Методическая разработка занятия "Чтение произведения Н. Сладкова "Бобровый пруд"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Федорук Анастасия Сергеевна

Представлен материал для подготовки и проведения занятия  "Чтение произведения Н.Сладкова "Бобровый пруд" с использованием методики интерактивного чтения.

Среди материалов Вы найдёте:

1. Технологическая карта занятия

2. Эмоциональная карта событий произведения (форма разработана Ореховой - Андерсон)

3. Ход занятия

4. Варианты для чтения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия второго тура номинации «Педагогические надежды (Молодой педагог ДОУ)»

ФИО участника

 (полностью)

Федорук Анастасия Сергеевна

№ ГБДОУ

№ 123 Центрального района

Тема мероприятия

Тема: Чтение произведения Н. Сладкова

 «Бобровый пруд»

возрастная группа

Старшая группа

Цель мероприятия

Прививать интерес к чтению художественной литературы детям старшего дошкольного возраста

Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели

  1. Воспитание чуткости к художественному слову
  2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса
  3. Уточнение представлений детей об обитателях пруда
  4. Развитие умения выстраивать причинно-следственные связи
  5. Создание условий для развития творческой активности и воображения
  6. Содействие выбору способа передачи в движении литературных образов
  7. Воспитание любви к природе
  8. Формирование нравственных ценностей:  труд, доброта, любовь к родной природе, счастье, благодарность

Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия

Образовательные области

Планируемый результат

Речевое развитие

Социально – коммуникативное

Художественно-эстетическое

Познавательное

Физическое

  • Умение формулировать и высказывать свою мысль
  • Позитивное отношение к чтению
  • Умение слушать друг друга, осознавать свои эмоции, договариваться

  • Умение фантазировать, эмоционально-образно создавать литературный образ

  • Расширение представления детей об окружающем мире

  • Предупреждение и снятие утомления, накопление и обогащение двигательного опыта

Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия

Методика эмоционально-развивающего интерактивного чтения (использование эмоциональной карты события Ореховой – Андерсон)

Игровые технологии

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

Введение

Основная часть

Заключительная

Этапы:

Мотивационный

Ориентировочный

Методы и приемы:

  1. Словесные:

     Вводная беседа

     Вопросы к детям

     Постановка учебной задачи

Этапы:

Исполнительский

Методы и приемы:

  1. Словесные:

Чтение произведения, вопросы к детям, беседа, указания, толкование, фасилитированная дискуссия.

  1. Практические:

Творческие задания

  1. Наглядные:

Использование изображений (мультимедийный проектор)

Этапы:

Рефлексивный

Перспективный

Методы и приемы:

  1. Словесные:

Вопросы к детям.

Обобщение воспитателя.

  1. Наглядные:

Использование изображений, внесение нового литературного произведения для поддержания интереса к чтению

Перечислите оборудование, которое Вам необходимо для проведения мероприятия

Проектор, экран, магнитофон с USB разъемом, посадочные места перед экраном (по количеству детей)

Остальное оборудование (литературные произведения, музыкальный и видео- файлы, маски с изображениями обитателей пруда в соответствии с литературным произведением по количеству детей) конкурсант готовит самостоятельно.



Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА СОБЫТИЯ ОРЕХОВОЙ – АНДЕРСОН

Рассказ

«БОБРОВЫЙ ПРУД»

(Н. И. Сладков)

ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ/ЦЕННОСТИ

счастье (радость)

справедливость

дружба

доброта

скука

горе

обида

ссора

зло

восхищение

дом

детский сад

книга

труд

игра

ТV

страх

болезнь

спорт

мама

папа

Я

малыш

мой город

родная природа

честность

послушание

духовный алфавит

самое ценное

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ/ЦЕННОСТИ

положительные герои

благодарность

законы природы

грусть (тоска)

созидание

Обозначения:

  • Закрашенное название эмоции/ценности означает, что эмоция/ценность представлена в произведении.
  • Не закрашенное название эмоции/ценности означает то, что эмоция/ценность в событии не представлена.

Комментарии к эпизодам рассказа

«БОБРОВЫЙ ПРУД»

Эмоции/ценности

Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность

счастье (радость)

Радость всех обитателей пруда от того, что пруд снова налился водой

доброта

Образ Бобра

зло

-

скука

-

восхищение

-

дом

Пруд – как место обитания, Хатка – у Бобра, Гнездо – у уток

труд

Строительство плотины, занятость всех обитателей летними хлопотами

страх

-

папа, мама

-

мой город

-

родная природа

Описание природы

честность

-

послушание

-

духовный алфавит

-

самое ценное

Труд, ценность природы

положительные герои

Главный герой Бобр, и остальные обитатели

благодарность

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл.

грусть/тоска

Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал

законы природы

Описание времени года, поведения обитателей пруда

созидание

Бобр построил плотину для жизни и уюта всех обитателей



Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н. СЛАДКОВА «БОБРОВЫЙ ПРУД»

  1. Организационный момент. Игра для знакомства:

Правила:

Любит – поднять две руки вверх

Не любит - присесть

Кто любит:                 Рисовать?        Лепить?         Танцевать?         Играть в футбол?

Читать?                  Слушать сказки?        Слушать рассказы о животных?

Я принесла вам свою любимую книгу – рассказ о животных, написал его Н. Сладков, называется «Бобровый пруд». Вы хотели бы послушать/Давайте вместе послушаем?

  1. Эмоциональное чтение

Николай Сладков «Бобровый пруд»                                 

Лето в лесу – пора беспокойная! Все заняты. Шум и суета в лесу! Только у ручейка лесного тишина и покой. Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал. Никто на ручье не жил: ни в воде, ни у воды. Скучно было у лесного ручья….

Но    пришёл на ручей бобр. Натаскал сучков и веток, пучков травы и комьев глины – и перегородил ручей, построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд. На берегу хатку построил – стал в хатке жить.

Прискакали к пруду лягушки, каждый вечер гремит там теперь весёлый концерт лягушачий!

Рыбки разные в пруд приплыли, играют и плещутся в прозрачной воде.

Утки прилетели, гнёзда свили, утят вывели: крячут с утра до вечера.

Стрекозы разноцветные в пятнашки играют, гоняются за комарами и мухами. И друг за другом.

Ласточки прилетают на пруд купаться. С лёту чиркают по воде грудкой, подхватывают капельки. Щебечут от радости!

Прилетает большой чёрный аист – на одной ноге у воды постоять. Лягушачий концерт послушать, на рыбок полюбоваться. Червячка заморить.

Весело у ручейка стало – шумно и оживлённо! Бегут, летят, плывут, скачут. Свистят, щебечут, кричат, квакают. Радуются. Лето.

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл!

  1. Беседа

Вопросы:         

1. Понравился ли рассказ? Всё ли понятно? (Плотина, пруд, хатка)

2. Напомните название, почему так называется? (выйти на: бобр построил плотину и разлился пруд)

3. Как вы думаете, зачем/ для чего построил?

4. Опишите бобра/какой он?

5. Изменилась ли жизнь обитателей? Расскажите, как?

6. Какие обитатели?

- Давайте проверим, никого ли мы не забыли: они перед вами, пришли к нам из рассказа, нарисовал их Никита Чарушин

 - Давайте превратимся в обитателей вспомним, что они делали:

бобр,

лягушки,

рыбки,

утки,                         (проиграть индивидуально или совместно)

ласточки,

аист,

стрекозки

- А сейчас мы можем оживить пруд, давайте попробуем! (Обозначить место для сценки, соблюдая безопасность)

  1.  Инценировка сказки:

Пришёл на ручей бобр, перегородил ручей, построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд. На берегу хатку построил – стал в хатке жить.

Прискакали к пруду лягушки, каждый вечер гремит там теперь весёлый концерт лягушачий!

Рыбки разные в пруд приплыли, играют и плещутся в прозрачной воде.

Утки прилетели, гнёзда свили, крячут с утра до вечера.

Стрекозы разноцветные в пятнашки играют, гоняются друг за другом.

Ласточки прилетели на пруд купаться. Щебечут от радости!

Прилетел большой чёрный аист – на одной ноге постоять. Лягушачий концерт послушать, на рыбок полюбоваться.

Весело у ручейка стало – шумно и оживлённо! Бегут, летят, плывут, скачут. Свистят, щебечут, крячут, квакают. Радуются. Лето.

(Обитатели, какие вы дружные и радостные, подходите к нам скорее!)

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл! (Давайте поблагодарим бобра, Спасибо!)

А я вас всех благодарю: спасибо вам, что мою любимую сказку оживили! Мне так понравилось!

  1. Обратная связь. Игра

Правила:

Понравилось – хлопнуть в ладоши

Не понравилось – топнуть ногой

Кому понравилось:

- быть обитателем бобрового пруда?

- слушать рассказ?

Кто бы хотел ещё послушать рассказ о животных?

