Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего возраста по сказке "Гуси-лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пархоменко Марина Александровна

Данный мтериал использован мной для образовательной деятельности с детьми старшего возраста. В конспте собран ознакомительный материал по сказке "Гуси- лебеди", а также игры и физкульминутки.

данный конспект может быть использован для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marinin_konspekt.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon marinin_konspekt.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon marinin_konspekt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №21

Истринского муниципального района

Конспект непосредственной образовательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке

«Гуси – лебеди» с использованием здоровьесберегающих технологий.

                                                            Воспитатель высшей

                                                       квалификационной категории

                                   Пархоменко М.А.

Образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация»,  «Здоровье».

«Чтение художественной литературы».

Задачи: 

  • Закреплять умение понимать образное содержание сказки;
  • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.

«Коммуникация».

Задачи: 

  • Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных;
  • Учить детей употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).

«Познание».

Задачи: 

  • Уточнять и расширять представления детей о природе;
  • Закреплять умение наблюдать.

«Здоровье».

Задачи: 

  • Использование здоровьесберегающих технологий посредством сказкотерапии;
  •  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
  •  Развитие мелкой моторики;
  •  Восстановление  нарушенного носового дыхания   посредством выполнения дыхательной гимнастики.

Материалы и оборудование: 

  • мольберты с иллюстрациями к сказке;
  • корзина с массажными  мячиками;
  •  ленты на каждого ребенка по две штуки;
  •  кукла Баба Яга;
  •  разрезные картинки по сюжету сказки;
  • волшебная книга;
  • музыкальный центр.

Методическая литература:

Общеобразовательная программа дошкольного образования        «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,     М. А. Васильевой, 2012 год

«Развитие речи детей 5 – 7 лет» О. С. Ушакова;

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;

«1000 загадок» Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина;

«Сказка как источник творчества детей» (Здоровьесберегающая педагогика) М.М. Безруких;

« Здоровый образ жизни» Н.И. Соловьёва, И. А. Чаленко;

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о русских народных сказках, слушание русской народной сказки «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к ней, разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток, упражнения с массажными мячиками, гимнастики для глаз.

-1-

                                          Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает детям с ними поздороваться. В руках педагога волшебная книга сказок.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Любим.

Воспитатель: Мир сказки - это мир приключений и волшебства, доброго и прекрасного. Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети:  «Теремок», «Колобок», «Крошечка Хаврошечка», «Заюшкина избушка»…

Воспитатель: А кто сочинил эти сказки?

Дети:  Русский народ.

Воспитатель: И мне сейчас хотелось бы оказаться в какой -  нибудь сказке. А вы хотите отправиться в сказку?

Дети: Хотим!

Воспитатель: У меня есть волшебная книга, которая поможет нам оказаться в сказке. Путешествие начинается.

На фоне  мелодии «В гостях у сказки» проводится релаксация.

Воспитатель:                  Мы осторожно входим в сказку

                                     Дорога, лес,  знакомы нам давно

                                     Здесь все живет и дышит чудесами

                                     Загадками и тайнами полно!

                                Открываем глазки, оказались в сказке.

 Дети открывают глаза. Воспитатель открывает волшебную книгу сказок.

-2-

Воспитатель: «Жили – были муж да жена и были у них дочка да сыночек маленький. Вот однажды  собрались отец с матерью в город, а дочку оставили за братцем присматривать. Побежала девочка на улицу, а братца под окошком на лавочке  оставила…»  Из какой сказки эти слова?

Дети:  «Гуси – лебеди».

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Гуси – лебеди».

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие по страницам этой сказки. Давайте поиграем  с вами в игру «Да и нет». Я буду читать сказку. Если вы согласны, то говорите: «Да, да, да!», а если не согласны – «Нет, нет, нет». Готовы?

  • Отец с матерью уехали в город, дети остались дома (да, да, да)
  • Налетели  Гуси – лебеди, подхватили девочку и понесли ее на крыльях (нет, нет, нет)
  •  Девочка печке помогла – пирожок съела (да, да, да )
  • Девочке с братцем помогли от гусей спрятаться печка, речка, яблонька и Баба – Яга (нет, нет, нет)

Воспитатель:  Сказку знаете хорошо. А сейчас загадка:

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют за пятки, беги без оглядки.

Дети:  Гуси.           Не боимся мы гусей,

               Поиграем веселей!

           Пальчиковая гимнастика Железновой «Гуси».

Гуси, гуси. Га – га – га.

Есть хотите? Да – да – да.

Хлеба с маслом? Нет, нет, нет.

А чего вам? Нам конфет.

-3-

Повторить упражнение 2 раза. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Путешествие продолжается. И снова загадка:                                        Бабушка седа – бела,

Зимой каждому мила,

Из трубы летят колечки –

Это дым из нашей…

Дети: Печки.

Воспитатель открывает первую иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:  Давайте поздороваемся с печкой ласково. 

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Дети, чем угостила печка девочку?

Дети: Пирожками.

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?

Дети: С мясом, с яблоками, с капустой…

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишнёвым пирогом, а как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?

Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.

Воспитатель: Поговорила Маша с печкой, показала печка куда Гуси – лебеди полетели. Покажем, как летают гуси.

Дыхательное упражнение под музыкальное сопровождение «Журавлиный клин».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку:

-4-

Круглое, румяное с дерева достану я.

Дети: Яблоко.

Воспитатель открывает вторую иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель: Как называется дерево, на котором растут яблоки?

Дети: Яблоня.

Воспитатель:  Давайте с ней ласково поздороваемся.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Ребята, в сказке яблоки называют  «румяными» да «наливными». Как вы  понимаете это выражение?

Дети: Сочные, спелые, красные…

Воспитатель: Посмотрите, под яблоней в корзинке лежат мячики – яблочки. Давайте поиграем с ними.

Дети берут мячики в руки и выполняют упражнение с массажными мячиками.

Мячик – яблочко возьмем

Покатаем и потрем.     Катают мячики между ладоней

Вверх подбросим  и поймаем    Подбрасывают, ловят

Пальчиками поиграем.    Дотрагиваются до иголок указ. пальцем

Положим яблочко на стол  Кладут мячик на левую руку – стол

Ручкой яблочко прижмём  Правой рукой прижимают мяч

И немножко покатаем       Катают мячики между ладоней

Потом ручку поменяем.

И немножко покатаем       Катают мячики между ладоней

Вот игру мы  завершаем.

-5-

Дети собирают мячики в корзинку, воспитатель предлагает продолжить путешествие.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто ещё помог Маше, нужно отгадать загадку?

                              Течёт, течёт – не  вытечет,

                              Бежит, бежит – не выбежит.

Дети: Речка.

Воспитатель: Правильно, давайте превратимся в речку и  покажем, как она течёт, а помогут нам в этом голубые ленты.

Дети берут ленты и встают врассыпную. На фоне шума воды выполняют упражнение.

Как не терпится реке

Пробежаться налегке (2 раза)   Взмахи лентами перед собой

Ветерок подует вольный

И помчатся быстро волны (2 раза)   Кружатся то в одну, то в другую стороны, играя лентами

Чтоб измерить глубину

Я зажмурюсь и нырну (2 раза)          Закрыть глаза и присесть

Потому что глубина

Для ныряния  нужна.   Руки вверх, покачивание рук вправо – влево

Дети складывают ленты.

Воспитатель: Вот наша речка и встретилась со сказочной  речкой.

Воспитатель открывает третью иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:  Давайте с ней ласково поздороваемся.

Дети: Здравствуй, реченька!

-6-

Воспитатель: Ребята,  в сказке речка не простая, сама молочная, а берега кисельные. Как, вы понимаете это выражение?

Дети: В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Правильно, молодцы, вы верно поняли это выражение. А теперь отправляемся дальше.

Воспитатель открывает последнюю иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:   Есть в лесу избушка,

                         В ней живёт недобрая старушка.

Дети: Баба Яга.

Воспитатель: Тс-с! Ребята, чтобы нас не заметила Баба  Яга, нужно вести себя тихо, но  в тоже время быть внимательными, смотреть по сторонам. Предлагаю вам вспомнить гимнастику для глаз, которая так и называется «Ищем Бабку - Ёжку».

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки открываем

Упражненье начинаем.

Глазки вправо, глазки влево,

Бабку Ёжку ищем смело.

Глазки вверх, глазки вниз

Бабка Ёжка, берегись (2 раза).

Воспитатель: Ребята, Баба Яга в сказке добрая? (Злая) Она молодая? (Старая) Она красивая? (Страшная)

Воспитатель: Здесь действительно такое страшное место, лучше нам поскорее  отсюда уйти.

                         Звучит запись голоса Бабы – Яги.

-7-

Баба Яга: Нет уж, погодите, просто так я вас  отсюда не выпущу. Маша меня перехитрила, а у вас ничего не выйдет…

Воспитатель: Ребята, всё таки Баба Яга нас заметила. Что же делать? Как нам выйти отсюда?»

Голос Бабы Яги: Убежать от меня захотели? Не получится. Сначала соберите картинку. А на ней мои помощники гуси – лебеди.

Воспитатель: Ребята, соберите картинку, вас много, вы дружные, у вас все получится.

 Дети выполняют задание. По  окончании улыбаются друг другу и обнимаются.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по русской народной сказке «Гуси – лебеди».

Звучит мелодия «В гостях у сказки».  Дети берутся за руки, идут друг за другом «змейкой» за воспитателем «возвращаются в группу из сказки».

Воспитатель (подводит итог занятия).

  • Вам понравилось путешествие в сказку? (Понравилось)
  • Кого вы повстречали в пути? (Печку, яблоню, речку, Бабу Ягу)
  • Что было в печке? (Пирожки)
  • А что мы делали у речки? У яблони? А как нас встретила Баба Яга? Что помогло нам выбраться из волшебного леса? (Мы собрали картинку из сказки «Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми испытаниями. Сегодня наше путешествие закончилось, закрываем волшебную книгу. В следующий раз мы отправимся в какую – нибудь другую сказку.

     

                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №21

Истринского муниципального района

Конспект непосредственной образовательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке

«Гуси – лебеди» с использованием здоровьесберегающих технологий.

                                                            Воспитатель высшей

                                                       квалификационной категории

                                   Пархоменко М.А.

Образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация»,  «Здоровье».

«Чтение художественной литературы».

Задачи: 

  • Закреплять умение понимать образное содержание сказки;
  • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.

«Коммуникация».

Задачи: 

  • Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных;
  • Учить детей употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).

«Познание».

Задачи: 

  • Уточнять и расширять представления детей о природе;
  • Закреплять умение наблюдать.

«Здоровье».

Задачи: 

  • Использование здоровьесберегающих технологий посредством сказкотерапии;
  •  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
  •  Развитие мелкой моторики;
  •  Восстановление  нарушенного носового дыхания   посредством выполнения дыхательной гимнастики.

Материалы и оборудование: 

  • мольберты с иллюстрациями к сказке;
  • корзина с массажными  мячиками;
  •  ленты на каждого ребенка по две штуки;
  •  кукла Баба Яга;
  •  разрезные картинки по сюжету сказки;
  • волшебная книга;
  • музыкальный центр.

Методическая литература:

Общеобразовательная программа дошкольного образования        «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,     М. А. Васильевой, 2012 год

«Развитие речи детей 5 – 7 лет» О. С. Ушакова;

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;

«1000 загадок» Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина;

«Сказка как источник творчества детей» (Здоровьесберегающая педагогика) М.М. Безруких;

« Здоровый образ жизни» Н.И. Соловьёва, И. А. Чаленко;

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о русских народных сказках, слушание русской народной сказки «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к ней, разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток, упражнения с массажными мячиками, гимнастики для глаз.

-1-

                                          Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает детям с ними поздороваться. В руках педагога волшебная книга сказок.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Любим.

Воспитатель: Мир сказки - это мир приключений и волшебства, доброго и прекрасного. Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети:  «Теремок», «Колобок», «Крошечка Хаврошечка», «Заюшкина избушка»…

Воспитатель: А кто сочинил эти сказки?

Дети:  Русский народ.

Воспитатель: И мне сейчас хотелось бы оказаться в какой -  нибудь сказке. А вы хотите отправиться в сказку?

Дети: Хотим!

Воспитатель: У меня есть волшебная книга, которая поможет нам оказаться в сказке. Путешествие начинается.

На фоне  мелодии «В гостях у сказки» проводится релаксация.

Воспитатель:                  Мы осторожно входим в сказку

                                     Дорога, лес,  знакомы нам давно

                                     Здесь все живет и дышит чудесами

                                     Загадками и тайнами полно!

                                Открываем глазки, оказались в сказке.

 Дети открывают глаза. Воспитатель открывает волшебную книгу сказок.

-2-

Воспитатель: «Жили – были муж да жена и были у них дочка да сыночек маленький. Вот однажды  собрались отец с матерью в город, а дочку оставили за братцем присматривать. Побежала девочка на улицу, а братца под окошком на лавочке  оставила…»  Из какой сказки эти слова?

Дети:  «Гуси – лебеди».

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Гуси – лебеди».

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие по страницам этой сказки. Давайте поиграем  с вами в игру «Да и нет». Я буду читать сказку. Если вы согласны, то говорите: «Да, да, да!», а если не согласны – «Нет, нет, нет». Готовы?

  • Отец с матерью уехали в город, дети остались дома (да, да, да)
  • Налетели  Гуси – лебеди, подхватили девочку и понесли ее на крыльях (нет, нет, нет)
  •  Девочка печке помогла – пирожок съела (да, да, да )
  • Девочке с братцем помогли от гусей спрятаться печка, речка, яблонька и Баба – Яга (нет, нет, нет)

Воспитатель:  Сказку знаете хорошо. А сейчас загадка:

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют за пятки, беги без оглядки.

Дети:  Гуси.           Не боимся мы гусей,

               Поиграем веселей!

           Пальчиковая гимнастика Железновой «Гуси».

Гуси, гуси. Га – га – га.

Есть хотите? Да – да – да.

Хлеба с маслом? Нет, нет, нет.

А чего вам? Нам конфет.

-3-

Повторить упражнение 2 раза. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Путешествие продолжается. И снова загадка:                                        Бабушка седа – бела,

Зимой каждому мила,

Из трубы летят колечки –

Это дым из нашей…

Дети: Печки.

Воспитатель открывает первую иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:  Давайте поздороваемся с печкой ласково. 

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Дети, чем угостила печка девочку?

Дети: Пирожками.

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?

Дети: С мясом, с яблоками, с капустой…

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишнёвым пирогом, а как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?

Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.

Воспитатель: Поговорила Маша с печкой, показала печка куда Гуси – лебеди полетели. Покажем, как летают гуси.

Дыхательное упражнение под музыкальное сопровождение «Журавлиный клин».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку:

-4-

Круглое, румяное с дерева достану я.

Дети: Яблоко.

Воспитатель открывает вторую иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель: Как называется дерево, на котором растут яблоки?

Дети: Яблоня.

Воспитатель:  Давайте с ней ласково поздороваемся.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Ребята, в сказке яблоки называют  «румяными» да «наливными». Как вы  понимаете это выражение?

