«Мастер-класс» «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Ярошенко Людмила Григорьевна

            Ярошенко Людмила Григорьена  воспитатель

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                           средняя общеобразовательная школа «Перспектива» городского округа Власиха Московской области.                                 

                                                        

 

                                 «Мастер-класс»

«Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи  детей  дошкольного  возраста»

 Цель: познакомить педагогов с «Кубиками историй» технологией сторителлинг по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Задачи:

1.Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

2.Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

3.Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Участники мастер класса: педагоги  ДОУ

Методы и приемы: словесный, обьяснение, мультимедийная презентация, наглядный,  практическое выполнение заданий.

Материалы и оборудование: Словесный, наглядный, кубики, картинки на фото бумаге с клеевым слоем.

Структура мастер класса:

1.Вступительная:

  • Объявление темы и цели мастер - класса.

2. Теоретически демонстрационная часть:

  • Значение
  • Пояснение основных этапов  работы

3.Практическая часть

Игры с  кубиком

Составление рассказа с ними

4.Рефлексия участников мастер класса. Подведение итогов.

 

                       Ход мастер- класса:

1.Вступительная часть

Здравствуйте, уважаемое коллеги!

Сегодня представляю  мастер –класс на тему вариативности использования пособия «Кубики историй», как  из направлений технологии сторителлин. Давайте  вспомним что  стротеллинг – это придумывание историй, и наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок и невероятных историй, «Кубики историй»  это одно из направлений  данной технологии.

Цель мастер класса: познакомить педагогов с «Кубиками историй» технологией сторителлинг по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем.

 

Кубики Историй придумал ирландец Рори О’Коннор в начале XXI века. Изначально они создавались как учебное пособие для развития креативности. В мае 2004 г. Рори О’Коннор создал эскизы 9 разных кубиков с 54 изображениями. Именно эта версия в русском языке  получила название  «Кубики Историй». Все они устроены по одному принципу: на 6 гранях кубика размещены 6 лаконичных схематических рисунков.

Как самостоятельно изготовить кубики:

Нужно взять основу – любые кубики: пластмассовые, пластиковые или деревянные. Затем, необходимо найти подходящие по смыслу картинки и распечатать их. Картинки выбираются в соответствии со смысловым назначением каждого кубика:

1 кубик – начало истории, выбор героев;

2 кубик - раскручивание сюжета, куда герои хотят отправиться (что найти);

3 кубик - на чем, с помощью чего герои действуют; волшебное средство/помощник;

4 кубик - кульминация (решающее событие); завершение истории.

Затем, на грани кубиков-основ нужно наклеить эти картинки.

На каждом кубике 6 граней. На каждую грань наклеиваем изображение.

Основным вариантом использования кубиков, как и задумывал автор, остается сочинительство, рассказывание историй. Сочинять истории можно просто так, в качестве развлечения.

Творческое рассказывание представляет один из сложных видов это один из более сложных видов речевой деятельности и требует большой предварительной работы, пособие «Кубики историй» предполагает возможность проведения как подготовительной так и основной работы.

Уважаемые коллеги, с какими сложностями в речевом развитии детей вы сталкиваетесь, какие проблемы вы можете обозначить?  ….ответы

А сейчас я вам хочу предложить некоторые эффективные приемы для работы, для решения данных проблем

Практическая работа:

Для детей на протяжении всего дошкольного детства является важной задачей расширение, активизация и уточнение словаря. Для решения этой задачи предлагаю игру

1.Игра «Каждый знает что бывает»

Для этого мы высыпаем все кубики на стол.                                                                     Педагог говорит скажите  «Каждый знает что колючим бывает»

 - Задача детей подобрать предметы к данному определению. 

 ( хрупким, тяжёлым, ароматным)

Каждый ответ формирует словосочетание.

Такое же упражнение можно провести отрабатываю глагольный словарь (Каждый знает что летает, бежит, катится, сломается, плавает)

2. Игра «Что у тебя»

Следующее упражнение на согласование с числительным. В этой игре я предлагаю  поиграть маленькими кубики.

На одном кубике у нас цифры, на другом предметы.

Я использую 1 игральную кость, и даю маленький кубик с предметами. Кладем их в стаканчик. Перевернув его получаем число и существительное. Можно спросить у ребенка : « - Что у тебя?»  Ребенок отвечает  по образцу: «У меня 3 птички».                                                                                                  Для согласования с прилагательным я использую кубики со сменными картинками.                                                                                                                       На одном кубике обозначены признаки, на другом предметы. Дети бросают кубики и оставляют словосочетания по образцу. (Грустный ёжик, злой заяц).

Для обучения детей фразовой речи также использую маленькие кубики.

 

3.Игра прием «Чудесный мешочек»

Ребенок выбрасывает 2 кубика. Педагог спрашивает; «-Что нарисовано  у тебя на картинках? Объедини эти два слова». Ребенок  составляет предложение из выпавших картинок.

 Педагог может предложить другим детям придумать свои варианты.

В этом же упражнении удобно закреплять у детей пространственные представления с помощью предлогов. Я спрошу у ребенка правильно ли сказать так: «Маша села за листик? Маша наступила на листик?»

Такая предварительная работа знакомит детей с пособием, формирует лексико-грамматический строй, обучает фразовой речи. И подводит ребенка к составлению рассказов.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Как и у каждой игры в «Кубиках историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем тематику жанр какой рассказ мы будем сочинять (сказка, детектив, смешная история)

1) Вступление (Вспышка) – ее цель — заинтересовать детей, захватить их внимание. Каждая история должна начинаться с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу: «однажды….», «как-то раз….» или «в некотором царстве».

2) Развитие события (раскручивание сюжета истории). Эта часть дает возможность глубже проникнуть в суть истории, ее конфликт. Долгий путь - это возможность для героя противостоять трудностям, познавая тем самым себя и мир вокруг. Какой урок должен выучить Ваш герой? История ведется от 3-го лица.

3) Кульминация (разворачиваются основные события истории). Напряжение сюжета становится максимальным. Когда обстановка внутри истории накаляется до предела, появляется неожиданное разрешение проблемы. В итоге находится решение, но оно оказывается совсем не таким, как все ожидали. Герой выходит победителем.

4) Заключение (итог истории). Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ 1-2 предложениями, как в басне – мораль.

5.Составление рассказа

6.Рефлексия:

- Давайте, вместе обсудим, какая история у нас получилась?

- Чему она нас учит? Что мы можем сказать о наших героях?

-Понравилось ли Вам сочинять историю?

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Выводы:

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования «Кубиков историй» техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:  повышение интереса к занятию и как следствие повышение концентрации внимания; развитие связности высказывания; обучение составлению рассказов; повышение речевой активности; развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия. Данную технологию я успешно использую в своей работе. Современные дети требуют современных идей. Данными кубиками можно играть и дома с детьми, в продаже есть кубики для взрослых ими можно играть на семейных праздниках с друзьями, и близкими.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Перспектива» городского округа Власиха Московской области. Подготовила : воспитатель высшей квалификационной категории Ярошенко Людмила Григорьевна Власиха , 2023 «Мастер-класс» «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Сторителлинг ( англ. storytelling ) переводе звучит как « рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – « сказительство » . Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы. Задачи: 1 . Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников. 2 . Уточнять использование грамматических форм речи . 3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Слайд 3

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста. 1.Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. 2.Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование . 3.Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 4 . Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей . Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Слайд 4

Сторителлинг к лассический цифровой активный

Слайд 6

«Кубики историй» Структура сторителлинга : Вступление «Когда-то давным-давно..,садитесь поближе, я вам расскажу.., однажды.., в некотором царстве, в некотором государстве.., жили- были..,это произошло темной и дождливой ночью.., н аш герой понятия не имел, что его ждет..;» 2 . Развитие событий: сюжетные направления и нравы персонажей 3. Кульминация: происходит накал страстей 4.Заключение: итог кратко

Слайд 8

Принцип хороших историй. Простота Неожиданность Конкретность Реалистичность Эмоциональность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...

Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...

«Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство  развития связной речи у старших дошкольников».Методика «сторителлинг&ra...

презентация "Кубики историй или сторителлинг, как средство развития связной речи дошкольников "

Слово «сторителлинг» (storytelling) в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» очень многогранная, много...

Мастер-класс «"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....