Окончание занятия


ВАРИАНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

БОБРОВЫЙ ПРУД, 1988 г Н. И. Сладков, Н. Е. Чарушин

Лето в лесу – пора беспокойная! Все заняты. Все торопятся: кто летит, кто бежит, кто плывёт, кто ползёт – шум и суета в лесу! Только у ручейка лесного тишина и покой. Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал.

Но пришёл на ручей бобр. Натаскал сучков и веток, пучков травы и комьев глины – и перегородил ручей, построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд. На берегу хатку построил – стал в хатке жить.

Прискакали к пруду лягушки, каждый вечер гремит там теперь весёлый концерт лягушачий!

Рыбки разные в пруд приплыли, играют и плещутся в прозрачной воде.

Утки прилетели, гнёзда свили, утят вывели: крякают с утра до вечера, утят созывают.

Стрекозы разноцветные в пятнашки над осокой играют, гоняются за комарами и мухами. И друг за другом

Прибежала выдра: днём в норе прячется. Ночью рыбу ловит. А по утрам с крутой горки на животе в воду скатывается – играет.

Ласточки прилетают на пруд купаться. С лёту чиркают по воде грудкой, подхватывают капельки. Щебечут от радости!

Прилетает большой чёрный аист – на одной ноге у воды постоять. Одним глазом по сторонам посматривает – лисица бы не подкралась. Другим – в пруду лягушек высматривает.

Весело у ручейка стало – шумно и оживлённо! Бегут, летят, плывут, скачут. Свистят, щебечут, кричат, квакают. Радуются. Лето.

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл.

«Бобровый пруд»         другой вариант

Тёк в лесу ручей, от жары пересох почти, даже журчать перестал. Никто на ручье не жил: ни в воде, ни у воды. Скучно было в лесу.

Но пришёл на ручей бобр и построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд.

Стрекозы разноцветные в пятнашки над осокой играют, за комарами гоняются.

Приплыла выдра, по ночам раков ловит, днём с крутой горки на животе прямо в воду скатывается — играет.

Поселились и пруду лягушки: что ни вечер теперь — то весёлый концерт лягушачий!

Ласточки прилетают на пруд купаться, грудкой слёту по воде чиркают, подхватывают клювом капельки. Щебечут от радости!

Рыбки в пруду завелись, играют и плещутся в прозрачных струях.

Утки прилетели, гнезда свили, утят вывели. Крячут теперь с утра до вечера, утят созывают.

Прилетает и чёрный аист — на одной ноге у воды подремать. Лягушачий концерт послушать, на рыбок полюбоваться. Червячка заморить.

Весело стало в лесу, шумно и оживлённо! А всё бобр — спасибо ему. Всем лесным жителям угодил. И себя не забыл!

 «Бобровый пруд»        вариант комбинированный

Лето в лесу – пора беспокойная! Все заняты. Шум и суета в лесу! Только у ручейка лесного тишина и покой. Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал. Никто на ручье не жил: ни в воде, ни у воды. Скучно было у лесного ручья….

Но    пришёл на ручей бобр. Натаскал сучков и веток, пучков травы и комьев глины – и перегородил ручей, построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд. На берегу хатку построил – стал в хатке жить.

Прискакали к пруду лягушки, каждый вечер гремит там теперь весёлый концерт лягушачий!

Рыбки разные в пруд приплыли, играют и плещутся в прозрачной воде.

Утки прилетели, гнёзда свили, утят вывели: крячут с утра до вечера.

Стрекозы разноцветные в пятнашки играют, гоняются за комарами и мухами. И друг за другом.

Ласточки прилетают на пруд купаться. С лёту чиркают по воде грудкой, подхватывают капельки. Щебечут от радости!

Прилетает большой чёрный аист – на одной ноге у воды постоять. Лягушачий концерт послушать, на рыбок полюбоваться. Червячка заморить.

Весело у ручейка стало – шумно и оживлённо! Бегут, летят, плывут, скачут. Свистят, щебечут, кричат, квакают. Радуются. Лето.

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл!



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

БОБРОВЫЙ ПРУД, 1988 г Н. И. Сладков, Н. Е. Чарушин

Лето в лесу – пора беспокойная! Все заняты. Все торопятся: кто летит, кто бежит, кто плывёт, кто ползёт – шум и суета в лесу! Только у ручейка лесного тишина и покой. Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал.

