Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
"Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_v_protsesse_igrovoy_deyatelnosti.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности.
Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения
детьми жизни. В игре развиваются психические процессы
(воображение, образное мышление, память), возникает умение
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Опыт нашей работы показал, что игровая деятельность ребенка только тогда будет способствовать всестороннему развитию его личности, если в ней участвует взрослый. Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности в старшем возрасте, учитывая их индивидуальные особенности, мы наметили задачи, которые позволят нам удовлетворить игровые интересы и потребности детей:
- Помогать в организации взаимодействия детей в совместной игре;
- Обогащение событийной стороны содержания игры;
- Создание игровой среды.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики. Взрослый не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но мы знаем, что важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если мы относимся к игре серьезно, с искренним интересом, понимаем замыслы детей, их переживания. Нам ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются за советом и помощью.
На шестом году жизни игра детей достигается как бы кульминации в своем развитии и поднимается на более высокий уровень. Игровые интересы детей стали устойчивы. Они могут часами, днями играть в один и тот же сюжет. Несмотря на то, что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого появляются романтические, героические, фантастические сюжеты.
Мы наблюдаем игры, в «воинов», «водолазов», «дальнобойщиков», «принцесс», «инопланетян» и т.д. А это значит, что дети приобрели достаточно большой круг знаний и представлений об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами.
В старших группах наша роль при руководстве игрой не менее активна и ответственна. Детям предоставляется самостоятельность в выборе игры и ее организации, но за этой самостоятельностью скрывается наша напряженная работа. Например: на много дней увлекла ребят игра в космонавтов. Они устроили космодром, соорудили ракету. Отряд космонавтов проводил тренировки, врачи их осматривали, повара готовили пищу. Много интересной выдумки, изобретательности проявили конструкторы космического корабля. Все они делали самостоятельно, обращаясь к нас за советом, делясь с нами своими проектами. Но та самостоятельность, изобретательность – результат полученных предварительно на занятиях и в ходе игры знаний, сформированных нами конструктивных умений, привитых организаторских навыков.
Сами по себе знания о человеке, которые ложатся в основу ролевого поведения и игровых отношений, не обеспечивают организации и поддержания процесса игры.
В большей мере влияют на успешную игру реальные отношения детей, всегда присутствующие в ролевой игре (сговор на игру, распределение ролей, определение общей цели и т.п.), от них зависит судьба игры старших дошкольников.
Воспитанию у детей навыков самоорганизации способствует совместное с детьми планирование развития игры. В этот план входит:
- Тема игры
- Модель сюжета (во что будут играть)
- Какие игровые роли (действия этих ролей)
- Материал, необходимый для той или иной роли
- Место игры
С этим планом мы познакомили детей в старшей группе и каждый раз стараемся придерживаться его.
Каковы же современные подходы по организации взаимодействия детей в игре? Одним из лучших приемов является скрытое управление игрой. Это значит, мы берем на себя особую роль, которая, как правило, отсутствует в тех наборах ролей, которые разыгрываются детьми самостоятельно. Эта роль такова, что позволяет нам, не участвуя в непосредственном процессе игры, в любой момент включиться в нее на некоторое время. Оказав игре необходимую поддержку, мы выходим из нее до того момента, когда детям вновь потребуется помощь.
Для многих игр производственно-приключенческого жанра, распространенных среди детей (в «путешествия», в «летчиков», «полицейских», «Инопланетян» и др.), такой ролью является роль диспетчера.
Для игр сюжетно-романтического плана (в «рыцарей», «королевство», «дочки-матери» и др.) воспитатель может принять на себя роль волшебницы. Обе эти роли фактически никогда не присутствуют в играх детей. Между тем, они позволяют нам влиять на процесс игры, оставаясь в то же время как бы за ее пределами. Мы предоставляем детям полную свободу действий, помогая им раскрыть их собственные игровые возможности.
В каких же случаях и по каким поводам необходимо нам подключаться в ролях диспетчера или волшебницы. Во-первых, для того, чтобы помочь детям понять субординацию ролей и правильно построить ролевое взаимодействие. Во-вторых, мы даем детям толчок или можем подсказать дальнейшее развитие событий в логике развертывающего сюжета игры.
Для этого мы сначала сообщаем детям о появлении каких-нибудь новых объектах или неожиданных обстоятельств (стая акул, пробоины в борту корабля). Затем выясняем, что играющие дети собираются принять по этому поводу. И в–третьих, в процессе скрытого управления игрой, мы можем добиться улучшения положения ребенка среди сверстников. Ведь не секрет, что разные дети в группе занимают разное положение. Одни пользуются всеобщей симпатией и обладают немалым влиянием на сверстников. Они постоянно занимают в играх ведущее положение, принимают или не принимают других детей в игру. В силу тех или иных обстоятельств отдельные дети оказываются отвергаемыми.
Игра открывает уникальную возможность изменить реальное положение этих детей среди сверстников. Зная игровые возможности и умения данного ребенка, мы можем придумать и предложить остальным играющим такую ситуацию, которая поставит его в центре какого-нибудь события в игре.
Например, для Максима замкнутого и застенчивого, много знающего и всегда играющего в одиночестве, мы придумали такое значимое включение в игру. Мы создали ситуацию появления человека за бортом. Капитан попросил у диспетчера спасателя. Я, осуществляя скрытое руководство игрой, отправила Максима в роли спасателя (конечно, при его желании). Он с чувством неуверенности в себе, все-таки согласился. Тогда я в роли диспетчера, дала инструктаж по выполнению работы, и Максим сразу оживился: он соорудил шлюпку, поплыл спасать человека и благополучно доставил его на корабль. Когда он выполнял работу, все дети с интересом наблюдали за ним, потом обнимали, поздравляли его. А в конце игры при подведении итогов плавания, я обратила внимание всех детей на участие в ней Максима.
А теперь мне хочется рассказать, как мы решаем намеченные задачи в играх с детьми.
Однажды я рассказала детям о Робинзоне Крузо. Это дало толчок не только игре, но и творчеству. Необитаемый остров в океане с пальмой стал из любимых тем рисунков. Дети много фантазировали. Все это способствовало и развитию речи, т.к. они постоянно обменивались своими впечатлениями. Мое предложение сплавать в Южную Америку вызвало большой интерес. Распределили роли. Я выбрала себе роль вперед смотрящего - так легче было «вести» игру, отвечать на вопросы . Некоторые дети активно включились в свою роль, проявляя творчество. Мы «купались на океане в экваторе», «спасались от акулы», «сидели у костра с индейцами». А когда переходили «реку, в которой водились крокодилы», капитан Семен первым закричал: «Опасность! Все на корабль» Наташа плыла в «шлюпке», чтобы спасти человека за бортом. Илья неожиданно, эмоционально и интересно рассказал, как на его корабль напали пираты и он с трудом спасся.
Максим хорошо сыграл роль мирного индейца. Я входила в игру как равноправный партнер. Это давало мне возможность не только видеть ролевые отношения детей, но и руководить игрой, направлять ее. Мы плавали к берегам Америки, Африки, Антарктиды – словом везде, куда заводила моя фантазия и мои знания. Ходили то группой, то цепочкой, то «плавали». Игра строилась исключительно на словах и движениях. Никакие игрушки не использовались. Со стороны, я думаю, это выглядело довольно забавно, возможно, непонятно. Но детям было интересно! И вот как-то дети сами затеяли игру в «Корабль», используя при этом строительный материал и игрушки. Я наблюдала с большим интересом. В какой-то момент стал назревать конфликт, так как столкнулись два лидера. Я попросила принять в игру меня и стала профессором с тонущего корабля, которого заметили и спасли. Медики меня «вылечили», кок «накормил». Когда игра наладилась, я попросила высадить меня на берег, так как мы проплывали мимо моей родины. Ребята дружно уговаривали меня остаться – значит, игра получилась.
Вскоре дети сами стали выбирать сюжеты. Особенно им нравится игра в «Полицию» Сначала она состояла из беготни и стрельбы, что быстро переходило в конфликты. Тогда я объявила себя «господином генералом», построили «господ офицеров» и предложила им рассказать об обязанностях полиции. А затем сама дополнила их рассказы. Игра приняла другое направление. «Полицейские» следили за движением на дорогах, помогали «старушкам» и «мамам с детьми» переходить улицу, находили «пропавших» детей, а также кошек и собак. Заработала детская фантазия. И вот уже составляются фотороботы, открылся собачий питомник, заработали больницы. Скоро с увлечением играла вся группа.
Никто не остался без дела. Ко мне, как к «господину генералу» , шли «господа офицеры» для доклада, приходилось некоторых и самой вызывать. Мы все получили удовлетворение от этой игры: детям было интересно, а я увидела результаты нашей работы. На кусочках картона я быстро нарисовала медали, построила «господ офицеров», поблагодарила их за службу и наградила медалями.
Нам известно, что интерес к отражению событий движет игру старших дошкольников.
С первым способом обогащения содержания игры мы познакомились на примерах, приведенных выше. Мы сообщали детям о новых событиях, которые требовали от них принятия определенных решений по поводу последующего развития сюжета.
Второй способ направлен на то, чтобы дети сами придумывали новые события. Это связано с предварительным и последующим чтением книг под тему игр, с увиденным на экскурсиях, с просмотром теле- и видеофильмов.
Программа «Радуга» рекомендует создать в группе для «Библиотечку для игры». В нее входят тематические книги из специально подобранных комплектов иллюстраций, которые достаточно выразительно отражают разнообразные приключения и события на море, в полете на самолете, на космическом корабле, в семье, в королевстве и т.д. ребенок выбирает понравившуюся картинку, сочиняет свой рассказ, мы обрабатываем его и записываем под картинкой. И то, что ребенок сам придумал, он скорее всего захочет отразить в игре. Этот прием поднимает авторитет в глазах сверстников, вызывает интерес друг к другу, как бы сближает их возможности, что очень важно для установления взаимоотношений в группе.
Третий способ работы по обогащению содержания игры состоит в том, что мы, воспитатели, рассказываем детям о том, как мы и наши друзья играли в детстве. Эти рассказы мы используем для решения двух задач – для обогащения содержания детских игр и для знакомства детей с основными моментами организации совместной игры. Дети очень любят наши рассказы и с удовольствием слушают их.
Создание условий предметно-игровой среды, способствующих разворачиванию самостоятельных сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников имеет свою специфику содержания и форм организации. В старшем возрасте ребенок уже менее зависим при разворачивании своей игры от предметного окружения. Атрибуты, сюжетные игрушки, которые выступали сами по себе побуждающим началом в играх малышей, теперь лишь обслуживают задуманную детьми игру. Из них дети самостоятельно создают разную игровую обстановку, смотря какой сюжет они собираются разыгрывать. У нас атрибуты к каждой игре хранятся в пуфиках, коробочках. А специальных игровых «зон» под ту или иную игру нет. Для девочек созданы уютные коробочки (дома, комнаты) с мебелью и всем необходимым для игры. Мальчикам отведено достаточно большое свободное пространство, на котором они разворачивают строительную или техническую игру. Можно сказать, что мир девочек – это мир в доме, а мир мальчиков – мир за стенами дома.
В этом возрасте активно идет процесс формирования их образа «Я». Они пробуют себя в разных амплуа, ища этот образ. И для этих поисков у нас имеется наличие разнообразного набора различных костюмов, которые располагаются на вешалках вертушки. Хочется отметить, что игровые атрибуты побуждают детей к игровому взаимодействию в группировках.
Решение всех этих задач мы осуществляем в тесном взаимодействии с семьей с учетом психологических особенностей старших дошкольников. Беседуя с родителями о развитии ребенка в сюжетной игре, проведя анкетирование, мы выявили распространенные ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что покупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить новую задачу.
В связи с этим мы провели ряд консультаций:
1.«Как знакомить ребенка с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей».
2.«Как организовать совместную игру с детьми в семье».
3.«Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей в семье».
4. Оформили ширму «Игра в жизни детей».
5. Поместили на стенд рекомендации, что надо делать в семье, чтобы развить у ребенка творчество и воображение.
Надеемся, что все это заинтересует родителей и поможет нам добиться согласованности и единства действий в игровой деятельности.
В заключении, хочется сказать, как бы нам не хотелось научить детей многому, надо помнить, что игра остается ведущей деятельностью наших детей. Несмотря на итоги диагностики (+88%) главным критерием оценки нашей работы в отношении игры, критерием эффективности нашего взаимодействия с детьми является продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя и вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 1 квартал
Это перспективный план для работы с детьсми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности"....
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 2 квартал
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 3-4 квартал
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »
План работы по самообразованию по теме«Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности». (2021 – 2022 г.г.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 164 План работы по самообразованию «Развити...
Опыт работы по теме: "Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"
laquo;Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»В. А. Сухомлинский Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенк...