Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие речи.
Закрепить знания детей о русских народных сказках (причины возникновения, структура сказки, её своеобразие.
Знать назначения предметов быта русского народа (сундук, чугунок, палати, печь, ухват, светцы).
Развивать творческое и логическое мышление через сочинительство, игровое упражнение.
Создать радостное настроение от совместного общения, желание принимать участие в играх, выполнять коллективно задания обучающего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Занятие по развитию познавательных способностей и речи (по типу «Радость»).
Тема: «В гостях у сказки».
Автор- разработчик: Корытко Людмила Иосифовна, воспитатель ГБДОУ №88
Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Цель: Создать радостное настроение от совместного общения, желание принимать участие в играх, выполнять коллективно задания обучающего характера.
1. Познавательные задачи: -Закрепить знания детей о русских народных сказках (причины возникновения, структура сказки, её своеобразие.
- Знать назначения предметов быта русского народа (сундук, чугунок, палати, печь, ухват, светцы).
- Развивать творческое и логическое мышление через сочинительство, игровое упражнение.
2. Речевые задачи:- Упражнять детей в интонационной выразительности через театрализацию отрывков из русских народных сказок, диалогов.
- Отрабатывать дикцию – внятно и четко произносит все слова и звуки.
Грамматический строй речи: Упражнять детей в умении правильно строить предложения, согласовывая существительные с прилагательными, глаголами в роде, числе, падеже.
Формирование словаря: Активизировать словарь за счет прилагательных через хороводную игру «Мама», слов, обозначающих предметы быта русского народа, названий русских народных сказок.
Связная речь: - продолжать учить детей самостоятельно, последовательно передавать содержание хорошо знакомых литературных текстов.
- Совершенствовать навыки диалогической речи через беседы-диалоги, театрализацию отрывков русских народных сказок.
- Упражнять детей в доказательной речи через приёмы ТРИЗ : (определение героев сказки по предметам сказки, по набору слов, по первым слогам начала сказки, создание образов сказки с помощью модели-схемы, модели- рисунка, через толкование пословиц, отгадывание загадок).
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру речевого общения (умение слушать товарища, не перебивать его, дополнять ответ).
2. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Желание проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.
Предварительная работа:
- Чтение, рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций.
- Сочинение сказок, работа над сказкой.
- Драматизация сказок, диалогов. Работа над мимикой, движением, голосом.
- Словесные игры: «Придумай сказку по-новому». «Доскажи сказку».
Материал к занятию:
Волшебный цветок, атрибуты по сказкам, сказочное лото, схемы-загадки, шапочки для инсценировки сказок, плоскостной домик, куклы би-ба-бо для драматизации сказки «Гуси-Лебеди», театр ложек, модель печки, чугунок, ухват, костюм Василисы Премудрой, музыкальное оформление.
Ход занятия:
- Дети входят в музыкальный зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: - « Сегодня я хочу предложить вам, ребята, отправиться в гости к сказке. Хотите?»
Дети: -Да, хотим!
Воспитатель: - «Предлагаю послушать куплет из песни «Сказка приходи». (Беседа по содержанию песни).
Дети: (В этой песне говорится о сказках, чудесах, которые творят волшебники. Сказки таятся от нашего взора, но живут рядом с нами).
Воспитатель: «Я очень люблю сказки! Ребята, когда я была маленькая девочка, я очень любила слушать музыку и представлять разные сказки, перед глазами видела разных героев. «Сказки со мною повсюду!
Я их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы
Вмиг Сивка- Бурка приснится!»
- Что может помочь попасть в сказку?
(Ответы детей). – Волшебное колечко, яблочко, клубок, волшебные слова…
Воспитатель: Ребята, а музыка может помочь войти в сказку, приблизиться к ней?
Дети: - Да!
Воспитатель: «Предлагаю вам, ребята, прислушаться к волшебным звукам музыки и «увидеть» свою сказку. Нужно присесть, закрыть глаза и не открывать их до окончания музыки.
(Звучит муз. отрывок) Воспитатель (превращается) переодевается в костюм Василисы Премудрой.
(Включить подсветку.) По окончании музыки дети встают , открывают глаза.
Воспитатель: « Ребята, вот мы и попали в сказку.
Что произошло со мной? В кого я превратилась?
Дети: Елена Прекрасная, Аленушка, Василиса Премудрая…
Волшебная музыка помогла нам оказаться на Поляне сказок, я превратилась в Василису Премудрую. А что «увидели» вы слушая музыку?
Ответы детей. …
- Василиса Премудрая: «Приглашаю вас, ребята на Цветочную поляну!»
На поляне мой помощник – Волшебный цветочек. Предлагаю послушать, что он скажет. (за ширмой взрослый читает от имени цветка):
«Я цветочек не простой, я волшебный, расписной!
Красный лепесток срывай, на вопрос мой отвечай!
Дашь мне правильный ответ, ты увидишь яркий свет!»
На красном лепестке читаем вопрос:
Расскажите, что вы знаете о русских народных сказках?
Ответы детей. (Сказка – это мечта, выдумка, придумка, история, легенда. Много лет тому назад люди не умели писать, читать. Жизнь их была трудная. Вечерами в давние времена люди собирались на посиделки. На посиделках находились люди, которые могли придумывать разные истории. Люди мечтали подняться в небо и придумывали истории о ковре-самолете, волшебной птице. Мечтали переплыть море – придумывали истории о Чудо рыбе. В придуманных историях добро боролось со злом. Сказки были напевные, красивые.
В сказке есть начало, история, (кульминация, где мы переживаем за героев) и конец. Заканчивается сказка всегда хорошо - побеждает добро.
Звучит голос цветка за ширмой: (Цветок мигает)
«Вашими ответами я, ребята, удивлён!
Вашими ответами я, ребята, поражён!
Теперь зеленый лепесток срывайте,
Новое задание , ребята, выполняйте!» (Выключился).
Срываем лепесток и читаем задание:
Узнайте сказку по:
- Картинкам
- Схемам-загадкам
- Атрибутам.
(Дети дают ответ. )
(Сказки: Хаврошечка. Колосок. Морозко. Кот, петух и лиса. Жихарка. Два жадных медвежонка. Лиса и Журавль.)
Цветок включается:
«Очень даже интересно!
Откуда столько вам известно?!
Синий лепесток срывайте,
На вопрос мне отвечайте!» (Выключился).
Дети срывают синий лепесток, читаем вопрос:
«Узнайте сказки по отдельным словам».
-Старик, мачеха, девица, сани, собачка, блины. (Морозко)
-Два брата, сено, жеребенок, телега, кобыла, царь, мудрые загадки .
(Дочь семилетка).
-По отрывку:
«Пусти!- просит царь!-Не пущу, не смей пить без моего ведома!-Какой хочешь возьми откуп – только отпусти! Давай то, чего дома не знаешь.
Царь подумал, подумал – чего он дома не знает? Кажись все знает, все ему ведомо, - и согласился!»
( Морской царь и Василиса Премудрая.)
Салат из сказок.
Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Захотел встать, тянет-потянет. Позвал волк бабку, бабка внучку, внучка жучку.
Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козлика. Увидела Аленушка, заплакала.
Ответы детей: (Лисичка – сестричка и серый волк. По щучьему велению. Репка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
По первому слогу:
«Жи…-бы… Ко…с ко… Ко… де… ухо… А ко… ос… до…При… ко… по…Ко…ре…от… ва…ма…при…мо…при…
(Волк и семеро козлят)
Василиса Премудрая: Предлагаю, ребята , немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру «Мама».
«Маме надо отдыхать, маме хочется поспать!
Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу!
А копытики тук-тук наши ноженьки бегут,
Прямо к мамочке ведут!»
Коза мама: «Ах вы мои деточки- козлятушки!
Солнышко мое, умница моя, любименький ты мой, родные мои!»
(Мама коза – ребёнок. Гладит детей по голове, обнимает).
Цветок включился.
«Спасибо, было очень интересно, теперь вижу вам известно сказок очень много.»
Василиса Премудрая благодарит цветок за интересные и трудные задания. (Звучит музыкальная открытка).
- Василиса:-«А теперь отдыхай, мой волшебный цветок!» Взмахнуть платочком. – Приглашаю вас, умных, мудрых, знающих на Солнечную поляну сказки. (Зажечь яркий свет).
На своей поляне я приготовила для вас сюрпризы.
Загадка: «летом спит, зимой горит. Пасть раскрывает, что дают, сжигает».
Снять покрывало.(Макет русской печи).
-«Перед вами, ребята, волшебная печь. Вспомните сказки, где говорится про печь и зачем она там была нужна?»
Ответы детей: Сказки -«По Щучьему велению. (Емеля ездил на печи).
-«Гуси-Лебеди». (Печь укрыла сестру и брата от Гусей – Лебедей).
–«Посмотрим, что нам приготовила наша печь?» Открыть заслонку.
Достать ухватом чугунок. «Моё любимое блюдо! Это листовая каша, она необыкновенная. У неё крупинки-листочки, все разные, цветные. На каждом листочке вопрос».
Читаем пословицы, фразы.
(Палати. Красный угол. Кочерга. Видимо-невидимо. «Что посеешь, то пожнёшь?» «Как аукнется, так откликнется»…)
(Дети ведут рассказ). – В давние времена люди спали на палатях. Их устраивали на стене, недалеко от печи, высоко…
Послушайте другую загадку: «Он стоял в избе любой, деревянный, расписной. Замок железный, навесной. Хозяйка спрячет, что в него, другим не выдаст ничего.» (Сундук).
Василиса: «Для чего нужен был сундук в старину? Что в нём хранили?
Ответы детей…
Василиса:
«Мой волшебный сундучок, вам, ребята, он дружок!
Сундучок волшебный, с нами поиграй!
Крышку расписную скорее открывай!»
«Я храню в сундучке перья. Как вы думаете, из какой они сказки? Кто их мог потерять?»
Дети: -Гуси-Лебеди, курочка Ряба, Гусочка…
Василиса Премудрая: «Верно, ребята, эти пёрышки Гусей – Лебедей. Давайте вспомним эту сказку и поиграем в неё».
(Драматизация отрывка из сказки Гуси - Лебеди.)
Звучит музыкальная открытка.
Василиса: «Ребята, чтобы это могло быть? О чём напоминает нам Волшебный цветок?
Ответы детей…(Пора возвращаться домой из сказки).
«Что же нам поможет вернуться?
Дети: …
Василиса Премудрая: «Скажем слова 1, 2, 3 Волшебный цветок домой нас верни!»
Звучит музыка. Все присели, закрыли глаза. (Переодеться).
«Вот мы снова дома, перед нами сидят наши гости, они тоже побывали с нами в гостях у сказки. Понравилось ли вам наше путешествие?
Что запомнили, расскажите своим друзьям, братишкам, родителям.
Включить фонограмму песни «Вот и сказка завершилась».
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....