логопед перемещает фишку, ребенок подбирает слово в соответствии с указанной схемой.

Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Игры «Лесная полянка», «Лифт», «Столбики», «Индюки» позволяют автоматизировать звуки в слогах, словосочетаниях и предложениях. Игра «Столбики» может быть использована для увеличения объема предложения за счет распространения его второстепенными членами. Варианты заданий приводятся ниже. Они могут быть применимы к каждой игре из данного раздела.

«Индюки» : Чтобы накормить голодных индюков, нужно произнести слог (слово, словосочетание, предложение) столько раз, сколько птиц на картинке.

«Лифт»: Чтобы подняться на лифте, нужно назвать слова с заданным звуком в начале слова, а чтобы спуститься- назвать слова, содержащие заданный звук в конце слова.

«Лесная полянка»: Чтобы собрать грибы на поляне, нужно повторить за логопедом цепочку слогов (слов). Количество слов соответствует количеству грибов под елочкой.

«Столбики»: Чтобы помочь медвежонку добраться до меда, нужно составить предложения с заданным словом сначала из двух, трех и так далее слов. Количество слов в предложении соответсвует количеству прямоугольников в столбике:

Маша.
Маша ест.
Маша ест кашу.
Маша ест вкусную кашу.
Маша ест вкусную кашу ложкой.
Маша ест вкусную кашу большой ложкой.

Дифференциация звуков на материале звуков, слогов, слов и словосочетаний

Игры «Ёлка», «Зима-лето», «Помоги ослику», «Телепузики», «Бельчата» служат для дифференциации звуков, сходных по акустическим признакам. С помощью игры «Помоги ослику» дети дифференцируют звонкие и глухие звуки. По пути к чертополоху ослик «прыгает» то на камни (ребенок произносит слог или слово со звонким звуком), то на траву (произносим слоги, слова, словосочетания с глухими звуками). Задания в играх «Ёлка», «Зима-лето», «Телепузики», «Бельчата» основаны на противопоставлении двух картинок: тёмная и светлая упаковка подарков на елке, телепузики Ляля и По, бельчонок, прыгающий вверх и вниз, изображения символов зимы и лета. С опорой на них ребенку предлагается называть звуки, слоги, слова, словосочетания, содержащие оппозиционные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

Чистоговорки, игры, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Чистоговорки, игры, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков....

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков

1.      Слоги: сы-сы, сы-су-со, са-со-сы-су.2.      Слова: сыр, сытно, сырой, сырок, сыч, сын, сыпать, сытый, сыворотка, сырник, засыпал.3....

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков....

Картотека заданий по автоматизации и дифференциации звуков

Картотека заданий по автоматизации и дифференциации звуков...

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков

Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп...