Конспект НОД по развитию речи в младшей группе детского сада по теме "Путешествие по сказке "Репка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Никифорова Тамара Васильевна

Разработка занятия по мотивам русской народной сказки "Репка" с элементами театрализованной деятельности и использованием информационно компьютерных технологий (сенсорный компьютерный стол).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал ООО «Газпром добыча Уренгой»

Управление дошкольных подразделений

Детский сад "Росинка"

Конспект

непрерывно образовательной деятельности

с детьми младшего дошкольного возраста

по развитию речи

на тему: "Игра-путешествие по сказке "Репка"

с элементами театрализованной деятельности

Никифорова Тамара Васильевна

воспитатель  

г. Новый Уренгой

2019 год

Цель:  развитие связной диалогической и монологической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.
  2. Совершенствовать умение составлять предложения по картинкам.
  3. Развивать просодическую сторону речи, побуждая детей  использовать разные средства выразительности (в том числе и неречевые): тембр, интонации, мимику и пластику тела.
  4. Воспитывать культуру речевого общения - совершенствовать умение формулировать просьбы.
  5. Воспитывать сострадание, желание придти на помощь.

Образовательные области:

приоритетная

  • речевое развитие;

в интеграции

  • познавательное развитие,
  • социально-коммуникативное развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Планируемые результаты:

  • ребенок  активно участвует во всех видах деятельности на занятии;
  • использует доступные ему по возрасту формы диалогической и монологической речи;
  • подбирает слова, противоположные по смыслу;
  • умеет составить предложение с определением и/или дополнением;
  • свободно движется под музыку, движениями передавая ее эмоциональную окраску;
  • понимает и может сам показать эмоциональное состояние человека (испуг, радость);
  • сострадает и испытывает желание помочь ближнему.

Виды детской деятельности:

игровая

  • речевые игры (слова-перевертыши, составь предложение);
  • импровизационная игра (экспрессивный этюд);

познавательно-исследовательская 

  • моделирование (составление модели будущего рассказа в виде мыслительной карты, развертывание модели в готовую сказку);

коммуникативная

  • внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым;
  • ситуативно-деловая форма общения со сверстниками;

музыкальная и двигательная

  • физминутка с элементами пластического интонирования под музыку.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

наглядные

  • демонстрация (показ отрывка сказки, показ иллюстраций для составления фраз);
  • наблюдение (просмотр импровизаций сверстников);

практические

  • игра (речевые игры: "Слова-перевертыши", "Составь фразу"; экспрессивный этюд, игра-диалог "Кошки-Мышки");

словесные

  • беседа (игра-диалог "Кошки-Мышки").

Предварительная работа:

  • чтение сказки "Репка", разыгрывание ее по ролям;
  • подготовка видео-инсценировки отрывка из сказки "Репка".

Словарная работа:

пополнение активного словаря

  • слова и выражения для оформления вежливой просьбы: прошу вас, пожалуйста, разрешите.

Материалы и оборудование:

оборудование

  • ноутбук, видеопроектор и доска, сенсорный компьютерный стол;
  • имитация реки из ткани, доска-мостик.

демонстрационные материалы

  • видеозапись фрагмента сказки "Репка";
  • картинки для составления предложений  (собака бегает по лужайке; собака играет с мячом; собака пьет воду; собака спит);
  • музыкальное сопровождение для физминутки.

раздаточные материалы

  • мягкая игрушка Кошка;
  • лепестки с изображениями героев сказки;
  • маски для игры-драматизации.

План непрерывно образовательной деятельности

I.  

Педагог  приглашает детей в группу. Предлагает поздороваться с гостями. Подводит  детей к экрану.

Педагог: 

 Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из детского сада "Росинка". Наши ребята попросили передать вам небольшой подарок. Посмотрим, что в этом конверте?

Дети: 

 Да!

Педагог (открывает конверт и демонстрирует детям компакт-диск):

 Интересно, что на этом диске?  "вставляет" диск в ноутбук, и сразу начинается трансляция видео.

Дети вместе с педагогом смотрят сказку "Репка". Сказка начинается привычно, но потом Бабушка и Дедушка понимают, что остались без помощников - никого не могут найти.

Педагог:

 Ребята, вы узнали, что это за сказка?

Дети: 

 Это сказка "Репка"!

Педагог:

 Да, похоже, что это именно эта сказка, но что-то в ней неправильно. Что же случилось?

Дети:

 У бабушки и дедушки нет помощников, некому тянуть репку.

Педагог:

 Что же делать? Как помочь Бабушке и Дедушке?

Дети обсуждают и предлагают свои варианты.

Педагог подводит детей к тому, что они могут найти всех героев сказки и помочь Бабушке и Дедушке:

 Вы хотите отправиться на поиски? Садитесь в поезд и повторяйте за мной: ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ!

Поезд мчится и грохочет

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Машинист вовсю хлопочет

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Поезд мчится под горой

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Вагоны тянет за собой

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Поезд мчится вдоль полей

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Вези нас в сказку поскорей!

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

II.

Педагог:

 Дорогу нам перегородила широкая река. Чтобы через нее перебраться, нужно подобрать правильные слова:

  • репка сладкая, а лук ... горький;
  • будка низкая, а дом ...высокий;
  • кошка большая, а мышка ... маленькая;
  • трава мягкая, а камень ...твердый;
  • днем светло, а ночью ...темно;
  • летом тепло, а зимой ...холодно;
  • река широкая, а ручей ...узкий;

Педагог:

 Вот мы и попали в сказку. Кого первого позвали Дедушка и Бабушка на помощь? - Внучку! - Давайте и мы ее позовем.

Дети зовут Внучку. На мониторе появляется девочка.

Внучка:

 Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы ищете помощников для Бабушки и Дедушки! Я сама тороплюсь к ним на помощь, но и вам помогу! Отгадайте мою загадку:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом и виляет мне хвостом.

Дети:

 Собака (Жучка)! - на экране появляется Жучка.

Педагог:

 Жучка была занята. Интересно, чем она могла заниматься?.. Давайте посмотрим! - обращает внимание детей на экран.

Дети по сюжетным картинкам презентации самостоятельно (при поддержке педагога) составляют предложения:

 Жучка весело бегает по полю. Жучка играет с оранжевым мячом. Жучка пьет (лакает) воду. Жучка крепко спит на коврике.

Педагог:

 Ребята, позовите Жучку, объясните, что дедушке и бабушке нужна ее помощь!

Дети: 

 Жучка, иди к бабушке и дедушке. Им надо помочь вытащить репку. Они старенькие и сами не справятся.

Жучка (в записи):

 Я обязательно помогу бабушке и дедушке! До свидания, ребята!

Педагог:

 Ой, ребята, кто это так поет?

Дети:

 Кошка!

Педагог:

 Да вот же она!   показывает детям игрушку-кошку. Дальше педагог говорит голосом Кошки:

 Чтобы я помогла вашей сказке - выходите со мной поиграть и потанцевать!

Дети выходят на свободный участок группы и под музыку повторяют, а затем (при желании и по возможности)  импровизируют движения кошки.

Педагог:

 Ребята, а мы нашли всех помощников?

Дети:

 Нет, еще надо позвать Мышку!

Педагог:

 Она не хочет выходить, она поссорилась с Кошкой. Что же нам делать?

Дети:

- Надо их помирить!

Педагог:

 Давайте поиграем в Кошки-Мышки. Только теперь Кошка будет уговаривать Мышку вместе пойти к дедушке и бабушке на помощь. Какие слова будет говорить Кошка, каким голосом, как она будет двигаться?

Дети показывают манящие движения, подбирают слова и выражения:

 Ласковые, добрые, вежливые. "Мышечка", "Пожалуйста", "будь добра".

Педагог:

 А как будет вести себя мышка?

Дети показывают движения - Мышка сначала испуганна, недоверчива, потом улыбается и берет Кошку за руку.

 Педагог:

 Найдите себе пару, один из вас будет мышкой, а второй - кошкой. Кто хочет первым поиграть в Кошки-Мышки?

Первая пара при помощи педагога разыгрывает мини-сценку. Затем по очереди выходят следующие пары.

Педагог:

 Ну, вот мы и нашли всех героев сказки! Пора идти на помощь к бабушке и дедушке! Выбирайте, каким сказочным героем вы будете, и начинаем показывать сказку!

Педагог протягивает детям лепестки, на которых нарисованы герои сказки. Дети выбирают себе героя, педагог помогает надеть маску.

Начинается игра-драматизация - показ сказки.

III.

Педагог:

 Вот и закончилась наша сказка. Пора нам возвращаться в группу. Вокруг себя ты повернись - и снова в группе окажись! Ребята, давайте вместе вспомним,  что происходило сегодня на занятии.

Какой подарок передали вам ребята из "Росинки"?

Кому и как надо было помочь?

Как мы преодолели бурную речку?

Почему Жучка не услышала, как ее зовут на помощь?

Как разговаривала Кошка с Мышкой, о чем она ее просила?

Мы справились со всеми заданиями?

Да, вы - большие молодцы! У меня есть для вас небольшой сюрприз: это раскраски с героями сказки "Репка" и компьютерная игра. Раскраски вы заберете с собой в группу, а сейчас вы можете поиграть на сенсорном столе  - подберите картинки правильно, чтобы получилась правильная сказка.

Дети подбирают картинки, расставляют их в правильном порядке, параллельно рассказывая сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе детского сада.

Рассказывание сказки "Курочка ряба" и игра в кошки мышки...

Конспект занятия НОД Развитие речи в младшей группе детского сада. Тема: «Драматизация сказки Заюшкина избушка».

Конспект занятия НОД Развитие речи в младшей группе детского сада.Тема: «Драматизация сказки Заюшкина избушка»....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе детского сада на тему «Обувь»

Цель: Расширить знания детей и обогатить словарь по теме «Обувь»....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе детского сада на тему «Обувь»

Аннотация: Данная разработка будет интересна воспитателям младших групп для проведения НОД по развитию речи по лексической теме «Обувь»...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе детского сада на тему «Обувь»

Материал будет полезен для воспитателей младших групп,к конспекту прилагаю приложение с играми для закрпеления материала.Составила воспитатель:Сальникова.Д.В...

"У меня есть папа" конспект НОД по развитию речи в младшей группе детского сада.

Конспект занятия по разучиванию стихотворения Т. Боковой "У меня есть папа" в младшей группе....