Формирование словоизменения имен существительных.
статья по развитию речи
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением позволяет структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словоизменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ershova.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словоизменения имен существительных в онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволяет структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словоизменения.
Для нормально развивающегося ребёнка необходимо с раннего возраста обеспечить возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения со взрослыми, со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой [15].
Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем речи самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте 1,5-2-х лет у ребёнка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них[15]. Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича.
Возрастные границы становления системы формирования словоизменения у детей с нормальной речью впервые обозначил А.Н.Гвоздев[12].
Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова отмечают, что формирование грамматического словоизменения, синтаксической структуры предложения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании словоизменения ребёнок должен, прежде всего, уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и другие), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает[21].
Р.И. Лалаева отмечает, что "развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слов способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов"[23, с 67].
В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи [11].
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Этот период включает два этапа:
Первый этап – этап однословного предложения (от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев). . В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. На этом этапе ребенок использует отдельные слова в роли предложения.. Для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова не имеют определенной грамматической формы – это аморфные слова-корни. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, мокко)[11].
Второй этап - (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев) – этап предложений из нескольких слов-корней.
В речи ребенка появляется фраза – объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью высказывания. Слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменной форме.
Дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искажённой, неизменяемой форме [11].
II период-период усвоения грамматической структуры предложения.(1 год.10 мес.-3 года).
Этот период состоит из трех этапов:
этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);
этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.);
этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 мес. – 3 года).
Первый этап II периода характеризуется появлением первых форм слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении.
В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.
Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями – ы, - и (фонетически всегда – и по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием – у(кису,куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием – ы, окончание – е для обозначения места, при этом предлог не употребляется [11].
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3 – 4 слов (Таня играет кука). Появляется словоизменение. Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов[16].
Второй этап II периода – этап использования системы флексий для выражения синтаксических связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменение в русском языке характеризуется разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности системы флексий ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.
Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями [11]. Так, формы существительных родительного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний: - ов, нулевое окончание, - ей, среди которых продуктивной флексией является окончание – ов. В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием – ов (много ложков, ножов).
Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы.
Характерной чертой он детской речи на на этом что этапе является тот стремление к это унификации основы как различных форм по слова. В начале но отмечается однозначное они соединение корня ты и флексии, что из выражается в мы отсутствии чередования, беглости за гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).
Таким вы образом, на начальном так этапе ребенок же усваивает наиболее от общие, наиболее продуктивные еще правила формообразования бы (систему, по Э. Косериу, С.Н. Цейтлин), позже уже овладевает частными для правилами, исключениями из вот общего правила кто (нормой языка), происходит да дифференциация внутри до системы языка ни [47].
На этом ну этапе в под детской речи где встречается еще сам много грамматических раз неточностей. Одни флексии два заменяются другими, но там в пределах чем одного грамматического во значения.
Среди грамматических со форм существительных ли усваиваются беспредложные при формы косвенных без падежей: винительного, родительного, творительного[11].
В устной он речи детей на на этом что этапе появляются тот некоторые семантически это простые предлоги: в, на, у, с как но их по употребление на но всегда соответствует они языковой норме, наблюдаются ты замены предлогов, смешение из окончаний.
Происходит расширение мы и усложнение за структуры предложения вы до 5 так – 8 слов, появляются же сложные предложения, сначала от бессоюзные, затем сложно еще - сочиненные предложения бы с союзами.
Третий уже этап II для периода – этап вот усвоения служебных кто слов для да выражения синтаксических до отношений (от ни 2 лет ну 6 мес. до под 3 лет). Характерной где особенностью нормального сам речевого развития раз является то, что два усвоение предлогов там происходит лишь чем после усвоения во основных наиболее со функциональных грамматических ли элементов языка при – флексий.
На начальных без этапах речевого он развития в на детской речи что отсутствуют предлоги тот (на столе это – толе). Но этот как период непродолжителен. Научившись по выделять и но использовать флексию, ребенок они затем вводит ты в эту из конструкцию и мы недостающий третий за элемент – предлог, выражая вы лексико-грамматическое значение так с помощью же предлога и от флексии.
На этом еще этапе ребенок бы правильно употребляет уже простые предлоги для и многие вот союзы, но при кто употреблении более да сложных предлогов до (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. До ни возраста 2 ну года 4 под месяца предлоги где в большинстве сам случаев вообще раз опускаются в два речи ребенка, хотя там падежные окончания чем существительных при во этом употребляются со правильно. Например: книга лежит ли столе. Усвоение сложных при предлогов типа без из-за, из-под дается он ребенку с на еще большим что трудом, и эти тот предлоги усваиваются это им еще как позднее[11].
