«Мастер-класс» «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Ярошенко Людмила Григорьена воспитатель
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Перспектива» городского округа Власиха Московской области.
«Мастер-класс»
«Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить педагогов с «Кубиками историй» технологией сторителлинг по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».
Задачи:
1.Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
2.Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;
3.Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
Участники мастер класса: педагоги ДОУ
Методы и приемы: словесный, обьяснение, мультимедийная презентация, наглядный, практическое выполнение заданий.
Материалы и оборудование: Словесный, наглядный, кубики, картинки на фото бумаге с клеевым слоем.
Структура мастер класса:
1.Вступительная:
- Объявление темы и цели мастер - класса.
2. Теоретически демонстрационная часть:
- Значение
- Пояснение основных этапов работы
3.Практическая часть
Игры с кубиком
Составление рассказа с ними
4.Рефлексия участников мастер класса. Подведение итогов.
Ход мастер- класса:
1.Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемое коллеги!
Сегодня представляю мастер –класс на тему вариативности использования пособия «Кубики историй», как из направлений технологии сторителлин. Давайте вспомним что стротеллинг – это придумывание историй, и наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок и невероятных историй, «Кубики историй» это одно из направлений данной технологии.
Цель мастер класса: познакомить педагогов с «Кубиками историй» технологией сторителлинг по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».
Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем.
Кубики Историй придумал ирландец Рори О’Коннор в начале XXI века. Изначально они создавались как учебное пособие для развития креативности. В мае 2004 г. Рори О’Коннор создал эскизы 9 разных кубиков с 54 изображениями. Именно эта версия в русском языке получила название «Кубики Историй». Все они устроены по одному принципу: на 6 гранях кубика размещены 6 лаконичных схематических рисунков.
Как самостоятельно изготовить кубики:
Нужно взять основу – любые кубики: пластмассовые, пластиковые или деревянные. Затем, необходимо найти подходящие по смыслу картинки и распечатать их. Картинки выбираются в соответствии со смысловым назначением каждого кубика:
1 кубик – начало истории, выбор героев;
2 кубик - раскручивание сюжета, куда герои хотят отправиться (что найти);
3 кубик - на чем, с помощью чего герои действуют; волшебное средство/помощник;
4 кубик - кульминация (решающее событие); завершение истории.
Затем, на грани кубиков-основ нужно наклеить эти картинки.
На каждом кубике 6 граней. На каждую грань наклеиваем изображение.
Основным вариантом использования кубиков, как и задумывал автор, остается сочинительство, рассказывание историй. Сочинять истории можно просто так, в качестве развлечения.
Творческое рассказывание представляет один из сложных видов это один из более сложных видов речевой деятельности и требует большой предварительной работы, пособие «Кубики историй» предполагает возможность проведения как подготовительной так и основной работы.
Уважаемые коллеги, с какими сложностями в речевом развитии детей вы сталкиваетесь, какие проблемы вы можете обозначить? ….ответы
А сейчас я вам хочу предложить некоторые эффективные приемы для работы, для решения данных проблем
Практическая работа:
Для детей на протяжении всего дошкольного детства является важной задачей расширение, активизация и уточнение словаря. Для решения этой задачи предлагаю игру
1.Игра «Каждый знает что бывает»
Для этого мы высыпаем все кубики на стол. Педагог говорит скажите «Каждый знает что колючим бывает»
- Задача детей подобрать предметы к данному определению.
( хрупким, тяжёлым, ароматным)
Каждый ответ формирует словосочетание.
Такое же упражнение можно провести отрабатываю глагольный словарь (Каждый знает что летает, бежит, катится, сломается, плавает)
2. Игра «Что у тебя»
Следующее упражнение на согласование с числительным. В этой игре я предлагаю поиграть маленькими кубики.
На одном кубике у нас цифры, на другом предметы.
Я использую 1 игральную кость, и даю маленький кубик с предметами. Кладем их в стаканчик. Перевернув его получаем число и существительное. Можно спросить у ребенка : « - Что у тебя?» Ребенок отвечает по образцу: «У меня 3 птички». Для согласования с прилагательным я использую кубики со сменными картинками. На одном кубике обозначены признаки, на другом предметы. Дети бросают кубики и оставляют словосочетания по образцу. (Грустный ёжик, злой заяц).
Для обучения детей фразовой речи также использую маленькие кубики.
3.Игра прием «Чудесный мешочек»
Ребенок выбрасывает 2 кубика. Педагог спрашивает; «-Что нарисовано у тебя на картинках? Объедини эти два слова». Ребенок составляет предложение из выпавших картинок.
Педагог может предложить другим детям придумать свои варианты.
В этом же упражнении удобно закреплять у детей пространственные представления с помощью предлогов. Я спрошу у ребенка правильно ли сказать так: «Маша села за листик? Маша наступила на листик?»
Такая предварительная работа знакомит детей с пособием, формирует лексико-грамматический строй, обучает фразовой речи. И подводит ребенка к составлению рассказов.
Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Как и у каждой игры в «Кубиках историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем тематику жанр какой рассказ мы будем сочинять (сказка, детектив, смешная история)
1) Вступление (Вспышка) – ее цель — заинтересовать детей, захватить их внимание. Каждая история должна начинаться с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу: «однажды….», «как-то раз….» или «в некотором царстве».
2) Развитие события (раскручивание сюжета истории). Эта часть дает возможность глубже проникнуть в суть истории, ее конфликт. Долгий путь - это возможность для героя противостоять трудностям, познавая тем самым себя и мир вокруг. Какой урок должен выучить Ваш герой? История ведется от 3-го лица.
3) Кульминация (разворачиваются основные события истории). Напряжение сюжета становится максимальным. Когда обстановка внутри истории накаляется до предела, появляется неожиданное разрешение проблемы. В итоге находится решение, но оно оказывается совсем не таким, как все ожидали. Герой выходит победителем.
4) Заключение (итог истории). Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ 1-2 предложениями, как в басне – мораль.
5.Составление рассказа
6.Рефлексия:
- Давайте, вместе обсудим, какая история у нас получилась?
- Чему она нас учит? Что мы можем сказать о наших героях?
-Понравилось ли Вам сочинять историю?
Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Выводы:
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования «Кубиков историй» техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста: повышение интереса к занятию и как следствие повышение концентрации внимания; развитие связности высказывания; обучение составлению рассказов; повышение речевой активности; развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия. Данную технологию я успешно использую в своей работе. Современные дети требуют современных идей. Данными кубиками можно играть и дома с детьми, в продаже есть кубики для взрослых ими можно играть на семейных праздниках с друзьями, и близкими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мастер-класс» «Кубики историй», или сторителлинг | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сторителлинг ( англ. storytelling ) переводе звучит как « рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – « сказительство » . Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы. Задачи: 1 . Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников. 2 . Уточнять использование грамматических форм речи . 3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста. 1.Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. 2.Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование . 3.Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 4 . Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей . Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Сторителлинг к лассический цифровой активный
«Кубики историй» Структура сторителлинга : Вступление «Когда-то давным-давно..,садитесь поближе, я вам расскажу.., однажды.., в некотором царстве, в некотором государстве.., жили- были..,это произошло темной и дождливой ночью.., н аш герой понятия не имел, что его ждет..;» 2 . Развитие событий: сюжетные направления и нравы персонажей 3. Кульминация: происходит накал страстей 4.Заключение: итог кратко
Принцип хороших историй. Простота Неожиданность Конкретность Реалистичность Эмоциональность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...
Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...
«Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство развития связной речи у старших дошкольников»
Консультация для педагогов «Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство развития связной речи у старших дошкольников».Методика «сторителлинг&ra...
презентация "Кубики историй или сторителлинг, как средство развития связной речи дошкольников "
Слово «сторителлинг» (storytelling) в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» очень многогранная, много...
Мастер-класс «"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....