Опыт работы по теме: "Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"
материал

«Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»

В. А. Сухомлинский

      Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми.

      В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя речи, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад № 29»

 

                                            Обобщение опыта работы

                                              по теме самообразования:

 «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности»

                                                    Воспитатель: Валеева Лариса Хасиповна

                                                 

                                                     г. Биробиджан

                                                              2022г.

Условия возникновения опыта

       «Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»

В. А. Сухомлинский

      Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми.

      В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя речи, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Актуальность опыта

    В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

   Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Требования ФГОС ДО - для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.

    Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

   

Педагогическая идея

    Уровень развития связной речи детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет уделяться должное внимание следующим обстоятельствам:

 1) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 2) Широкое применение игровой практики детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3) Активное вовлечение детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера взрослого.

    1.Цель: стимулирование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать связную речь детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов.

Повышать качество работы с детьми по развитию связной речи.

Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.

Ожидаемый результат:

    Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

Совершенствование образовательного процесса;

Активизация речевой деятельности дошкольников;

Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

Повышение профессионального уровня и компетентности педагога.                            2.Организация учебно-воспитательного процесса. 

    Эти задачи решались, главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.

   Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, конспекты занятий, картотека речевых игр и упражнений, наглядно-методические пособия.

    Кроме подгрупповых, проводились фронтальные занятия, на которых знакомили детей с разными вариантами начала и окончания сказок, рассказов на материале готовых литературных произведений и серии иллюстраций к ним. Дети пересказывали сказки и отдельные их части. Большое место в работе занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращали внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности.

    Для полноценного развития речи детей мной в группе создана речевая среда.

   Для познавательной и речевой активности детей были мной созданы специальные условия, такие как:

 - книжный уголок;

-развивающие и дидактические игры;

 -театрализованные игры;

-нетрадиционные техники изо деятельности (рисование, лепка, конструирование);

-работа с живой бумагой;

-пальчиковые игры;

-игры шнуровки;

- центр развития речи;

-игровой уголок для сюжетно-ролевых игр

-нетрадиционное физкультурное оборудование и др.

      Планомерная работа во всех образовательных областях:

- непосредственно образовательная деятельность;

-проектная деятельность;

-театрализация;

-совместная деятельность взрослого и детей;

-индивидуальная работа;

-коррекционная работа;

-организация разных видов игровой деятельности с использованием передовых технологий;

- беседы, наблюдения, экскурсии и др.,

-артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика;

-кружок «Хочу всё знать!» в старшей и подготовительной группе;

-мастер классы по «Бумагопластике»;

-самостоятельная деятельность.

       Проводилась работа с родителями:

-консультативная помощь с использование ИТК;

- практические занятия с родителями по изготовлению развивающих игр;

- привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования;

-привлечение к участию в проектной деятельности;

- практикумы.

   3.Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.     

     Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию общения. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке.

       Для решения проблемы развития лексико-грамматических навыков у детей использовались следующие формы работы с детьми:

1.Игры на развитие детского словотворчества.

2.Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений.

3.Целевые прогулки и экскурсии.

4.Театрализованная деятельность.

5.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно - поисковый. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

      Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращалось внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается), на его языковые особенности. Были составлены методические рекомендации по организации чтения детских произведений

   В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

     Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня. («Звонкий-глухой», «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам» и другие.)

      В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, решаются задачи на сравнение, классификацию.

       Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Это можно и начинать занятия с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми различных заданий. Для этих игр я использую музыкальные пальчиковые игры. Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бисер, с удовольствием лепят из пластилина и др.

      Игры со строительным материалом (конструктором «Лего», мозаикой начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют. У детей возникает интерес построить что – то новое, развивается логическое мышление.

Все упражнения, игры для пальцев превращаются в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.

       Для формирования связной речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

       В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный и т. д

       Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей («Назови игру» - магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает)

     Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста на учебный год

Сентябрь

1.Продолжать изучать методико-педагогическую литературу по теме: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности».                                                                         2.Поиск наиболее эффективных игровых приёмов, способствующих развитию связной речи.                                                                                                                                     3.Создание предметно–пространственной среды.                                                                                     4.Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                                                                              5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» («Транспорт»)

Октябрь

1.Ознакомление детей с процессом организации дидактических игр.                            2.Консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики рук»; «Пальчиковая гимнастика»                                                                                                                                                   3. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц).                                                             4.На родительском собрании вопрос по теме: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности».                                                                                                                                 5. Речевая игра «Волшебные предметы»