Продолжается усвоение по более частных но правил словоизменения, в они том числе ты дифференциация морфологической из системы склонения мы существительных: усвоение окончаний за множественного числа вы – ов,- ами, - ах, падежных окончаний так именительного падежа же множественного числа от – а, - я (рога, стулья)[11]. На еще начальном этапе бы усвоения формы уже множественного числа для в детской вот речи распространены кто ошибки, проявляющиеся в да выборе неправильной до флексии: замене окончания ни а/я более ну продуктивным окончанием под ы/и.
Для детской где речи характерно сам также явление раз "унификации" словоформ единственного два и множественного там числа, которое выражается чем в стремлении во сохранить идентичность со основ единственного ли и множественного при числа, например, "левы" (львы). Эта тенденция без проявляется в он устранении супплетивизма на (человек-человеки).
Также продолжается что влияние окончания тот (ов) на слова это других склонений. Иногда как сохраняется неподвижное по ударение при но словоизменении ("на они коне"); ошибки в ты использовании чередований из и ударений[11].
Наблюдаются мы в речи за детей этого вы возраста собственные так словоформы, словотворчество ("ежинята" - ежата, "водопадит" - сильно же течет вода).
В от речи детей еще на этом бы этапе происходит уже дальнейшее развитие для сложносочиненного и вот сложноподчиненного предложений, усваиваются кто многие служебные да слова. Остается неусвоенной до категория рода.
Таким ни образом, к трем ну годам усвоен под в основных где чертах грамматический сам строй родного раз языка, однако в два полной мере там морфологическая система чем языка еще во не усвоена.
III со период – период ли дальнейшего усвоения при морфологической системы без (3 года он – 7 лет). Начинают на усваиваться в что этот возрастной тот период все это частные грамматические как формы, детали морфологического по выражения грамматических но категорий: использование правильного они чередования, ударения, рода, редких оборотов ты речи. Окончательно в из этом возрасте мы дети овладевают за всеми типами вы склонения.
К семи так годам в же норме ребенок от осваивает грамматический еще строй речи бы в необходимом уже объеме[11].
Таким образом, к для школьному возрасту, ребёнок вот овладевает в кто основном всей да сложной системой до практической грамматики. Этот ни уровень практического ну владения языком под является очень где высоким, что позволяет сам ребёнку в раз школьном возрасте два перейти к там осознанию грамматических чем закономерностей при во изучении русского со языка.
Многочисленные исследования ли ученых-психолингвистов (Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, М.М. Попова, A.M. Шахнарович, Л.И.Айдарова, Г.А. Черемухина, А.Г при Тамбовцева, Н.М. Юрьева и без других) доказали, что овладение он словоизменением определяется на степенью усвоения что предметных отношений тот и их это связей с как языковыми явлениями. Пик по этого овладения но приходится на они дошкольный возраст. Сознательное ты же усвоение из информации о мы словоизменениях слова за и способах вы их образования так становится возможным же только в от процессе направленного еще обучения ребенка бы грамматике родного уже языка.
A.M. Шахнарович отмечает, что для при специальном вот обучении ребенок кто способен "подняться" до да полного усвоения до морфем и ни осознанного отношения ну к словоизменению под достаточно рано[50].
По где мнению, С.Н. Карповой, Т.Н. Ушаковой, Г.А.Черемухиной, A.M. Шахнаровича, ускорить процесс сам осознания ребенком раз значения морфемы два становится возможным, если там выявить и чем сделать явной во для ребенка со ее связь ли с изменением при в предметной без действительности на он основе материальных на опор[50].
Последовательность усвоения что словоизменения существительных тот при нормальном это онтогенезе оказалась как общей закономерностью по как для но детей с они нормальным развитием, так ты и для из детей с мы общим недоразвитием за речи.
Однако овладение вы формами словоизменения так существительных у же детей с от общим недоразвитием еще речи происходит бы в более уже длительные сроки, у для них будут вот наблюдаться значительное кто отставание и да своеобразие в до протекании процессов ни изменения слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...
Логопедические игры для формирования согласования притяжательных местоимений с именами существительными дошкольниками с ОНР
согласование притяжательных местоимений с существительными является одним из направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР в старшей группе; предлагаемые игры можно применять н...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».
Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом, чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...
Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П. лексическая тема: «Цветы»
Формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П....
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....
игры на формирование словаря имен существительных
Для родителей и педагогов игры на развитие словаря имен существительных...
Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР
Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей....