НОД "Путешествие в мир азбуки"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Маркина Наталья Алексеевна

 

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости.

Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги; отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании

предложений по схеме по опорным словам и картинкам, развивать мышление, внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема. Путешествие в мир азбуки.

Программное содержание. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости.

Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов,

совершенствовать умение делить слова на слоги; отвечать на

вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании

предложений по схеме по опорным словам и картинкам, развивать мышление, внимание, память.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту,

взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение

слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в

коллективе.

Материалы и оборудование. Схема путешествия, таблица для чтения слов и составления предложений, карточки для игры «Буква потерялась», модели слов с картинкой, цветные карточки для звукового анализа, магнитная доска, материал для экспериментирования: колба,  уксус, пищевой краситель.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и передадим друг

другу свое хорошее настроение.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Воспитатель. Ребята!  Почему у нас на столах нет наших Азбук?

Дети. Пропали наши Азбуки.

Воспитатель. Не будем терять время и отправимся на поиски их.

Потому что нам нужно подготовиться к следующему занятию.

В этом нам поможет вот эта  карта. Кажется,  здесь есть какая-то подсказка, которая поможет нам в наших поисках. Нам предлагают пройти по дороге слов и предложений. А это, что за дорога?

Дети. Звуковая дорога.

Воспитатель.  Займем свои места и поможем своими знаниями вернуть наши Азбуки.

Чтобы сесть за стол, нужно раскодировать слово.

Игра «Угадай первый звук» (дети берут в руки карточки с изображением предметов,  называют его и выделяют первый звук в слове).

Воспитатель. Отправляемся по дороге слов и предложений.

Работа по схемам.

Воспитатель. Из чего состоит наша речь? ( из слов и предложений).

Воспитатель. Назовите слова на тему «Космос». «Живая природа». «Не живая природа».

Работа по схемам.

Составление предложения из трех слов с ключевым словом «рисует», «мороз», «весна». (эти же слова по ходу делятся на слоги, см. приложение №1).

Составление предложения из четырех слов с использованием  картинки (в этом задании акцент делается на длинные и короткие слова).

Воспитатель. Поиск наших «Азбук»  продолжаем по звуковой дорожке.

Звуковой анализ слов «сыр» «лимон»,  с использованием  звуковых фишек и модели слов с картинкой.

(см. приложение №2).

Воспитатель. Получили сигнал, что наши поиски в правильном направлении.

Работа с раздаточным материалом.

Впереди у нас река и нам нужно построить мост из слов и предложений. Затем  их прочитать и составить из них предложения. (таблица «весна пришла»)

Физкультминутка.

Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка.

Выполняется хором). 

Ли – лэ – ла. Ри – рэ – ра. Эни – бэни. Рики – таки.

Шурба – урба. Синти – бряки. Дэу – дэу. Шах – мадэо. Бац.

Воспитатель. Переходим с вами в следующий этап нашего поиска.

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей ( летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие  неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

Воспитатель. А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Я плююсь огнём и лавой

Я опасный великан,

Славен я не доброй славой,

Как зовут меня?

Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В

вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости

водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель

добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.

Дети. Вулкан.

Чтобы затушить извержение вулкана вам нужно найти затерянные буквы.

Игра. «Потерянная буква»

Воспитатель.

А на нашем пути следующее

испытание.

Лежит ковёр большой-большой,

А не ступишь на него ногой.

Дети. Небо.

 Гимнастика для глаз

Воспитатель. Давайте нарисуем на небе звезду глазами. Для

этого глазами следите за направлением моей руки.

Воспитатель. Подберите родственные слова к слову звезда.

Дети. Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт,

звездопад.

Воспитатель. Что такое родственные слова?

Дети. Слова родные друг другу.

Воспитатель. Как понимаете слово звездопад?

Дети. Явление, когда падают звёзды.

Воспитатель. Ребята! Упала звездочка с небес. С непростым ключиком.

На ключике написано, что вы со всеми заданиями справились и можем открыть ключем  этот сундучок.

Воспитатель. Это очень важная книга для нас, по ней мы учились читать. И сей час мы еще раз покажем,  чему мы научились.

Дети читают короткий рассказ по Азбуке.