Но пришёл на ручей бобр. Натаскал сучков и веток, пучков травы и комьев глины – и перегородил ручей, построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд. На берегу хатку построил – стал в хатке жить.

Прискакали к пруду лягушки, каждый вечер гремит там теперь весёлый концерт лягушачий!

Рыбки разные в пруд приплыли, играют и плещутся в прозрачной воде.

Утки прилетели, гнёзда свили, утят вывели: крякают с утра до вечера, утят созывают.

Стрекозы разноцветные в пятнашки над осокой играют, гоняются за комарами и мухами. И друг за другом

Прибежала выдра: днём в норе прячется. Ночью рыбу ловит. А по утрам с крутой горки на животе в воду скатывается – играет.

Ласточки прилетают на пруд купаться. С лёту чиркают по воде грудкой, подхватывают капельки. Щебечут от радости!

Прилетает большой чёрный аист – на одной ноге у воды постоять. Одним глазом по сторонам посматривает – лисица бы не подкралась. Другим – в пруду лягушек высматривает.

Весело у ручейка стало – шумно и оживлённо! Бегут, летят, плывут, скачут. Свистят, щебечут, кричат, квакают. Радуются. Лето.

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл.

«Бобровый пруд»         другой вариант

Тёк в лесу ручей, от жары пересох почти, даже журчать перестал. Никто на ручье не жил: ни в воде, ни у воды. Скучно было в лесу.

Но пришёл на ручей бобр и построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд.

Стрекозы разноцветные в пятнашки над осокой играют, за комарами гоняются.

Приплыла выдра, по ночам раков ловит, днём с крутой горки на животе прямо в воду скатывается — играет.

Поселились и пруду лягушки: что ни вечер теперь — то весёлый концерт лягушачий!

Ласточки прилетают на пруд купаться, грудкой слёту по воде чиркают, подхватывают клювом капельки. Щебечут от радости!

Рыбки в пруду завелись, играют и плещутся в прозрачных струях.

Утки прилетели, гнезда свили, утят вывели. Крячут теперь с утра до вечера, утят созывают.

Прилетает и чёрный аист — на одной ноге у воды подремать. Лягушачий концерт послушать, на рыбок полюбоваться. Червячка заморить.

Весело стало в лесу, шумно и оживлённо! А всё бобр — спасибо ему. Всем лесным жителям угодил. И себя не забыл!

 «Бобровый пруд»        вариант комбинированный

Лето в лесу – пора беспокойная! Все заняты. Шум и суета в лесу! Только у ручейка лесного тишина и покой. Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал. Никто на ручье не жил: ни в воде, ни у воды. Скучно было у лесного ручья….

Но    пришёл на ручей бобр. Натаскал сучков и веток, пучков травы и комьев глины – и перегородил ручей, построил плотину. Разлился за плотиной большой бобровый пруд. На берегу хатку построил – стал в хатке жить.

Прискакали к пруду лягушки, каждый вечер гремит там теперь весёлый концерт лягушачий!

Рыбки разные в пруд приплыли, играют и плещутся в прозрачной воде.

Утки прилетели, гнёзда свили, утят вывели: крячут с утра до вечера.

Стрекозы разноцветные в пятнашки играют, гоняются за комарами и мухами. И друг за другом.

Ласточки прилетают на пруд купаться. С лёту чиркают по воде грудкой, подхватывают капельки. Щебечут от радости!

Прилетает большой чёрный аист – на одной ноге у воды постоять. Лягушачий концерт послушать, на рыбок полюбоваться. Червячка заморить.

Весело у ручейка стало – шумно и оживлённо! Бегут, летят, плывут, скачут. Свистят, щебечут, кричат, квакают. Радуются. Лето.

Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил и себя не забыл!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Чтение произведения Н. Сладкова "Бобровый пруд"

Представлен материал для подготовки и проведения занятия  "Чтение произведения Н.Сладкова "Бобровый пруд" с использованием методики интерактивного чтения.Среди материалов Вы найдёт...

Методическая разработка по произведению К.И.Чуковского "Муха-цокотуха" в первой младшей группе

Методическая разработка по произведению К.И.Чуковского."Муха-цокотуха"в первой младшей группе...

Методическая разработка по произведению К. Чуковского «Федорино горе».

Методическая разработка по развитию речи сказка К.К. Чуковский Федорено горе...

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....

Методическая разработка по сюжетной лепке для средней группы "Утки плавают в пруду"

Методическая разработка по сюжетной лепке для средней группы "Утки плавают в пруду"...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы по теме : Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму с

Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к бли...