Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие речи.
Закрепить знания детей о русских народных сказках (причины возникновения, структура сказки, её своеобразие.
Знать назначения предметов быта русского народа (сундук, чугунок, палати, печь, ухват, светцы).
Развивать творческое и логическое мышление через сочинительство, игровое упражнение.
Создать радостное настроение от совместного общения, желание принимать участие в играх, выполнять коллективно задания обучающего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Занятие по развитию познавательных способностей и речи (по типу «Радость»).
Тема: «В гостях у сказки».
Автор- разработчик: Корытко Людмила Иосифовна, воспитатель ГБДОУ №88
Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Цель: Создать радостное настроение от совместного общения, желание принимать участие в играх, выполнять коллективно задания обучающего характера.
1. Познавательные задачи: -Закрепить знания детей о русских народных сказках (причины возникновения, структура сказки, её своеобразие.
- Знать назначения предметов быта русского народа (сундук, чугунок, палати, печь, ухват, светцы).
- Развивать творческое и логическое мышление через сочинительство, игровое упражнение.
2. Речевые задачи:- Упражнять детей в интонационной выразительности через театрализацию отрывков из русских народных сказок, диалогов.
- Отрабатывать дикцию – внятно и четко произносит все слова и звуки.
Грамматический строй речи: Упражнять детей в умении правильно строить предложения, согласовывая существительные с прилагательными, глаголами в роде, числе, падеже.
Формирование словаря: Активизировать словарь за счет прилагательных через хороводную игру «Мама», слов, обозначающих предметы быта русского народа, названий русских народных сказок.
Связная речь: - продолжать учить детей самостоятельно, последовательно передавать содержание хорошо знакомых литературных текстов.
- Совершенствовать навыки диалогической речи через беседы-диалоги, театрализацию отрывков русских народных сказок.
- Упражнять детей в доказательной речи через приёмы ТРИЗ : (определение героев сказки по предметам сказки, по набору слов, по первым слогам начала сказки, создание образов сказки с помощью модели-схемы, модели- рисунка, через толкование пословиц, отгадывание загадок).
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру речевого общения (умение слушать товарища, не перебивать его, дополнять ответ).
2. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Желание проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.
Предварительная работа:
- Чтение, рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций.
- Сочинение сказок, работа над сказкой.
- Драматизация сказок, диалогов. Работа над мимикой, движением, голосом.
- Словесные игры: «Придумай сказку по-новому». «Доскажи сказку».
Материал к занятию:
Волшебный цветок, атрибуты по сказкам, сказочное лото, схемы-загадки, шапочки для инсценировки сказок, плоскостной домик, куклы би-ба-бо для драматизации сказки «Гуси-Лебеди», театр ложек, модель печки, чугунок, ухват, костюм Василисы Премудрой, музыкальное оформление.
Ход занятия:
- Дети входят в музыкальный зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: - « Сегодня я хочу предложить вам, ребята, отправиться в гости к сказке. Хотите?»
Дети: -Да, хотим!
Воспитатель: - «Предлагаю послушать куплет из песни «Сказка приходи». (Беседа по содержанию песни).
Дети: (В этой песне говорится о сказках, чудесах, которые творят волшебники. Сказки таятся от нашего взора, но живут рядом с нами).
Воспитатель: «Я очень люблю сказки! Ребята, когда я была маленькая девочка, я очень любила слушать музыку и представлять разные сказки, перед глазами видела разных героев. «Сказки со мною повсюду!
Я их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы
Вмиг Сивка- Бурка приснится!»
- Что может помочь попасть в сказку?
(Ответы детей). – Волшебное колечко, яблочко, клубок, волшебные слова…
Воспитатель: Ребята, а музыка может помочь войти в сказку, приблизиться к ней?
Дети: - Да!
Воспитатель: «Предлагаю вам, ребята, прислушаться к волшебным звукам музыки и «увидеть» свою сказку. Нужно присесть, закрыть глаза и не открывать их до окончания музыки.
(Звучит муз. отрывок) Воспитатель (превращается) переодевается в костюм Василисы Премудрой.
(Включить подсветку.) По окончании музыки дети встают , открывают глаза.
Воспитатель: « Ребята, вот мы и попали в сказку.
Что произошло со мной? В кого я превратилась?
Дети: Елена Прекрасная, Аленушка, Василиса Премудрая…
Волшебная музыка помогла нам оказаться на Поляне сказок, я превратилась в Василису Премудрую. А что «увидели» вы слушая музыку?
Ответы детей. …
- Василиса Премудрая: «Приглашаю вас, ребята на Цветочную поляну!»
На поляне мой помощник – Волшебный цветочек. Предлагаю послушать, что он скажет. (за ширмой взрослый читает от имени цветка):
«Я цветочек не простой, я волшебный, расписной!
Красный лепесток срывай, на вопрос мой отвечай!
Дашь мне правильный ответ, ты увидишь яркий свет!»
На красном лепестке читаем вопрос:
Расскажите, что вы знаете о русских народных сказках?
Ответы детей. (Сказка – это мечта, выдумка, придумка, история, легенда. Много лет тому назад люди не умели писать, читать. Жизнь их была трудная. Вечерами в давние времена люди собирались на посиделки. На посиделках находились люди, которые могли придумывать разные истории. Люди мечтали подняться в небо и придумывали истории о ковре-самолете, волшебной птице. Мечтали переплыть море – придумывали истории о Чудо рыбе. В придуманных историях добро боролось со злом. Сказки были напевные, красивые.