Дети: Сочные, спелые, красные…

Воспитатель: Посмотрите, под яблоней в корзинке лежат мячики – яблочки. Давайте поиграем с ними.

Дети берут мячики в руки и выполняют упражнение с массажными мячиками.

Мячик – яблочко возьмем

Покатаем и потрем.     Катают мячики между ладоней

Вверх подбросим  и поймаем    Подбрасывают, ловят

Пальчиками поиграем.    Дотрагиваются до иголок указ. пальцем

Положим яблочко на стол  Кладут мячик на левую руку – стол

Ручкой яблочко прижмём  Правой рукой прижимают мяч

И немножко покатаем       Катают мячики между ладоней

Потом ручку поменяем.

И немножко покатаем       Катают мячики между ладоней

Вот игру мы  завершаем.

-5-

Дети собирают мячики в корзинку, воспитатель предлагает продолжить путешествие.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто ещё помог Маше, нужно отгадать загадку?

                              Течёт, течёт – не  вытечет,

                              Бежит, бежит – не выбежит.

Дети: Речка.

Воспитатель: Правильно, давайте превратимся в речку и  покажем, как она течёт, а помогут нам в этом голубые ленты.

Дети берут ленты и встают врассыпную. На фоне шума воды выполняют упражнение.

Как не терпится реке

Пробежаться налегке (2 раза)   Взмахи лентами перед собой

Ветерок подует вольный

И помчатся быстро волны (2 раза)   Кружатся то в одну, то в другую стороны, играя лентами

Чтоб измерить глубину

Я зажмурюсь и нырну (2 раза)          Закрыть глаза и присесть

Потому что глубина

Для ныряния  нужна.   Руки вверх, покачивание рук вправо – влево

Дети складывают ленты.

Воспитатель: Вот наша речка и встретилась со сказочной  речкой.

Воспитатель открывает третью иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:  Давайте с ней ласково поздороваемся.

Дети: Здравствуй, реченька!

-6-

Воспитатель: Ребята,  в сказке речка не простая, сама молочная, а берега кисельные. Как, вы понимаете это выражение?

Дети: В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Правильно, молодцы, вы верно поняли это выражение. А теперь отправляемся дальше.

Воспитатель открывает последнюю иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:   Есть в лесу избушка,

                         В ней живёт недобрая старушка.

Дети: Баба Яга.

Воспитатель: Тс-с! Ребята, чтобы нас не заметила Баба  Яга, нужно вести себя тихо, но  в тоже время быть внимательными, смотреть по сторонам. Предлагаю вам вспомнить гимнастику для глаз, которая так и называется «Ищем Бабку - Ёжку».

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки открываем

Упражненье начинаем.

Глазки вправо, глазки влево,

Бабку Ёжку ищем смело.

Глазки вверх, глазки вниз

Бабка Ёжка, берегись (2 раза).

Воспитатель: Ребята, Баба Яга в сказке добрая? (Злая) Она молодая? (Старая) Она красивая? (Страшная)

Воспитатель: Здесь действительно такое страшное место, лучше нам поскорее  отсюда уйти.

                         Звучит запись голоса Бабы – Яги.

-7-

Баба Яга: Нет уж, погодите, просто так я вас  отсюда не выпущу. Маша меня перехитрила, а у вас ничего не выйдет…

Воспитатель: Ребята, всё таки Баба Яга нас заметила. Что же делать? Как нам выйти отсюда?»

Голос Бабы Яги: Убежать от меня захотели? Не получится. Сначала соберите картинку. А на ней мои помощники гуси – лебеди.

Воспитатель: Ребята, соберите картинку, вас много, вы дружные, у вас все получится.

 Дети выполняют задание. По  окончании улыбаются друг другу и обнимаются.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по русской народной сказке «Гуси – лебеди».

Звучит мелодия «В гостях у сказки».  Дети берутся за руки, идут друг за другом «змейкой» за воспитателем «возвращаются в группу из сказки».

Воспитатель (подводит итог занятия).

  • Вам понравилось путешествие в сказку? (Понравилось)
  • Кого вы повстречали в пути? (Печку, яблоню, речку, Бабу Ягу)
  • Что было в печке? (Пирожки)
  • А что мы делали у речки? У яблони? А как нас встретила Баба Яга? Что помогло нам выбраться из волшебного леса? (Мы собрали картинку из сказки «Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми испытаниями. Сегодня наше путешествие закончилось, закрываем волшебную книгу. В следующий раз мы отправимся в какую – нибудь другую сказку.

     

                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №21

Истринского муниципального района

Конспект непосредственной образовательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке

«Гуси – лебеди» с использованием здоровьесберегающих технологий.

                                                            Воспитатель высшей

                                                       квалификационной категории

                                   Пархоменко М.А.

Образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация»,  «Здоровье».

«Чтение художественной литературы».

Задачи: 

  • Закреплять умение понимать образное содержание сказки;
  • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.

«Коммуникация».

Задачи: 

  • Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных;
  • Учить детей употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).

«Познание».

Задачи: 

  • Уточнять и расширять представления детей о природе;
  • Закреплять умение наблюдать.

«Здоровье».

Задачи: 

  • Использование здоровьесберегающих технологий посредством сказкотерапии;
  •  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
  •  Развитие мелкой моторики;
  •  Восстановление  нарушенного носового дыхания   посредством выполнения дыхательной гимнастики.

Материалы и оборудование: 

  • мольберты с иллюстрациями к сказке;
  • корзина с массажными  мячиками;
  •  ленты на каждого ребенка по две штуки;
  •  кукла Баба Яга;
  •  разрезные картинки по сюжету сказки;
  • волшебная книга;
  • музыкальный центр.

Методическая литература:

Общеобразовательная программа дошкольного образования        «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,     М. А. Васильевой, 2012 год

«Развитие речи детей 5 – 7 лет» О. С. Ушакова;

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;

«1000 загадок» Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина;

«Сказка как источник творчества детей» (Здоровьесберегающая педагогика) М.М. Безруких;

« Здоровый образ жизни» Н.И. Соловьёва, И. А. Чаленко;

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о русских народных сказках, слушание русской народной сказки «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к ней, разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток, упражнения с массажными мячиками, гимнастики для глаз.

-1-

                                          Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает детям с ними поздороваться. В руках педагога волшебная книга сказок.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Любим.

Воспитатель: Мир сказки - это мир приключений и волшебства, доброго и прекрасного. Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети:  «Теремок», «Колобок», «Крошечка Хаврошечка», «Заюшкина избушка»…

Воспитатель: А кто сочинил эти сказки?

Дети:  Русский народ.

Воспитатель: И мне сейчас хотелось бы оказаться в какой -  нибудь сказке. А вы хотите отправиться в сказку?

Дети: Хотим!

Воспитатель: У меня есть волшебная книга, которая поможет нам оказаться в сказке. Путешествие начинается.

На фоне  мелодии «В гостях у сказки» проводится релаксация.

Воспитатель:                  Мы осторожно входим в сказку

                                     Дорога, лес,  знакомы нам давно

                                     Здесь все живет и дышит чудесами

                                     Загадками и тайнами полно!

                                Открываем глазки, оказались в сказке.

 Дети открывают глаза. Воспитатель открывает волшебную книгу сказок.

-2-

Воспитатель: «Жили – были муж да жена и были у них дочка да сыночек маленький. Вот однажды  собрались отец с матерью в город, а дочку оставили за братцем присматривать. Побежала девочка на улицу, а братца под окошком на лавочке  оставила…»  Из какой сказки эти слова?

Дети:  «Гуси – лебеди».

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Гуси – лебеди».

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие по страницам этой сказки. Давайте поиграем  с вами в игру «Да и нет». Я буду читать сказку. Если вы согласны, то говорите: «Да, да, да!», а если не согласны – «Нет, нет, нет». Готовы?

  • Отец с матерью уехали в город, дети остались дома (да, да, да)
  • Налетели  Гуси – лебеди, подхватили девочку и понесли ее на крыльях (нет, нет, нет)
  •  Девочка печке помогла – пирожок съела (да, да, да )
  • Девочке с братцем помогли от гусей спрятаться печка, речка, яблонька и Баба – Яга (нет, нет, нет)

Воспитатель:  Сказку знаете хорошо. А сейчас загадка:

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют за пятки, беги без оглядки.

Дети:  Гуси.           Не боимся мы гусей,

               Поиграем веселей!

           Пальчиковая гимнастика Железновой «Гуси».

Гуси, гуси. Га – га – га.

Есть хотите? Да – да – да.

Хлеба с маслом? Нет, нет, нет.

А чего вам? Нам конфет.

-3-

Повторить упражнение 2 раза. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Путешествие продолжается. И снова загадка:                                        Бабушка седа – бела,

Зимой каждому мила,

Из трубы летят колечки –

Это дым из нашей…

Дети: Печки.

Воспитатель открывает первую иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:  Давайте поздороваемся с печкой ласково. 

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Дети, чем угостила печка девочку?

Дети: Пирожками.

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?

Дети: С мясом, с яблоками, с капустой…

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишнёвым пирогом, а как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?

Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.

Воспитатель: Поговорила Маша с печкой, показала печка куда Гуси – лебеди полетели. Покажем, как летают гуси.

Дыхательное упражнение под музыкальное сопровождение «Журавлиный клин».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку:

-4-

Круглое, румяное с дерева достану я.

Дети: Яблоко.

Воспитатель открывает вторую иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель: Как называется дерево, на котором растут яблоки?

Дети: Яблоня.

Воспитатель:  Давайте с ней ласково поздороваемся.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Ребята, в сказке яблоки называют  «румяными» да «наливными». Как вы  понимаете это выражение?

Дети: Сочные, спелые, красные…

Воспитатель: Посмотрите, под яблоней в корзинке лежат мячики – яблочки. Давайте поиграем с ними.

Дети берут мячики в руки и выполняют упражнение с массажными мячиками.

Мячик – яблочко возьмем

Покатаем и потрем.     Катают мячики между ладоней

Вверх подбросим  и поймаем    Подбрасывают, ловят

Пальчиками поиграем.    Дотрагиваются до иголок указ. пальцем

Положим яблочко на стол  Кладут мячик на левую руку – стол

Ручкой яблочко прижмём  Правой рукой прижимают мяч

И немножко покатаем       Катают мячики между ладоней

Потом ручку поменяем.

И немножко покатаем       Катают мячики между ладоней

Вот игру мы  завершаем.

-5-

Дети собирают мячики в корзинку, воспитатель предлагает продолжить путешествие.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто ещё помог Маше, нужно отгадать загадку?

                              Течёт, течёт – не  вытечет,

                              Бежит, бежит – не выбежит.

Дети: Речка.

Воспитатель: Правильно, давайте превратимся в речку и  покажем, как она течёт, а помогут нам в этом голубые ленты.

Дети берут ленты и встают врассыпную. На фоне шума воды выполняют упражнение.

Как не терпится реке

Пробежаться налегке (2 раза)   Взмахи лентами перед собой

Ветерок подует вольный

И помчатся быстро волны (2 раза)   Кружатся то в одну, то в другую стороны, играя лентами

Чтоб измерить глубину

Я зажмурюсь и нырну (2 раза)          Закрыть глаза и присесть

Потому что глубина

Для ныряния  нужна.   Руки вверх, покачивание рук вправо – влево

Дети складывают ленты.

Воспитатель: Вот наша речка и встретилась со сказочной  речкой.

Воспитатель открывает третью иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:  Давайте с ней ласково поздороваемся.

Дети: Здравствуй, реченька!

-6-

Воспитатель: Ребята,  в сказке речка не простая, сама молочная, а берега кисельные. Как, вы понимаете это выражение?

Дети: В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Правильно, молодцы, вы верно поняли это выражение. А теперь отправляемся дальше.

Воспитатель открывает последнюю иллюстрацию на мольберте, дети стоят рядом.

Воспитатель:   Есть в лесу избушка,

                         В ней живёт недобрая старушка.

Дети: Баба Яга.

Воспитатель: Тс-с! Ребята, чтобы нас не заметила Баба  Яга, нужно вести себя тихо, но  в тоже время быть внимательными, смотреть по сторонам. Предлагаю вам вспомнить гимнастику для глаз, которая так и называется «Ищем Бабку - Ёжку».

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки открываем

Упражненье начинаем.

Глазки вправо, глазки влево,

Бабку Ёжку ищем смело.

Глазки вверх, глазки вниз

Бабка Ёжка, берегись (2 раза).

Воспитатель: Ребята, Баба Яга в сказке добрая? (Злая) Она молодая? (Старая) Она красивая? (Страшная)

Воспитатель: Здесь действительно такое страшное место, лучше нам поскорее  отсюда уйти.

                         Звучит запись голоса Бабы – Яги.

-7-

Баба Яга: Нет уж, погодите, просто так я вас  отсюда не выпущу. Маша меня перехитрила, а у вас ничего не выйдет…

Воспитатель: Ребята, всё таки Баба Яга нас заметила. Что же делать? Как нам выйти отсюда?»

Голос Бабы Яги: Убежать от меня захотели? Не получится. Сначала соберите картинку. А на ней мои помощники гуси – лебеди.

Воспитатель: Ребята, соберите картинку, вас много, вы дружные, у вас все получится.

 Дети выполняют задание. По  окончании улыбаются друг другу и обнимаются.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по русской народной сказке «Гуси – лебеди».

Звучит мелодия «В гостях у сказки».  Дети берутся за руки, идут друг за другом «змейкой» за воспитателем «возвращаются в группу из сказки».

Воспитатель (подводит итог занятия).

  • Вам понравилось путешествие в сказку? (Понравилось)
  • Кого вы повстречали в пути? (Печку, яблоню, речку, Бабу Ягу)
  • Что было в печке? (Пирожки)
  • А что мы делали у речки? У яблони? А как нас встретила Баба Яга? Что помогло нам выбраться из волшебного леса? (Мы собрали картинку из сказки «Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми испытаниями. Сегодня наше путешествие закончилось, закрываем волшебную книгу. В следующий раз мы отправимся в какую – нибудь другую сказку.

     

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке в 1 младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Колобок»

В нашем ДОУ этот учебный год был посвящен здоровьесберегающим технологиям и их использованию в различных режимных моментахКонспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке в 1 младшей группе с исп...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке во 2 младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Колобок»

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке во 2 младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Колобок»...

Конспект НОД в 1 младшей группе по развитию речи на тему «В гости к Зайке» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект НОД в 1 младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи занятия:Отрабатывать навык составления распространенных предложений.Использовать здоровьесберегающие технологии:развивать умение управлять силой и длительностью воздушной струи.развивать у...

Конспект занятия с детьми младшего возраста по лепке с использованием здоровьесберегающих технологий «Цыплята»

Тема: «Цыплята»Цель: вылепить предмет, состоящий из двух частей (цыпленок).Задачи:Образовательные: учить отделять комочки, разные по величине от основного куска пластилина. Закрепить умени...

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи на тему «В гости к Зайке» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи на тему: "В гости к Зайке"с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия по развитию речи «Транспорт» в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи:Образовательные:формировать понятие «транспорт»;закрепить знания детей о  видах  транспорта – наземный, водный, воздушный;расширять знания детей о наземном, водном и...