"Жила-была посуда..."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Жила-была посуда…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД "Жила-была посуда..." | 175.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста
«Жила была посуда…»
Воспитатель: Корбелайнен Е. А.
Колпино
2018 г.
Цель: уточнить и расширить знания детей о посуде: возникновение, применение, назначение.
Задачи:
- учить детей различать и классифицировать посуду по видам, материалу, из которого она изготовлена, отличительным особенностям;
- совершенствовать грамматически правильную речь, умение отгадывать загадки, умение правильно образовывать относительные прилагательные, существительные при помощи суффиксов;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- воспитывать умение, договариваться и взаимодействовать.
Материалы: Карточки с изображением посуды, «волшебный» мешочек с игрушечной посудой, предметы посуды из разных материалов,
Отгадайте загадку:
Я рукотворная, звучащая,
Воды не боюсь,
Для еды гожусь,
А ударь - разобьюсь.
(Посуда)
В: Молодцы, ребята! Как интересно рассказано в загадке про посуду! Кто мне скажет, какими словами?
Д: рукотворная, звучащая, воды не боится, может разбиться.
В: А почему посуда названа «рукотворной»?
Д: Потому что посуда сделана руками человека.
В: Перечислите, какую посуду вы еще знаете.
Дети перечисляют…
Игровая ситуация «А что в мешочке?»
В: Ребята, в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте руку, щупайте и попробуйте на ощупь догадаться, что вам попалось.
Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож.
В: Все эти предметы можно назвать одним словом?
Д: посуда.
(Работа с карточками).
В: Сейчас я раздам вам картинки с изображением посуды. Ваша задача: рассмотреть карточки, подумать в какие группы можно объединить все изображенные на карточках предметы.
Дети объединяются в группы и объясняют, по какому признаку они объединились.
Например:
- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
- предметы, которые используют для того, чтобы есть пищу - столовые приборы
«Что из чего сделано?»
Ложка из дерева - деревянная.
Кастрюля из металла - металлическая.
Сахарница из фарфора - фарфоровая.
Стакан из стекла - стеклянный
Вилка из стали - стальная
Кувшин из глины - глиняный
Стаканчик из бумаги – бумажный.
Сковорода из чугуна – чугунная
Сухарница из пластмассы - пластмассовая
Конфетница из хрусталя - хрустальная
Нож из серебра - серебряный
Ложка из олова – оловянная ложка;
Кофейник из керамики – керамический
Тёрка из металла – металлическая тёрка
Маслёнка из пластмассы – пластмассовая
Нож из стали – стальной нож.
В: Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?
Д: Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.
Дидактическая игра «Звучащая посуда»
В: Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала как будет звучать.
Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, деревянных ложек, пластмассовых чашек…
В: Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?
Д: Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.
В: Что значит «годится для еды»?
Д: Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.
Игра «Умный словесник»
- Чашка, небольшой сосуд для соли, подаваемый к столу. (Солонка)
- Продолговатая тарелка для селёдки. (Селёдочница)
- Место для хранения хлеба. (Хлебница.)
- Сосуд для молотых зёрен перца. (Перечница.)
- Столовая посуда для сливочного масла. (Маслёнка.)
- Сосуд, кувшинчик для молока. (Молочник.)
- Сосуд для сухого чая. (Чайница.)
- Ваза, блюдо для сухарей. (Сухарница.)
- Посуда для варенья. (Розетки под варенье.)
- Посуда для жарения, тушения уток, куриц, капусты. (Утятница.)
- Большая разливательная ложка. (Половник.)
- Кухонная посуда в виде ковша с мелкими отверстиями для отцеживания жидкости. (Дуршлаг.)
- Сосуд для соуса. (Соусник.)
В: в загадке есть еще одна фраза «А ударь - разобьюсь». Что бы это значило?
Как нужно относиться к посуде?
Д: Нужно очень бережно относятся к посуде, поскольку она хрупкая и может разбиться, и пропадет труд человека, который её делал.
Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть.
В: Как надо ухаживать за посудой?
Д: Сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
Каждая вещь достойна, чтобы с ней аккуратно обращались. Сейчас проверим, знаете ли вы ласковые слова.
Игра «Назовите посуду ласково»
Чашка – чашечка
Ложка – ложечка
Кастрюля – кастрюлечка
Крышка – крышечка
Сковородка – сковородочка
Кувшин – кувшинчик
В: Есть одно стихотворное произведение о горе бедной бабушки, от которой сбежала вся посуда и все кухонные принадлежности. Догадались, о чем идет речь? Кто помнит, его автора? К какому жанру относится это произведение: рассказ, сказка, басня? Объясните, почему вы так думаете?
Предлагаю проверить как хорошо вы знакомы с этим произведением и ответить на вопросы шуточной викторины:
1. Кого обидела бабушка Федора?
- Своих котов
- Утюги, самовар и блюдца
- Курочку
2. На ком, как на лошади, ехал самовар?
- На кресле
- На комоде
- На столе
3. Почему от Федоры убежала посуда и домашняя утварь?
- Федора была неряхой и держала посуду в грязи
- Федора любила посуду
- Им стало скучно у Федоры
4. Что сделали коты со своими хвостами, когда увидели посуду?
- поджали
- расфуфырили
- распушили
5. Кто завелся в кадушке?
- Тараканы
- Лягушка
- Жаба
6. Кто остался дома у неряхи Федоры, когда вся посуда сбежала?
- Коты
- Стол
- Тараканы
7. Где шли Чайник с Утюгом, когда у них не осталось сил?
- В полях и лесах
- На лугу
- Во дворе у Федоры
8. Почему Федора пошла возвращать свою посуду?
- Она стала добрей
- Ей стало без них грустно
- Она заскучала по своей посуде
9. Что стала делать посуда, когда вернулась к Федоре?
- Встала обратно на полочки
- Стала жарить и печь
- Помогала Федоре с уборкой
10. Чем угощал Самовар Федору?
- Баранками
- Сладким Чаем
- Плюшками.
В: В завершение нашего занятия я хочу прочесть вам стихотворение:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- вам понравилось наше занятие?
- Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жили- были ручки, жили- были ножки"
Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...
конспект НОД "Жила-была посуда"
Познакомить детей с историей изготовления посуды, её разновидности и примение....
"Жила - была посуда"
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия (лепка) по теме "Посуда"...
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи ОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»
Конспект НОД в старшей группе по развитию речиОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бы...
Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:«Жила-была посуда…»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Жила- была посуда..."...