В сказке есть начало, история, (кульминация, где мы переживаем за героев) и конец. Заканчивается сказка всегда хорошо - побеждает добро.
Звучит голос цветка за ширмой: (Цветок мигает)
«Вашими ответами я, ребята, удивлён!
Вашими ответами я, ребята, поражён!
Теперь зеленый лепесток срывайте,
Новое задание , ребята, выполняйте!» (Выключился).
Срываем лепесток и читаем задание:
Узнайте сказку по:
- Картинкам
- Схемам-загадкам
- Атрибутам.
(Дети дают ответ. )
(Сказки: Хаврошечка. Колосок. Морозко. Кот, петух и лиса. Жихарка. Два жадных медвежонка. Лиса и Журавль.)
Цветок включается:
«Очень даже интересно!
Откуда столько вам известно?!
Синий лепесток срывайте,
На вопрос мне отвечайте!» (Выключился).
Дети срывают синий лепесток, читаем вопрос:
«Узнайте сказки по отдельным словам».
-Старик, мачеха, девица, сани, собачка, блины. (Морозко)
-Два брата, сено, жеребенок, телега, кобыла, царь, мудрые загадки .
(Дочь семилетка).
-По отрывку:
«Пусти!- просит царь!-Не пущу, не смей пить без моего ведома!-Какой хочешь возьми откуп – только отпусти! Давай то, чего дома не знаешь.
Царь подумал, подумал – чего он дома не знает? Кажись все знает, все ему ведомо, - и согласился!»
( Морской царь и Василиса Премудрая.)
Салат из сказок.
Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Захотел встать, тянет-потянет. Позвал волк бабку, бабка внучку, внучка жучку.
Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козлика. Увидела Аленушка, заплакала.
Ответы детей: (Лисичка – сестричка и серый волк. По щучьему велению. Репка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
По первому слогу:
«Жи…-бы… Ко…с ко… Ко… де… ухо… А ко… ос… до…При… ко… по…Ко…ре…от… ва…ма…при…мо…при…
(Волк и семеро козлят)
Василиса Премудрая: Предлагаю, ребята , немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру «Мама».
«Маме надо отдыхать, маме хочется поспать!
Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу!
А копытики тук-тук наши ноженьки бегут,
Прямо к мамочке ведут!»
Коза мама: «Ах вы мои деточки- козлятушки!
Солнышко мое, умница моя, любименький ты мой, родные мои!»
(Мама коза – ребёнок. Гладит детей по голове, обнимает).
Цветок включился.
«Спасибо, было очень интересно, теперь вижу вам известно сказок очень много.»
Василиса Премудрая благодарит цветок за интересные и трудные задания. (Звучит музыкальная открытка).
- Василиса:-«А теперь отдыхай, мой волшебный цветок!» Взмахнуть платочком. – Приглашаю вас, умных, мудрых, знающих на Солнечную поляну сказки. (Зажечь яркий свет).
На своей поляне я приготовила для вас сюрпризы.
Загадка: «летом спит, зимой горит. Пасть раскрывает, что дают, сжигает».
Снять покрывало.(Макет русской печи).
-«Перед вами, ребята, волшебная печь. Вспомните сказки, где говорится про печь и зачем она там была нужна?»
Ответы детей: Сказки -«По Щучьему велению. (Емеля ездил на печи).
-«Гуси-Лебеди». (Печь укрыла сестру и брата от Гусей – Лебедей).
–«Посмотрим, что нам приготовила наша печь?» Открыть заслонку.
Достать ухватом чугунок. «Моё любимое блюдо! Это листовая каша, она необыкновенная. У неё крупинки-листочки, все разные, цветные. На каждом листочке вопрос».
Читаем пословицы, фразы.
(Палати. Красный угол. Кочерга. Видимо-невидимо. «Что посеешь, то пожнёшь?» «Как аукнется, так откликнется»…)
(Дети ведут рассказ). – В давние времена люди спали на палатях. Их устраивали на стене, недалеко от печи, высоко…
Послушайте другую загадку: «Он стоял в избе любой, деревянный, расписной. Замок железный, навесной. Хозяйка спрячет, что в него, другим не выдаст ничего.» (Сундук).
Василиса: «Для чего нужен был сундук в старину? Что в нём хранили?
Ответы детей…
Василиса:
«Мой волшебный сундучок, вам, ребята, он дружок!
Сундучок волшебный, с нами поиграй!
Крышку расписную скорее открывай!»
«Я храню в сундучке перья. Как вы думаете, из какой они сказки? Кто их мог потерять?»
Дети: -Гуси-Лебеди, курочка Ряба, Гусочка…
Василиса Премудрая: «Верно, ребята, эти пёрышки Гусей – Лебедей. Давайте вспомним эту сказку и поиграем в неё».
(Драматизация отрывка из сказки Гуси - Лебеди.)
Звучит музыкальная открытка.
Василиса: «Ребята, чтобы это могло быть? О чём напоминает нам Волшебный цветок?
Ответы детей…(Пора возвращаться домой из сказки).
«Что же нам поможет вернуться?
Дети: …
Василиса Премудрая: «Скажем слова 1, 2, 3 Волшебный цветок домой нас верни!»
Звучит музыка. Все присели, закрыли глаза. (Переодеться).
«Вот мы снова дома, перед нами сидят наши гости, они тоже побывали с нами в гостях у сказки. Понравилось ли вам наше путешествие?
Что запомнили, расскажите своим друзьям, братишкам, родителям.
Включить фонограмму песни «Вот и сказка завершилась».
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....