Игры для развития фонематического слуха дошкольников
статья по развитию речи на тему
Игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fs_u_detey.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов.
В младшем дошкольном возрасте появляется особый интерес к словам. Дети обращают внимание на звуковое оформление слов, пытаются исправить тех, кто неправильно произносит слова. Но в этом возрасте дети могут определить какой звук произнесен неправильно, хотя замечают несоответствие в звуковом оформлении слов. На данном возрастном этапе нужно учить малышей четко и правш произносить, слышать и различать звуки в словах.
Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях. Проводя их воспитатель учит детей внимательно слушать речь, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию слова, то есть развивает у детей слуховое внимание и слуховое восприятие.
Игры и упражнения па развитие слухового внимания:
Цель: развивагь у детей слуховое внимание, учить соотносить звучащее слово с предметом картинкой, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.
- «Скажи, что ты слышишь».
Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки услышат (щебет птиц, звонок, дудочку и т.д.)
- «Тихо - громко».
Оборудование: бубен, тамбурин. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко. Соответственно звучанию дети выполняют движения: тихо идут па носочках, громко бегут.
- «Угадай, что звучит»
Воспитатель показывает музыкальные инструменты, называет их, производит звучание и просит повторить. Затем устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Дети отгадывают. Воспитатель следит, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
- «Назови животных и скажи, кто как кричит».
У педагога в коробке набор игрушек: животные, птицы. Он вынимает одну игрушку и спрашивает: «Кто это?». После того, как дети назвали игрушку, педагог просит показать, как кричит животное (птица). Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и четко называли звукоподражания.
В среднем дошкольном возрасте воспитатель продолжает начатую работу по развитию слухового восприятия, совершенствование фонематического слуха. Используя предлагаемые игры упражнения, педагог учит детей слушать речь окружающих, узнавать знакомый звук, вычленят слова с заданным звуком. Развивая у детей слуховое внимание, фонематический слух воспитатель подготавливает детей к обучению звуковому анализу слов. Вся работа планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, а также вне занятий.
- «Угадай, чей голос».
Воспитатель, имитируя голоса животных предлагает детям отгадать, кто как кричит. После этого предлагает определить взрослое это животное или маленькое (громко - тихо).
- «Возьми игрушку».
У воспитателя игрушки, названия которых состоят из 3-4 слогов.
Шепотом воспитатель ребенку называет игрушку, далее по цепочке дети передают это слово.
Последний ребенок подходит, берет игрушку и громко называет её.
- «Повтори правильно».
Воспитатель называет слово и предлагает детям быстро и чегко повторить. Если ребенок задержался, он должен повторить слово в замедленном темпе.
Аквариум, кукуруза, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали и др.
- «Красный - белый»
У каждого ребенка по два кружка: красный и белый
Педагог предлагает детям внимательно послушать слова и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть звук - поднимают дети красный кружок, если нет - белый.
- «Найди игрушку».
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы с определенным звуком.
Слушая ответы детей, воспитатель просил их выделять в словах голосом заданный звук.
- «Будь внимательным».
Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов с определенным звуком, а так же - слова, где данного звука нет. Дети когда услышат слово с заданным звуком хлопают в ладоши. Если дети затрудняются и ошибаются, воспитатель произносит слова голосом, выделяя звук.
В старшем дошкольном возрасте дети могут произносить практически все звуки. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие звука в слове. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков воспитатель предлагает игры, направленные на подбор слов с заданным звуком, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз. Сначала дети учатся выделять слова только с одним из заданных звуков. Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (начало, середина, конец слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи.
После того, как дети научились справляться с этим заданием, даются упражнения на выделение из фраз слов, включающих пары звуков, требующих дифференциации: Мама купила Оксане зайчика (с-з). Далее предлагаются фразы насыщенные дифференцируемыми звуками и находящиеся в разных позиционных условиях: Маша дружит с Мишей и Женей (ш-ж).
В подготовительной группе дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, хорошо справляются с заданиями, направленным на различение пар звуков, подбор слов с заданным звуком. Воспитатель предлагает задания, в которых требуется установить, чем отличаются слова, близкие по звучанию Галка - Палка, Щель - Ель.
- «Какой звук есть во всех словах».
Воспитатель произносит ряд слов в которых есть определенный звук. Дети определяют этот звук.
Шапка. Шуба. Шина (начало слова).
Шуба. Кошка. Мышь (разная позиция звука в слове).
- «Найди и назови нужное слово»
Выделить и назвать те слова, в которых есть заданный звук – С :
Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус…
- «Выдели из фраз нужные слова»
С - 3:
Зое подарили маленького слоника.
Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...
Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...
Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.
описание игр на развитие фонематического слуха дошкольников...
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников
Консультация для родителей...
Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.
Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....
Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....
Игры для развития фонематического слуха дошкольников.
Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, ...