НОД Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила» (Тема «Зимующие птицы»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Задачи. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие общеречевых навыков. Совершенствование навыков чтения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления, памяти. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_soroka_klesta_sudila.docx | 897.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 53»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Путешествие в сказку
«Как сорока клеста судила»
(Тема «Зимующие птицы»)
Подготовила и провела:
Спраговская О.В.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
январь, 2019г.
Задачи. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие общеречевых навыков. Совершенствование навыков чтения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления, памяти. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа.
Разучивание: упражнения «Снегирь», чистоговорки про сороку.
Материалы и оборудование. Иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, игра «Кормушка», магнитная доска, карточки со слогами, мяч.
Ход занятия
1. Организация начала занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование творительного падежа имен существительных). Совершенствование формы речи. Развитие мышления, навь ков звукового и слогового анализа слов. Развитие мышления.
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся сказку. Чтобы туда попасть, выполните несколько заданий. Помогите мне «починить слова, которые «сломались».
У каждого ребенка из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО. Дети выкладывают слова: СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, ГИРЬ, ВОРОНА.
Воспитатель. Спасибо. Теперь прочитайте эти слова.
Дети читают эти слова.
Воспитатель. Кто это такие?
Дети. Это зимующие птицы.
Воспитатель. Почему мы называем их зимующими?
Дети. Мы называем этих птиц зимующими, потому что они зимуют у нас.
Воспитатель. Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?
Дети. Мы можем подкормить птиц.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим?»
Воробья - крошками,
Синицу - салом,
Снегиря - рябиной,
Свиристеля - семечками,
Голубя - пшеном.
Воспитатель. Вы составили названия зимующих птиц. Какие гласные звуки в слове СИНИЦА?
Дети. В этом слове гласные звуки [И], [И], [А].
Воспитатель. Какие согласные звуки есть в этом слове?
Дети. В этом слове есть согласные звуки [С'], [Н'], [Ц].
Воспитатель. Дайте характеристику звукам [С'], [Н'].
Дети. [С'], [Н'] - мягкие согласные звуки. [С'] - глухой согласный, [Н'] - звонкий согласный.
Воспитатель. А теперь расскажите о звуке [Ц].
Дети. Это согласный, всегда твердый, глухой звук.
Воспитатель. А сколько слогов в слове СИНИЦА?
Дети. В этом слове три слога.
Воспитатель. Почему?
Дети. Это слово делится на три слога, потому что в нем три гласных звука.
2. Рассказывание логопедом сказки «Как сорока клеста судила». Развитие речевого слуха, творческого воображения.
На доске выставляется иллюстрация.
Воспитатель. Девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
- Что за шум? За что клеста судить? - спросил он.
- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
- И холодов не боишься?
- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.
- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? - поинтересовался он.
- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
- А как же она питается? - спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.
- Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. - Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное - так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:
- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.
- Трещишь без толку, - поддержала его синица.
- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.
3. Упражнение «Снегири». Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности). Координация речи с движением.
Воспитатель. Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Сделаем упражнение «Снегири». Я прошу вас говорить правильно и выразительно, двигаться красиво.
Дети выполняют упражнение.
Дети
Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)
В красных майках снегири (Руками показывают грудку.)
Распустили перышки, (Делают мелкие потряхивающие движения рук,
Греются на солнышке. опущенных вдоль тела.)
Головой вертят (Повороты головой влево-вправо два раза.)
Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивая руками.)
Кыш! Кыш! Улетели! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать
За метелью! За метелью! руками, как крыльями.)
4. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах, образе жизни и повадках. Развитие памяти.
Воспитатель. Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
Дети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».
Воспитатель. За что сорока собралась судить клеста?
Дети. Сорока решила судить клеста зато, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.
Воспитатель. Поддержали лесные птицы сороку?
Дети. Лесные птицы не поддержали сороку.
Воспитатель. А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?
Дети. Мы встретились в сказке со снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, с совой.
Воспитатель. Что вы узнали из сказки о жизни клестов?
Дети. Клесты выводят птенцов зимой.
Они устраивают теплое гнездо среди еловых веток, утепляют его перьями и шерстью.
Клестиха сидит на яйцах полмесяца, а клест приносит ей корм: семена ели, почки березы и ели.
К весне клестята уже научатся летать.
Воспитатель. Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой, клестом, сини свиристелем, дятлом, совой?
Далее воспитатель помогает вспомнить каждому из детей слова роли.
Разыгрывается сценка из сказки.
5. Упражнение «Будь внимательным». Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.
Воспитатель. А теперь пройдите за столы, садитесь, возьмите карточки. Кто на них изображен? (У детей карточки с наложенными изображениями зимующих птиц.)
Дети. У нас на карточках снегирь, глухарь, клёст, дятел.
Воспитатель. Заштрихуйте снегиря карандашом красного цвета, дятла чёрным карандашом, клеста коричневым карандашом.
Дети выполняют штриховку, воспитатель оценивает их работу.
6. Проговаривание чистоговорки. Работа над общими речевыми навыками: звукопроизношением, четкостью дикции. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.
Воспитатель. Встаньте в круг, выпрямите спины, опустите руки. Давайте отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох.
Воспитатель включает магнитофон, звучит спокойная инструментальная музыка. По команде воспитателя дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.
Воспитатель. Теперь давайте вспомним нашу чистоговорку про сороку. Помните, что говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами, на одном выдохе после задержки дыхания. Следите за моими командами.
Дети. Сорока-белобока тараторила без прока.
Далее дети проговаривают чистоговорку по одному, воспитатель следит за дыханием детей, потом выключает магнитофон.
7. Игра «Кормушка». Развитие грамматического строя речи (употребление предлогов). Воспитатель. Подойдите к наборному полотну. Давайте поиграем в игру «Кормушка». Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами.
Воспитатель прикрепляет на наборном полотне кормушку и плоскостные изображения птиц. Дети комментируют действия логопеда.
Дети.
- Дятел летит к кормушке. Маленькое слово к.
- Снегирь сидит в кормушке. Маленькое слово в.
- Синица качается над кормушкой. Маленькое слово над.
- Воробей спрятался под кормушкой. Маленькое слово под
- Свиристель выглядывает из-за кормушки. Маленькое слово из-за.
И т. д.
8. Организация окончания занятия.
Воспитатель. Вот и приближается к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?
Дети. Мы побывали в сказке «Как сорока клеста судила».
Воспитатель. О каких птицах эта сказка?
Дети. Эта сказка о зимующих птицах.
Воспитатель. Чем мы занимались на занятии?
Дети. Мы составляли слова, показывали сказку, выполняли штриховку, делали упражнение «Снегири», проговаривали чистоговорку и т. п.
Далее воспитатель положительно оценивает деятельность каждого ребенка и дает детям домашнее задание.
Воспитатель. Дома постарайтесь рассказать сказку маме, папе, бабушке, дедушке и нарисовать картинку к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила"
Использование логосказки в работе над лексической темой...
Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила".
Логопедическое занятие по развитию речи по теме "Зимующие птицы" по Нищевой....
Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам сказки "Как сорока клеста судила"
В данном конспекте представлены интеграции образовательных областей:- Коммуникация- Музыка- Художественное творчествоИспользование малых фольклорных форм и сказки....
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...
«Как сорока клеста судила» Конспект открытого занятия
Обучение пересказу с опорой на схемуРазвитие связной, выразительной речи.Активизация словаря детей по теме: «Зимующие птицы».Совершенствование навыков чтения, деления слов на слоги.Развити...
Презентация сказки "Как сорока клеста судила"
презентация...
«Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы").
laquo;Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы")....