Итог занятия. Какое задание вам интереснее всего было выполнить во время путешествия.



Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема. Путешествие в мир азбуки.

Программное содержание. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости.

Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов,

совершенствовать умение делить слова на слоги; отвечать на

вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании

предложений по схеме по опорным словам и картинкам, развивать мышление, внимание, память.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту,

взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение

слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в

коллективе.

Материалы и оборудование. Схема путешествия, таблица для чтения слов и составления предложений, карточки для игры «Буква потерялась», модели слов с картинкой, цветные карточки для звукового анализа, магнитная доска, материал для экспериментирования: колба,  уксус, пищевой краситель.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и передадим друг

другу свое хорошее настроение.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Воспитатель. Ребята!  Почему у нас на столах нет наших Азбук?

Дети. Пропали наши Азбуки.

Воспитатель. Не будем терять время и отправимся на поиски их.

Потому что нам нужно подготовиться к следующему занятию.

В этом нам поможет вот эта  карта. Кажется,  здесь есть какая-то подсказка, которая поможет нам в наших поисках. Нам предлагают пройти по дороге слов и предложений. А это, что за дорога?

Дети. Звуковая дорога.

Воспитатель.  Займем свои места и поможем своими знаниями вернуть наши Азбуки.

Чтобы сесть за стол, нужно раскодировать слово.

Игра «Угадай первый звук» (дети берут в руки карточки с изображением предметов,  называют его и выделяют первый звук в слове).

Воспитатель. Отправляемся по дороге слов и предложений.

Работа по схемам.

Воспитатель. Из чего состоит наша речь? ( из слов и предложений).

Воспитатель. Назовите слова на тему «Космос». «Живая природа». «Не живая природа».

Работа по схемам.

Составление предложения из трех слов с ключевым словом «рисует», «мороз», «весна». (эти же слова по ходу делятся на слоги, см. приложение №1).

Составление предложения из четырех слов с использованием  картинки (в этом задании акцент делается на длинные и короткие слова).

Воспитатель. Поиск наших «Азбук»  продолжаем по звуковой дорожке.

Звуковой анализ слов «сыр» «лимон»,  с использованием  звуковых фишек и модели слов с картинкой.

(см. приложение №2).

Воспитатель. Получили сигнал, что наши поиски в правильном направлении.

Работа с раздаточным материалом.

Впереди у нас река и нам нужно построить мост из слов и предложений. Затем  их прочитать и составить из них предложения. (таблица «весна пришла»)

Физкультминутка.

Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка.

Выполняется хором). 

Ли – лэ – ла. Ри – рэ – ра. Эни – бэни. Рики – таки.

Шурба – урба. Синти – бряки. Дэу – дэу. Шах – мадэо. Бац.

Воспитатель. Переходим с вами в следующий этап нашего поиска.

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей ( летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие  неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

Воспитатель. А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Я плююсь огнём и лавой

Я опасный великан,

Славен я не доброй славой,

Как зовут меня?

Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В

вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости

водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель

добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.

Дети. Вулкан.

Чтобы затушить извержение вулкана вам нужно найти затерянные буквы.

Игра. «Потерянная буква»

Воспитатель.

А на нашем пути следующее

испытание.

Лежит ковёр большой-большой,

А не ступишь на него ногой.

Дети. Небо.

 Гимнастика для глаз

Воспитатель. Давайте нарисуем на небе звезду глазами. Для

этого глазами следите за направлением моей руки.

Воспитатель. Подберите родственные слова к слову звезда.

Дети. Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт,

звездопад.

Воспитатель. Что такое родственные слова?

Дети. Слова родные друг другу.

Воспитатель. Как понимаете слово звездопад?

Дети. Явление, когда падают звёзды.

Воспитатель. Ребята! Упала звездочка с небес. С непростым ключиком.

На ключике написано, что вы со всеми заданиями справились и можем открыть ключем  этот сундучок.

Воспитатель. Это очень важная книга для нас, по ней мы учились читать. И сей час мы еще раз покажем,  чему мы научились.

Дети читают короткий рассказ по Азбуке.

Итог занятия. Какое задание вам интереснее всего было выполнить во время путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...