Ноябрь

1.Дидактические игры на основе серии картинок: «Играем с карточками».                     2.Ознакомление детей с процессом организации сюжетно –ролевой игры. Игры- инсценировки «Больница»; «Магазин», на основе серии картинок.                                                  3. Памятки для родителей по обучению связной речи.                                                                    4.Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                                

Декабрь                                                                                                                                                                  1. Инсценировка русской народной сказки «Три медведя».                                              2.Ознакомление детей с процессом нетрадиционной техники изо деятельности (рисование, лепка, конструирование                                                                                                   3.Анкетирование родителей по теме «Развитие связной речи в процессе игровой деятельности».                                                                                                                                               4. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                                        5.Дидактические игры: «Хорошо-плохо» (по лексическим темам), «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино?», «Разложи картинку», «Скажи, что делает и что будет делать», и другие.

Январь                                                                                                                                                          1. Подготовка консультации для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».    2.Ознакомление детей с процессом организации художественно- речевой деятельности, на основе серии картинок.                                                                                                       3.Сценарий вечера- развлечения на тему «Не трать время зря».                                                             4. Театральные игры: «Из какой сказки этот герой?», «Угадай настроение», «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»                                                                                                                 5. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                                                                             6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» («Насекомые»)

Февраль.                                                                                                                                     1.Наличие картотек и игр способствующих развитию связной речи.                                              2.Вечер загадок «Сказки Бабушки -Загадушки».                                                                                         3.Пальчиковые игры: «Куколка», «Семья», «Цыплята», «Грибы»                                                                  4. Изготовить альбом с демонстрационным материалом на тему: «Мы играем»                                    5.Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома».                           6. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                

Март                                                                                                                                                                  1.Памятка для родителей: «Чему ребёнок обучается в игре».                                                                  2.Дидактические игры: «Узнай меня», «Что общего и чем отличаются?», «Продолжи предложения», «Угадай, кто сказал».                                                                                                            3.Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».                                                                               4.Экскурсии: «В прачечную», «Кухню» и т. д.                                                                                         5.Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)

Апрель                                                                                                                                                                   1.Памятки для родителей по обучению связной речи.                                                                                      2.Консультация для родителей: «Организация игровой деятельности дошкольника дома».    3. Выставка детских рисунков «Любимая игрушка».                                                                                     4. Конкурс «Загадки – отгадки»                                                                                                                  5.Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                                                                              6. Речевая игра «Добрый колобок»

Май                                                                                                                                                                    1. Работа с живой бумагой                                                                                                                              2.Изготовление родителями нетрадиционного физкультурного оборудования                                     3.Индивидуальные беседы – рекомендации для родителей «Как разговорить ребенка».                        4. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)                                                                               5.Дидактическая игра «Волшебный мешочек» («Животные»)                                                                  

Теоретический раздел

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.

     По определению С. Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок овладевает грамматическими средствами и моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно формированию связной речи, изменение ее функции зависит от содержания, условий, форм обучения ребенка с окружающим, определяется уровнем его интеллектуального развития.

     В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работах известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Новизна опыта

    Новизна опыта заключается в том, что игра - является одним из наиболее действенных средством развития связной речи детей дошкольного возраста. Так как игра это доступный, полезный и эффективный метод развития речи. И поскольку процесс развития связной речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, я считаю применение игровых технологий позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

Результативность опыта

Результативность:

Диагностическое обследование речевых умений по методике

 О. Ушаковой показала

Уровень

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Высокий

2%

7%

40%

Средний

53%

58%

39%

Низкий

45%

35%

21%

   Положительная динамика по развитию речи детей составила: рост высокого уровня на 38%, уменьшение низкого на 24%

Вывод:                                                                                                                                      

     Анализ   результатов до и после моей работы наглядно свидетельствует об эффективности методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.

     Работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

Адресность опыта

    Методические материалы направлены на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. Материалы опыта будут интересны для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели могут использовать перспективное планирование на год «Развитие связной речи детей в игровой деятельности» для детей старшей и подготовительной групп

Литература

Дидактические материалы и учебная литература обеспечения педагогического процесса:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. -400с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. -255с.

4.Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С.170-173.

5.Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. -Барнаул: БГПУ, 2001. -С.128-133.

6.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001. -368с.

7.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.

8.Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984. -223с.

10.Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошкольное воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

11.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981. -159с.

12.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 1 квартал

Это перспективный план для работы с детьсми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности"....

Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 2 квартал

Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 3-4 квартал

Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности»

quot;Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности». (2021 – 2022 г.г.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 164          План работы по самообразованию «Развити...

Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...